USAID, американское Агентство по международному развитию, сворачивает работу в России. Один из ключевых спонсоров российских НКО уверяет, что направление на выход ему указал Кремль. Москва по сути подтвердила информацию об изгнании USAID, заявив, что "деятельность Агентства в нашей стране далеко не всегда отвечала заявленным целям". Сильнее всего от ухода американцев пострадают правозащитники, надзор за деятельностью которых в России в последнее время был значительно ужесточен.
Свернуть всю работу в России сотрудникам USAID предписано к 1 октября. В сообщении МИД РФ это решение объясняется, в первую очередь, тем, что организация пыталась влиять "через распределение грантов на политические процессы, включая выборы различного уровня, и институты гражданского общества". Вопросы у Москвы вызывала и деятельность USAID в российских регионах, "особенно на Северном Кавказе", о чем МИД неоднократно предупреждал американцев. Российское гражданское общество, полагает МИД РФ, стало вполне зрелым и больше не нуждается во "внешнем руководстве".
Американцы исход USAID комментируют более сдержанно. "Несмотря на то, что физическому присутствию USAID в России положен конец, мы остаемся привержены поддержке демократии, прав человека, укреплению гражданского общества в России и мы продолжим работу с российскими некоммерческими организациями", - заявила пресс-секретарь Госдепартамента США Виктория Нуланд, добавив, что Москва уведомила Вашингтон о своем решении еще неделю назад.
Зато решение о ликвидации представительства USAID в России вызвало резкую критику со стороны правозащитников. "Американцы сворачивают из-за невозможности работать в нашей стране. Но они не жертва. Это мы жертва - я имею в виду не только тех, кто получал гранты, но и наше население, которое на эти гранты получало полезные услуги - бесплатные юридические приемные, образовательные программы и так далее", - сказала "Интерфаксу" глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева. Глава движения "За права человека" Лев Пономарев, в свою очередь, заявил, что обеспокоен судьбой других иностранных фондов, которые, по его словам, тоже могут быть "изгнаны" из России.
В России в начале 1990-х годов USAID (чей офис находится в здании американского посольства в Москве) занималось не только "политическими" проектами, но и таким далекими от политики вещами, как борьба со СПИДом, строительство домов для российских военнослужащих, проекты защиты уссурийского тигра. И даже модернизовало систему освещения на Тверском бульваре Москвы, расположенном в десяти минутах ходьбы от Кремля. При этом работу агентства в России костерили за излишнюю бюрократизацию, а решения ее руководства называли непоследовательными и даже вредными для самой организации. Оппоненты критиковали российское представительство USAID за то, что большая часть выделенных агентством денег тратилась в самих же США - например, на оценку качества предлагаемых программ и на зарплаты руководителей организации, отвечавших за экспертизу и непосредственно за работу в России.
Молодому российскому обществу консультации западных экспертов тогда приносили мало пользы, так как американцы просто не понимали, в каком состоянии пребывает погрузившаяся в хаос постсоветская экономика. Ненужное оборудование, которое поставляло USAID, в России просто продавали на сторону, чтобы потратить средства на социальные проекты, а некомпетентных экспертов ругали на чем свет стоит. Но для Вашингтона отказаться от деятельности USAID в России было немыслимо, так как это означало бы отказ от поддержки российских реформ в целом. В результате руководство российского направления в USAID взяло курс на оптимизацию: проще говоря, многие проекты агентства были свернуты. Среди прочих, к примеру, пострадал "Газпром", для которого американцы закупали оборудование: выяснилось, что российский концерн способен самостоятельно приобрести все что нужно.
К концу 1990-х программы помощи USAID были переориентированы с уровня федерального правительства на регионы, при этом большая часть средств выделялась на стимулирование долгосрочных изменений (образовательные обмены, поддержка НКО, помощь малому бизнесу), необходимых для развития гражданского общества и рынка. Тем не менее, в 2000-х значительный эффект от всех этих усилий все еще не наблюдался. Программы для России в USAID стали финансироваться по остаточному принципу.
Если в 1990-е годы Россия входила в число крупнейших получателей финансовой помощи из США, то сегодня из миллиардов долларов, которые американцы ежегодно тратят через USAID по всему миру, России достаются крохи - несколько десятков миллионов долларов (впрочем, половина этих средств идет "на демократию").
В 2000-х годах в России отношение к USAID, как, впрочем, и к другим иностранным донорам, изменилось. Цветные революции в странах СНГ, сопровождаемые наивно-миссионерской риторикой Госдепартамента США, раздражали Москву, традиционно считавшую постсоветское пространство зоной собственных интересов. Еще больше Кремль был недоволен деятельностью НКО, работавших на иностранные гранты непосредственно в России "к сожалению, находятся те, кто шакалит у иностранных посольств, рассчитывает на поддержку зарубежных фондов и правительств, а не на поддержку собственного народа. Им нужна слабая власть и слабое государство, с тем чтобы они могли за спиной обделывать свои делишки и получать коврижки за наш с вами счет" - заявлял по этому поводу президент Владимир Путин. В декабре 2007 года МИД РФ объявил о закрытии в России части отделений Британского совета, известного своими грантовыми программами.
Вскоре в половине "новых демократий" революция пожрала своих детей, а российские власти, успокоившись сами, до поры оставили в покое и "зарубежные фонды". Отчасти тому способствовал курс на сближение с США, который был заявлен после избрания на пост президента Барака Обамы. Но после волны революций в арабских странах и подъема протестного движения в России отношение Кремля к неправительственным организациям, а также их спонсорам, вновь резко изменилось.
Российскую организацию "Голос", одного из получателей помощи USAID, перед декабрьскими выборами в Госдуму проверяли все кому не лень: депутаты, ЦИК, таможня, журналисты НТВ. После публикации "Карты нарушений" на выборах, составленной по сообщениям граждан, сайт "Голоса" рухнул под напором хакерских атак. Изъятый уже в июне 2012 года у Ксении Собчак миллион с лишним евро вызвал целый шквал разговоров про то, что лидеров российской оппозиции спонсирует Госдеп США.
В последние годы российские власти неоднократно обвиняли Запад во вмешательстве в свои внутренние дела, а с возвращением Владимира Путина в Кремль ужесточили законодательные нормы для некоммерческих организаций, получающих финансирование из-за рубежа. Оппозиция назвала этот шаг частью кампании, направленной на подавление уличных протестов, а политологи указывали, что зарегистрированные НКО, в том что касается "революционной" угрозы, куда менее опасны для властей, нежели отдельные индивиды и незарегистрированные группы.
Позицию Кремля по этому вопросу предельно четко обрисовал сам Путин. 12 сентября в Краснодаре, во время заседания, посвященного воспитанию патриотизма у молодежи, президент заявил, что попытки неких сил влиять на мировоззрение целых народов и стремление подчинить их своей воле, навязать им свою систему ценностей и понятий - "это абсолютная реальность, так же как борьба за минеральные ресурсы, с которой сталкиваются многие страны, в том числе и наша страна". По мнению Путина, культурное самосознание, духовные, нравственные ценности, ценностные "коды" являются объектом хорошо срежиссированных пропагандистских атак.
"И это никакие не фобии, ничего я здесь не придумываю, так оно и есть на самом деле", - отрезал глава государства. К этому моменту в USAID уже больше недели как знали о том, что Москва в услугах агентства больше не нуждается.
USAID часто обвиняют в подрывной деятельности. Для конспирологов агентство представляется эдакой рукой Госдепа, умело вставляющей палки в колеса независимых государственных машин. И надо сказать, что деятельность USAID время от времени вызывала раздражение не только у Кремля, но и, к примеру, у спецслужб США.
В 2007 году Вашингтон едва не одобрил комплекс мер, которые позволили бы ФБР и ЦРУ ужесточить контроль над НКО, получающими гранты от правительства США. Предполагалось, что в случае, если бы американцы обнаружили что-то подозрительное, то такой НКО можно было бы отказать в финансировании без объяснения причин. Действовать подобным образом Белый дом решил после того, как выяснилось, что финансирование по линии USAID получает палестинский университет, связанный с группировкой "ХАМАС", которую Вашингтон относит к террористическим организациям. Впрочем, соответствующие меры так и не были приняты, так как решение США вызвало резкую критику со стороны многих НКО по всему миру.
Впрочем, влияние USAID часто преувеличивается. Доказательств того, что иностранные фонды на средства USAID спонсируют российскую оппозицию, нет, как нет доказательств и того, что контакты с гражданскими активистами являются частью работы американских спецслужб. В противном случае, нет никаких сомнений, российские власти поспешили бы спровоцировать и распиарить скандал вокруг USAID через подконтрольные СМИ.
Журнал "Коммерсантъ-Властъ" отмечал, что еще на стадии подачи заявки на грант сотрудники американских фондов жестко отсекают те проекты, финансирование которых может быть однозначно интерпретировано Кремлем как поддержка российской оппозиции. Кроме того, законодательство США напрямую запрещает спонсирование любых иностранных политических партий или отдельных политиков, а финансирование уличной политики невозможно в принципе. Да и размер грантов обычно невелик, к тому же отчитываться за них перед дядюшкой Сэмом приходится по полной, поэтому российские НКО, "шакалящие у зарубежных посольств", вряд ли шикуют на зарубежные деньги.
Однако другие источники средств для поддержки НКО в России найти сложно: в 2006 году поправки в закон "О некоммерческих организациях" обязали организации, получающие деньги от иностранных организаций, публично раскрывать имена спонсоров. С тех пор крупные бизнесмены, желающие вкладывать средства в России, сотрудничать с НКО не спешат, и российским гражданским активистам приходится отчаянно искать другие возможности для финансирования своей деятельности. Сейчас крупнейший грантодатель в России - государство, но получить от него деньги может далеко не каждый. Поэтому тому же Алексею Навальному пришлось собирать средства для проекта "Роспил", направленного на борьбу с коррупцией во власти, у обычных граждан.
В 2008 году Россия и сама озаботилась влиянием на соседей: указом президента Дмитрия Медведева было создано федеральное агентство по делам СНГ (Россотрудничество), которое намеревалось заниматься международным гуманитарным сотрудничеством и связями с соотечественниками. По замыслу создателей, новая структура должна была стать аналогом USAID, продвигая российское влияние в ближнем зарубежье через ряд практических проектов. В реальности планы Кремля и МИД РФ обернулись фикцией: Россотрудничество так и не стало сколько-нибудь эффективным инструментом влияния Москвы на соседние независимые страны.
Путь "мягкой силы" Россотрудничества оказался чересчур мягок - судьбой соотечественников и НКО на постсоветском пространстве ведомство не интересовалось, предпочитая тратить средства на открытие культурных центров и проведение круглых столов. В Россотрудничестве, впрочем, уверяли, что делают все возможное в рамках крайне скудного бюджета, на что критики отвечали, что руководство агентства не в состоянии освоить даже те деньги, которые уже получило.
В начале марта 2012 года новым главой Россотрудничества был назначен Константин Косачев, который не скрывает своих планов превратить ведомство в эффективный внешнеполитический инструмент. В сентябрьском интервью газете "Коммерсантъ" Косачев заявил, что репутация и образ России в мире значительно хуже реальной ситуации в стране, а "презумпция виновности России" снижает влияние Москвы. Косачев обещает, что Россотрудничество займется финансированием ряда госпрограмм, главной из которых будет "внешнеполитическая деятельность" на приоритетном для страны постсоветском пространстве.