Цыпленок по-ирански

В ограниченный прокат выходит новая лента создательницы "Персеполиса"

Маржан Сатрапи родилась в Иране в 1969 году — причем в весьма либеральной семье. Девочка росла в Тегеране. После иранской революции родители решили отправить дочь на обучение в Европу — и в 14 лет Маржан оказалась в Вене. Австрия встретила ее не слишком приветливо. Марджан болталась по квартирам друзей, два месяца провела на улицах и чуть было не умерла от воспаления легких.

Затем Сатрапи вернулась в Иран, где получила диплом о высшем образовании. Позже Маржан вернулась в Европу и поселилась во Франции. В детали и подробности, касающиеся детства и юности Сатрапи, находятся в открытом доступе: она сама нарисовала четырехчастную автобиографическую новеллу "Персеполис". Более того, позже на основе комикса был снят одноименный полнометражный мультфильм. В 2008 году лента даже выдвигалась на "Оскар", однако американские академики предпочли "Рататуй".

"Персеполис" - не единственная графическая новелла Сатрапи. В 2004 году она опубликовала книгу "Цыпленок с черносливом" (на этот раз — не автобиографическую, хотя речь вроде бы идет о каком-то родственнике Маржан). В 2011 году на основе этой работы также был снят фильм. Написанием сценария и постановкой занималась сама Сатрапи и Винсент Паронно. Ранее Маржан и Винсент вместе работали над мультипликационной версией "Персеполиса".

Премьера "Цыпленка с черносливом" состоялась на кинофестивале в Венеции в сентябре 2011 года (картина входила в основную конкурсную программу). Через год лента добралась и до российских зрителей. Правда, прокат ее будет весьма ограниченным. Что, вообще говоря, довольно обидно. "Персеполис" был замечательным мультфильмом, но после его просмотра складывалось ощущение, что Сатрапи — человек несравнимо более интересный, чем ее же рассказ о самой себе. В "Цыпленке с черносливом" изложена история, которая кажется увлекательной даже без привязки к имени автора.

Главный герой нового фильма — гениальный иранский скрипач Нассер-Али (Матье Амальрик). Некий злоумышленник разбил его скрипку, после чего музыкант впал в печаль. Он попытался заменить инструмент, ради чего даже совершил поездку в другой город, но не тут-то было: ни одна из новых скрипок его не устраивала. Тогда Нассер-Али — человек женатый, да еще и отец двух малолетних детей — решил умереть. Он просто лег в постель и стал дожидаться ангела смерти.

За условную неделю, проведенную героем в постели, зрителям успевают рассказать о всех важнейших событиях, произошедших в жизни Нассера-Али с раннего детства и до 47 лет. В частности, во флэшбэках в эпизодической роли матери музыканта появляется Изабелла Росселлини. Кроме того, создатели картины заглядывают в будущее и рассказывают (с довольно ехидной интонацией) о том, как сложатся жизни детей скрипача — сына Сайруса и дочери Лили. Зрители также знакомятся с Иран, первой возлюбленной главного героя, с братом и супругой музыканта и даже узнают, что любимое блюдо Нассера-Али — это упомянутый в названии фильма цыпленок с черносливом.

Ленту Сатрапи и Паронно, наверно, корректно было бы сравнить с "Амели" Жана-Пьера Жене. Дело тут не только во внимании авторов к деталям и к построению не самых очевидных цепочек событий. Об "Амели" напоминает и сам киношный Тегеран, на улицах которого разворачиваются события "Цыпленка с черносливом". В фильме этот такой игрушечный город из папье-маше, где идет снег из ваты, небо такое яркое, как будто его раскрасили гуашью, а по ночам к тому же еще и усеянное звездами размером с яблоко каждая. Это искусственный город, Тегеран, каким его хотелось бы видеть Сатрапи (примерно таким же в "Амели" был Париж). Эффект только усиливается благодаря тому, что фильм снят в смешанной технике — например, в кадр с живыми актерами время от времени вторгается анимация.

Более того, в "Цыпленке с черносливом", как и в "Амели", довольно много бытовой магии. Дым, выпускаемый курильщиком, отправляется в путешествие по саду, учитель музыканта рукой ловит ветер, и так далее. И, наконец, в фильме Сатрапи и Паронно сразу две роли исполнил Жамель Деббуз, помощник продавца овощей из "Амели".

С другой стороны, к концу "Цыпленка с черносливом" становится понятно, что эту ленту можно было бы счесть и противоположностью "Амели". Фильм Жене был, в общем-то, о патологиях, но завершался вполне себе хэппи-эндом. Работа Сатрапи — это рассказ о самых обычных людях, но к финалу выясняется, что герой страдает не из-за сломанной скрипки, а из-за разбитого сердца, и что если ангела смерти долго и терпеливо ждать, он в конце концов явится.

В начале августа 2012 года стало известно, что Сатрапи впервые намеревается выступить в качестве режиссера англоязычного фильма (и "Персеполис", и "Цыпленок с черносливом" были сняты на французском). Новая картина будет называться "Голоса" ("The Voices"). На этот раз Маржан не принимает участия в написании сценария. Тем не менее, после "Цыпленка с черносливом" прямо-таки не терпится выяснить, каким же получится следующий фильм Сатрапи.

Культура00:01Сегодня

Отказались возбуждать

Год назад актрисы объявили войну голливудским насильникам. Хуже стало всем