В России в ближайшее время значительно ужесточат наказание за управление автомобилем в нетрезвом виде. Окончательный вариант нового законодательства пока не подготовлен, но в число суровых мер депутаты уже предлагают включить штраф в размере ста тысяч рублей, полное лишение прав, конфискацию автомобиля и даже пожизненное тюремное заключение. При этом российские власти, похоже, вновь оказались неспособны придумать более эффективных способов борьбы с пьянством за рулем, чем жесткие карательные меры.
22 сентября 2012 года на Минской улице в Москве водитель автомобиля марки Toyota Александр Максимов на скорости около 190 километров в час не справился с управлением и наехал на автобусную остановку. В результате пострадали десять человек, причем семеро из них погибли, включая пятерых подростков. По данным предварительного следствия, в крови водителя содержалось 1,55 промилле алкоголя. Позднее водитель признался, что прежде, чем сесть за руль, он "пил два дня". В отношении Максимова возбуждено уголовное дело, грозящее ему лишением свободы сроком до девяти лет.
В ночь с 21 на 22 сентября 2012 года ГИБДД Москвы провела рейд "Нетрезвый водитель", в ходе которого были задержаны 169 пьяных водителей, причем 76 из них отказались проходить медицинское освидетельствование. 24 сентября стартовал длительный рейд "Нетрезвый водитель", который планируется завершить 1 октября 2012 года. В первый же день рейда инспекторы задержали 81 нетрезвого водителя. Еще 49 человек отказались проходить медицинское освидетельствование, что, по российскому законодательству, фактически приравнивается к "пьянке" за рулем.
В общей сложности за восемь месяцев 2012 года ГИБДД Москвы выявила 7141 случай нарушения правил дорожного движения, связанный с управлением автомобилем в нетрезвом виде. Кроме того, еще 7759 водителей отказались пройти медицинское освидетельствование. По вине нетрезвых водителей в январе-августе 2012 года в Москве произошли 152 дорожно-транспортных происшествия, в которых 205 человек получили различные травмы и 15 - погибли. ГИБДД планирует начать рейд по "тотальной проверке" российских водителей на трезвость.
Согласно действующему законодательству (статья 12.8 Кодекса об административных правонарушениях) управление автомобилем в нетрезвом состоянии или передача управления машиной нетрезвому человеку карается лишением водительских прав сроком на полтора-два года. За повторное такое нарушение прав лишают уже на три года. При этом, если был задержан нетрезвый водитель, не имеющий водительского удостоверения или ранее лишенный его, он может быть арестован на срок до 15 суток или оштрафован на пять тысяч рублей. Отказ от прохождения освидетельствования, согласно статье 12.26 КоАП, карается лишением водительских прав сроком на те же полтора-два года.
В случае ДТП с жертвами нетрезвый водитель может понести уголовное наказание, но только если будет установлено, что автокатастрофа произошла по его вине. Однако в судебной практике нетрезвый водитель как правило автоматически признается виновным и отправляется в колонию, предварительно лишившись прав или выплатив штраф.
Таким образом, действующее законодательство, за исключением случаев автокатастроф, расценивает езду в пьяном виде как административное нарушение и грозит нарушителям сравнительно мягкими наказаниями. В последнее время в обществе сложилось убеждение, что этого недостаточно. Однако означает ли это, что нужно непременно ужесточать наказания для нетрезвых водителей, а не, например, требовать от дорожной полиции большей последовательности в борьбе с ними? Российские власти в этом, как и в целом ряде подобных случаев предпочитают не ломать голову и идти по наиболее простому пути: потенциальным нарушителям запрета на езду в пьяном виде решено объявить войну. Хорошо, если не на уничтожение.
В нынешнюю фазу активной борьбы с пьянством за рулем первой включилась партия "Единая Россия", пообещавшая уже до конца текущей недели внести на рассмотрение Госдумы законопроект, ужесточающий наказание за вождение в нетрезвом виде. Так, единорос Шамсаил Саралиев предложил приравнять пьянство за рулем к терроризму и нетрезвых виновников ДТП с жертвами сажать в тюрьму пожизненно. Его не поддержал депутат "ЕР", первый заместитель думского Комитета по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков. Он назвал предложение Саралиева "радикальной мерой" и предложил приравнять ДТП с жертвами по вине пьяного водителя к умышленному убийству, за которое следует наказывать 15 годами тюрьмы.
В свою очередь, руководитель фракции "ЕР" в Госдуме Андрей Воробьев объявил, что действующее наказание в виде штрафа на пять тысяч рублей и административного ареста на 15 суток (видимо, депутат имел в виду санкции за управление автомобилем в нетрезвом виде без прав) "ни в какие ворота не лезет". Воробьев полагает, что сумму штрафа необходимо увеличить по меньшей мере в 20 раз до ста тысяч рублей. В случае же, если водитель повторно попадется в пьяном виде за рулем, он может быть лишен прав пожизненно.
Следует отметить, что вопрос об ужесточении наказания при повторном лишении прав депутаты и правоохранительные органы обсуждают уже давно. Так, в мае 2012 года ГИБДД России предложила ввести обязательную сдачу теоретического экзамена для водителей, повторно лишенных прав за тяжкое нарушение ПДД. По сути, законопроект предлагает вернуть советскую практику, однако в более мягкой форме. В частности, в СССР требовалась пересдача экзамена даже при восстановлении водительских прав после первого лишения.
Но пока единоросы занимались мозговым штурмом, пытаясь придумать наказание для нетрезвых водителей поизощреннее, партия ЛДПР внесла на рассмотрение Госдумы законопроект, в котором предлагается конфискация транспортного средства за управление им в нетрезвом виде. С подобной инициативой еще в апреле 2012 года выступил Комитет по конституционному законодательству и госстроительству. Предполагается, что решение о конфискации машины должен будет принимать суд. Правда, такое предложение крайне спорно. Дело в том, что автомобиль является частной собственностью, которой даже лишенный прав водитель может распоряжаться как угодно - например, продать.
Между тем другие депутаты опасаются, что радикальное ужесточение наказания за управление автомобилем в нетрезвом виде может привести к тому, что "под раздачу" попадут и непьющие водители. Дело в том, что в результате метаболических процессов в организме человека может вырабатываться алкоголь, уровень которого может достигать 0,2 миллиграмма. По словам Лысакова, "должен быть установлен объективный, научный и справедливый критерий". Депутат предлагает одновременно с ужесточением законодательства вернуть в действие закон о промилле.
Такой закон действовал в России с 2007 по февраль 2011 года. Согласно его положениям, водитель считался пьяным, если в его крови содержалось более 0,5 грамма алкоголя, а в выдыхаемом воздухе - 0,25 миллиграмма. Тем не менее, в конце 2010 года Дмитрий Медведев, занимавший тогда пост президента России, счел, что водители воспринимают эти нормы как разрешение чуть-чуть выпить за рулем. В феврале 2011 года постановление правительства об отмене закона о промилле подписал тогдашний премьер-министр России Владимир Путин.
Ряд экспертов тогда предупреждали, что отмена этого закона фактически убрала и законодательное определение состояния опьянения. Как сообщает "Интерфакс" со ссылкой на слова заместителя начальника Главного управления безопасности дорожного движения Владимира Кузина, ГИБДД поддерживает ужесточение наказания за "пьянку", но выступает за то, чтобы в законе четко было прописано, что именно можно считать состоянием опьянения. При этом Кузин допустил и возможность дифференцированного наказания нетрезвых водителей в зависимости от степени опьянения.
В целом же, инициативу депутатов по ужесточению законодательства поддержали чуть ли не все правительственные структуры. В частности, в пользу ужесточения высказались Совет Федерации, администрация президента России, премьер-министр, Министерство внутренних дел. Правда, в Совете Федерации все же заявили, что подобное ужесточение законодательства является серьезным шагом, а потому, прежде чем что-то менять, необходимо провести консультации с гражданами России. Что имелось в виду, не понятно, но вряд ли речь идет о полноценном референдуме.
Президент Федерации автовладельцев России Сергей Канаев, в целом высказавшийся за ужесточение наказания, отметил, что вводить пожизненный срок для любого нетрезвого водителя, как предложил Саралиев, неправильно. По его мнению, любое ДТП должно проходить через фазу справедливого расследования. Очевидно, имеется в виду, что бывают случаи, когда пьяный водитель попадает в ДТП не по своей вине, а по вине другого участника движения.
Впрочем, начальник ГИБДД России Виктор Нилов полагает, что в российских реалиях ужесточение наказания за "пьянку" не повлияет на тех, кто садится за руль нетрезвым сознательно и регулярно. В интервью газете "Коммерсантъ" Нилов рассказал, что такие водители накапливают сроки лишения прав из года в год. Так, встречаются граждане, лишавшиеся прав по меньшей мере сто раз, или те, кого уже 16 раз арестовывали за вождение без прав. Таких любителей выпить, полагает Нилов, можно приравнивать к больным и ставить на медицинский учет. Кроме того, можно ввести и коэффициенты, значительно повышающие стоимость полисов ОСАГО.
По данным ГИБДД, количество задерживаемых пьяных водителей растет год от года. Так, в январе-августе 2012 года число ДТП, произошедших по вине нетрезвых водителей, выросло на 3,5 процента по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. Наибольшее число ДТП - 433 - было зафиксировано в Красноярском крае. При этом прирост происходит несмотря на отмену закона о промилле, которая, как надеялись власти, позволила бы переломить ситуацию в лучшую сторону.
Такой рост, похоже, вообще происходит независимо от принимаемых или отменяемых властями законов. При этом схема реагирования на острые ситуации остается прежней - карательной. Именно по такой схеме власти Москвы ведут борьбу с пробками, а именно ужесточают наказание за неправильную парковку и повышают столичные штрафы по сравнению с общероссийскими. Но такой способ реагирования - самый простой. Гораздо проще взять все и запретить, чем анализировать, искать причины, вести продуманную социальную политику. Причем все подобные меры принимаются лишь после того, как те или иные системные "проколы" приобретают особый резонанс в обществе.