Скандальный законопроект об ответственности за клевету, внесенный на обсуждение Верховной Рады Партией регионов и принятый за основу 18 сентября, отозван из украинского парламента. Документ предполагал, что за распространение недостоверной информации украинцев будут наказывать штрафами, а также тюремным заключением на срок от 3 до 5 лет. Однако законопроект вызвал такое яростное сопротивление журналистского сообщества, что власти накануне парламентских выборов решили не играть с огнем и пошли на попятную.
Уголовная ответственность за клевету была отменена на Украине в начале 2000-х годов. Теперь уже сложно представить, как развивалась бы украинская политическая жизнь, если бы этого сделано не было. Все мало-мальски значимые события времен акций "Украина без Кучмы", "оранжевой" революции, президентства Виктора Ющенко и затем Виктора Януковича сопровождались таким количеством компромата, что, имей власть рычаги воздействия на журналистов и всех заинтересованных лиц, сейчас в стране ощущался бы серьезный дефицит на ранее не судимых работников СМИ.
Но демократия на то и демократия, что каждый волен говорить все, что он вздумает, поэтому до последнего момента серьезных попыток вернуть в уголовный кодекс статью о клевете не предпринималось. Но, вероятно, насмотревшись на то, какие профилактические меры против неугодных журналистов предпринимаются в России (в июле этого года президент РФ Владимир Путин подписал закон о клевете, предусматривающий наказание в виде штрафа до 2 миллионов рублей или до 320 часов исправительных работ), украинская власть решила переплюнуть своего восточного соседа.
В июле этого года депутат Рады от правящей Партии регионов Виталий Журавский зарегистрировал в парламенте поправки в УК, которые предусматривают возвращение в кодекс статьи о клевете. Оной парламентарий предложил считать "распространение заведомо неправдивых сведений, которые оскорбляют честь и достоинство человека или подрывают его репутацию". В зависимости от состава и тяжести преступления распространение "клеветы" предлагалось наказывать штрафом в от 8,5 до 85 тысяч гривен (от 35 до 350 тысяч рублей), исправительными работами или арестом от 3 до 8 месяцев. Если распространенная информация привела к серьезному ухудшению здоровья объекта "клеветы", то наказание предусматривает тюремное заключение сроком от 3 до 5 лет. За "унижение чести и достоинства другого человека, выраженное в непристойной форме" Журавский предложил налагать штраф (до 17 тысяч гривен) или присуждать исправительные работы сроком до одного года.
Появление законопроекта было встречено волной негодования журналистов, которые справедливо сочли, что власти решили застраховать себя от волны критики и всевозможных журналистских расследований в преддверии выборов в Раду. В Партии регионов между тем предусмотрительно отмежевались от документа, объявив его личной инициативой Журавского. "Для Партии регионов право журналистов на свободу высказывания - незыблемо и принципиально", - пояснил тогда "регионал" Владислав Лукьянов.
Долго ли, коротко ли, но, несмотря на сопротивление журналистского сообщества, возражения омбудсмена, ОБСЕ и "Репортеров без границ", в сентябре закон был вынесен на обсуждение парламента и принят в первом чтении 244 голосами "за". "Каждый украинец должен получить действенную защиту своей чести и достоинства", - заявил в этой связи Журавский и пояснил, что его законопроект касается не только журналистов, но и следователей, прокуроров и судей, и вообще тех, кто посягает на честь, достоинство и деловую репутацию гражданина. При этом депутат дал понять, что к мысли сажать за клевету никто его не подталкивал. "Ни одна государственная институция, и тем более президент Украины, не имеют отношения к моему законопроекту. Это моя инициатива, потому что это мои убеждения. Закон разработан мной и командой моих помощников", - подчеркнул Журавский.
Парламентарий, вероятно, не догадывался, насколько бурной будет реакция СМИ на подготовленный им документ. Причем газеты и интернет-издания - это вам не защитники украинского языка, акции которых этим летом ни к чему не привели, в частности, потому, что всем было очевидно, насколько они политизированы. Тут же были задеты профессиональные интересы журналистской братии, которая расценила принятие закона как первый шаг к введению цензуры и бросилась отстаивать свои интересы так, что российским коллегам остается только кусать локти от зависти.
25 сентября стартовала Всеукраинская акция протеста против закона о клевете, которую поддержали практически все ведущие сетевые издания - "Корреспондент.net", "Украинская правда", "Сегодня", "Левый берег", ЛигаБизнесИнформ, телеканал ТВі, агентство "УНИАН" и прочие. На главных страницах этих изданий появился баннер "Защити свое право знать. Скажи нет закону о клевете", а также были размещены контакты тех 244 депутатов, которые поддержали закон при голосовании в Раде. "Позвоните им в приемную, напишите e-mail, оставьте сообщение в соцсетях, спросите, почему они это сделали. Вы также можете позвонить или написать письмо в центральный офис Партии регионов и в администрацию президента", - было сказано в совместном заявлении журналистов. Помимо этого, журнал "Корреспондент" объявил, что следующий номер выйдет в знак протеста с пустой обложкой.
С критикой законопроекта выступили также Национальный союз журналистов, Комиссия по журналистской этике и Независимый медиапрофсоюз, которые в совместном заявлении указали на то, что украинские власти, копируя российскую практику, действуют не только против журналистов, но и против "общественных деятелей и всех тех, кто выражает недовольство политикой властей в офисе, на улице, на своей странице в социальных сетях". Авторы обращения указывают, что преступником, согласно данному закону, может стать даже тот человек, который усомнится в качестве дешевой капусты.
В защиту закона вяло высказалось несколько "регионалов", попытавшихся донести до общественности, что критика и клевета - это не одно и то же. Но дело уже было сделано - шестеренки власти стали разворачиваться в другую сторону. Вечером 25 сентября Виталий Журавский отозвал свой закон. При этом он постарался не выглядеть проигравшим и пообещал, что вернется к вопросу наказания за клевету после парламентских выборов. "Я решил сегодня снять этот вопрос юридически, но не политически. Я остаюсь на тех же политических позициях и убеждениях: в обществе давно назрела необходимость усиления ответственности за посягательство на честь и достоинство каждого человека", - подчеркнул парламентарий. В принципиальность депутата верится с трудом, поскольку отсылка к тому, что "накануне выборов в Верховную Раду" подобный закон будет воспринят "как минимум с опаской и недоверием", как бы намекает - Журавскому просто надавали бы "по ушам", навреди он своей неуместной инициативой рейтингу партии власти за месяц до голосования.
Президент Виктор Янукович, застигнутый журналистами в Нью-Йорке, вероятно был в курсе, как развивались события, потому как не стал защищать закон, а, напротив, признал его внесение в Раду ошибкой. "Вы же понимаете, что Виталий Журавский не случайно принял такое решение (отозвать закон – примечание "Ленты.ру"), он хочет исправить ошибку, которую сделал лично", - отметил глава государства. По его мнению, поддержавшие закон "не вполне осознали суть предлагаемых поправок".
Теперь сотрудникам украинских СМИ, празднующим промежуточную "перемогу", остается только надеяться, что депутаты следующего созыва парламента будут более разборчивыми во время принятия того или иного документа к обсуждению.