Суд приговорил к 14 месяцам тюрьмы за клевету итальянского журналиста Алессандро Саллусти, до последнего дня возглавлявшего газету Il Giornale, которая принадлежит брату Сильвио Берлускони Паоло. Статья, признанная клеветнической, была написана не самим Саллусти, но она была размещена в издании, за которое он в то время был в ответе. Приговор возмутил журналистское сообщество Италии - но не потому, что ответственность понес вовсе не автор материала, а из-за самой возможности уголовного наказания за высказывания.
Статья, из-за которой Саллусти (Alessandro Sallusti) должен сесть в тюрьму, вышла 18 февраля 2007 года в газете Libero. В материале рассказывалось о том, как 13-летней девочке сделали аборт - против ее воли, но зато по решению туринского судьи Джузеппе Кочилово (Giuseppe Cocilovo). Девочка в итоге попала в сумасшедший дом, а Кочилово подал на издание в суд. Libero было не единственным изданием, поведавшем миру эту историю, - туринское издание La Stampa, например, рассказало о принудительном аборте в числе первых. Однако, как отмечает La Repubblica, только автор Libero написал обвинительный материал, уличив Кочилово во всех возможных грехах.
Ответчиком по иску Кочилово выступил Саллусти: с января 2007 года до середины июля 2008 года он был ответственным директором Libero. Именно ответственный директор формально является главным человеком в издании и, по итальянским законам, несет ответственность за все, что в нем публикуется. Тем более что статья об аборте вышла под псевдонимом "Дрейфус" (Dreyfus), и настоящее имя автора до недавних пор не было известно.
17 июня 2011 года миланский суд приговорил Саллусти к 14 месяцам тюрьмы и пяти тысячам евро штрафа. 26 сентября 2012 года Высший кассационный суд Италии подтвердил этот приговор. Однако журналист не отправился за решетку сразу после отклонения последней апелляции: прокуратура Милана, которая должна исполнить приговор, отсрочила исполнение на 30 дней. За это время Саллусти, по идее, должен обратиться в надзорный суд, контролирующий исполнение наказания, и попросить изменить тюрьму на что-либо другое - домашний арест, исправительные работы, частичное заключение. Однако журналист заявил, что он не воспользуется предоставленной ему возможностью: Саллусти не готов обещать перевоспитаться, так как, полагает он, его родители и без того проделали хорошую работу. Заодно Саллусти отказался от охраны, которую в течение двух лет предоставляли ему миланские власти. "Я не могу принять того, что одна часть государства, министерство внутренних дел, тратит бюджетные деньги на защиту человека, которого другая часть государства, суд, считает окончательно и бесповоротно опасным для общества субъектом", - пояснил Саллусти свою позицию читателям Il Giornale.
В обращении к читателям Саллусти также объявил о том, что он покидает пост ответственного директора Il Giornale. Руководить газетой, полагает он, должен свободный человек - "как морально, так и физически". Владелец издания Паоло Берлускони (Paolo Berlusconi) отказался принимать отставку Саллусти - он, как и все медиасообщество Италии, возмущен вынесенным Саллусти приговором.
Журналиста, конечно, поддержала родная редакция. Il Giornale в ответ на приговор предложила своим читателям поставить в твиттерах и фейсбуках картинкой пользователя фотографию Саллусти с надписью #SiamotuttiSallusti - "мы все Саллусти".
"Свобода слова мертва", - прокомментировал приговор нынешний директор Libero Маурицио Бельпьетро (Maurizio Belpietro). На первой полосе газеты 27 сентября были подписи журналистов, готовых работать, не оглядываясь на цензуру, и быть за это арестованными. Вступились за Саллусти и руководители других крупных итальянских изданий, включая Corriere della Sera и совсем недавно открывшийся Huffington Post Italia.
Не остались в стороне и политики. Президент Италии Джорджо Наполитано (Giorgio Napolitano) пообещал тщательно изучить дело Саллусти, а министр юстиции Паоло Северино (Paolo Severino) комментировать приговор отказался - мол, он слишком уважает суд, зато пообещал пересмотреть уголовное законодательство о клевете. "Я подтверждаю необходимость как можно быстрее изменить ответственность директоров за клевету, приводя ее в соответствие с европейскими стандартами, которые предусматривают штраф, но не заключение", - заявил Северино.
Но самое главное, что приговор Саллусти прокомментировал бывший журналист, а ныне - депутат парламента от партии "Народ свободы" Ренато Фарина (Renato Farina). На заседании палаты депутатов он попросил слово и зачитал признание: "Я точно знаю, что Саллусти не писал текст, подписанный именем Дрейфус, потому что этот текст написал я". Фарина попросил извинений у Кочилово и помилования для Саллусти у итальянских властей.
Надо сказать, что Саллусти уже не в первый раз терпит лишения из-за Фарины. В июне 2011 года Союз журналистов отстранил его, уже возглавляющего на тот момент Il Giornale, от работы на два месяца. Причиной этого послужили публикации статей Фарины в Libero в 2006-2008 годах. Саллусти лично разрешил их публикацию, несмотря на то что в 2007 году Фарине уже было запрещено работать в журналистике: его поймали на сотрудничестве со спецслужбами и написании заказных материалов.
Впрочем, не только Фарина доставляет Саллусти неприятности. 27 сентября журналист вновь предстал перед судом по делу о клевете. На этот раз свою честь и достоинство защищает военный прокурор Падуи Маурицио Блок (Maurizio Block). Он полагает, что в интервью с генералом Антонио Паппалардо (Antonio Pappalardo), которое вышло 3 июля 2007 года в Libero, содержалась клевета на него. Беседовал с Паппалардо не Фарина и не вымышленный человек, а совершенно реальная Барбара Романо (Barbara Romano). Помимо генерала она брала интервью, например, у дочери Фиделя Кастро.