В начале октября в российский прокат выходит фильм "Заложница 2" - сиквел к триллеру/боевику 2008 года с Лиамом Нисаном в главной роли. Постановкой продолжения занимался другой режиссер - Оливье Мегатон. Зато в качестве сценариста и продюсера над фильмом работал Люк Бессон, исполнявший те же функции и во время съемок первой картины.
Незадолго до премьеры "Заложницы 2" Оливье Мегатон и Лиам Нисон приехали в Москву, чтобы представить фильм российской аудитории.
Первая серия "Заложницы" была поставлена другим режиссером. Вам сложно было приступать к работе над франшизой сразу со второго фильма? Или, может, все наоборот, и благодаря заложенному фундаменту вам было легче?
Оливье Мегатон: Вообще говоря, мы на первый фильм не особо обращали внимание. Это распространенная ошибка: приступая к работе над сиквелом, люди пытаются повторить первый фильм. Да, в "Заложнице 2" речь идет о тех же персонажах, но вы сами подумайте: если бы с людьми произошло все то, что показано в первом фильме, они бы предпочли об этом поскорее забыть. Вот и мы попытались поступить так же. Это совсем не значит, что мне не нравится работа Пьера Морела (режиссера первой "Заложницы", примечание "Ленты.ру") - напротив, я к нему отлично отношусь, он мой друг. Но нам всем показалось, что будет проще не оглядываться назад. Да и зрителям так легче - это значит, что вторая серия вполне подойдет для тех, кто не видел первую.
Мне кажется, что Лиама Нисона довольно сложно назвать классическим героем боевика.
Ну да, он, пожалуй, не Джейсон Стэйтем. Но он отличный актер, и он играет именно такого персонажа, который нам требовался. Персонаж Нисона ближе к аудитории, чем классический экшен-герой - он вполне мог бы оказаться отцом из семьи, живущей по соседству с вами. В "Перевозчике 3", одном из моих предыдущих фильмов, героем был Фрэнк Мартин (в исполнении Стэйтема, примечание "Ленты.ру"). И вот он-то как раз был абсолютно мультяшным персонажем, такого не встретишь в реальной жизни. Герой Нисона - это в каком-то смысле противоположность. Не то чтобы он совсем реалистичен - все-таки вряд ли вы пойдете и убьете три десятка человек, даже если вашего ребенка похитят. Но его все-таки можно понять. Нисон, которому, вообще говоря, уже 60 лет, в этом амплуа довольно органичен, даже если типичным героем его и не назовешь. С героями в кино сейчас вообще все непросто, особенно с супергероями.
Поясните, пожалуйста, свою точку зрения. В этом году именно фильмы о супергероях являются лидерами по кассовым сборам - так в чем же тогда сложность?
Да, но в индустрии многие специалисты при этом подолгу головы ломают над тем, как снять успешный супергеройский фильм. Поэтому сейчас всех супергероев стараются делать более мрачными, многое пережившими... Более человечными, что ли. Зрителям проще идентифицировать себя с персонажами, у которых проблемы.
Расскажите о сотрудничестве с Люком Бессоном. "Заложница 2" - уже не первый фильм, над которым вы вместе работаете. Бессон как-то влияет на съемочный процесс?
Вообще говоря, мы знакомы уже лет 20. Еще до начала сотрудничества Бессон посмотрел несколько моих короткометражек, поэтому он точно знал, чего от меня можно ждать. В какой-то момент он мне сказал: "Я хочу, чтобы ты поставил 'Перевозчика', причем сделал это своими силами". Вот с тех пор мы так и работаем вместе - я сижу в режиссерском кресле, он продюсирует. Но при этом не вмешивается - он же тоже режиссер, ему свои фильмы снимать надо. Это не значит, что ему плевать - вот, например, при съемках "Заложницы 2" он заходил раза три на съемочную площадку. Но у него как у продюсера цели другие - разобраться с финансами, организовать работу так, чтобы съемки закончились вовремя. И он с этим справляется отлично. Бессон хороший продюсер. При работе с ним возникает ощущение безопасности.
Расскажите о том, как вы снимали экшен-сцены из "Заложницы 2" в Стамбуле. Это же очень людный город, к тому же там узкие улицы с большим числом старинных сооружений.
Да, это было непросто. Вот мы, например, снимали рядом с Гранд базаром, а ему уже лет 500 с лишним. Там, прямо скажем, не развернешься. Кран для камеры не установишь, на вертолете близко подлетать нельзя - получается, что там вообще запрещено проводить съемки. Приходилось приспосабливаться. Мы, например, цепляли камеру на маленький беспилотный вертолет с дистанционным управлением. Или вот взять, например, городские улицы. Стамбул - это же такой большой рынок. Там по улицам постоянно ходят толпы, перекрыть дороги не получается - так что опять приходится приспосабливаться, пережидать. Но в конечном итоге мне кажется, что это к лучшему: все время приходилось снимать в экстремальных условиях, и это сделало атмосферу фильма более естественной.
Третья серия "Заложницы" планируется?
Нет.
Почему? Вот, например, Ким, дочь главного героя - она же во втором фильме приобрела основные навыки, необходимые героине боевика. Научилась водить и гранаты швырять. Ким вполне могла бы стать ключевым персонажем в следующей серии. Или криминальная семья из Албании, заварившая кашу, - там же еще двое сыновей осталось, они могут стать новыми антагонистами.
Мы оставили эти сюжетные лазейки для зрителей, а не для себя. Чтобы зрители после просмотра могли выйти из зала и подумать о том, что же будет дальше. "Заложница" не задумывалась как серия фильмов. Если честно, после первой части не возникало ощущение необходимости сиквела. Но фильм оказался крайне успешным в прокате (сборы составили 226 миллионов долларов США при бюджете в 25 миллионов долларов, примечание "Ленты.ру"), поэтому продолжение и появилось. И это нормально, так как второй фильм получился другим - скажем, более эмоциональным. Но даже если сборы "Заложницы 2" окажутся высокими и студия решит снять продолжение, я не буду заниматься его постановкой. Двух картин вполне достаточно. Думаю, и Лиам придерживается той же точки зрения.