Бывший СССР
14:49, 2 октября 2012

Закат Саакашвили Парламентские выборы в Грузии подвели черту под "эпохой роз"

Предварительные итоги выборов в грузинский парламент, согласно которым оппозиционная коалиция "Грузинская мечта" если не выиграла голосование, то, по крайней мере, составила достойную конкуренцию партии власти, говорят о том, что эпоха тотального господства Михаила Саакашвили на политической сцене республики закончилась. В этой связи вспоминаются слова Уинстона Черчилля, сказанные им после второй битвы при Эль-Аламейне: "Это еще не конец, это даже не начало конца, но вероятно - это конец начала".

Парламентские выборы в Грузии проходили по смешанной - списочно-мажоритарной - системе. Всего должно быть избрано 150 депутатов - 77 по спискам (проходной барьер - 5 процентов), 73 - по одномандатным округам. По итогам подсчета 15 процентов бюллетеней, относящихся к выборам по партийным спискам, "Грузинская мечта" получает 52,77 процентов голосов, правящее "Единое национальное движение" - 42,08 процента. Остальные партии, похоже, 5-процентный барьер не преодолеют.

Если говорить об одномандатниках, то тут преимущество у правящей партии - по заявлению пресс-секретаря "Единого национального движения" Чиоры Тактакишвили, сторонники действующего президента победили в 53 мажоритарных округах. А вот по данным грузинского ЦИК на утро вторника, оппозиционный блок лидирует в 27 округах, правящая партия - в 25. Данные по 21 округу еще не обрабатывались. Следовательно, можно предположить, что оппоненты поделят депутатские мандаты почти поровну.

Собственно, это уже признали обе стороны. Как только появились первые данные exit-polls, зафиксировавшие некоторое превосходство "Грузинской мечты", с обращением к народу выступил Михаил Саакашвили. "Сейчас прояснится, кто получил большинство в парламенте, но уже сейчас можно сказать, что выборы состоялись. Власти Грузии смогли провести такие прозрачные выборы, какие обещали. Победу "Грузинской мечты" по пропорциональным спискам в значительной степени обусловили полученные коалицией голоса в Тбилиси. В регионах Грузии, по предварительной информации, лидирует "Единое национальное движение", - констатировал президент, пояснив, что не разделяет страну на столицу и периферию.

Миролюбивый, по сравнению с предвыборными препирательствами, тон главы республики поддержал и его главный противник - миллиардер Бидзина Иванишвили. Лидер "Грузинской мечты", в частности, назвал тех, кто до этого вел страну "непонятным путем", "братьями и сестрами". "Еще раз заявляю, что мы очень культурно, очень достойно будем относиться к нашим оппонентам", - подчеркнул Иванишвили. По его словам, обе стороны должны "забыть обиды, объединиться и строить единую Грузию".

В целом, ожидания тех, кто рассчитывал на то, что противники попытаются перегрызть другу другу глотки, как только начнется подсчет голосов, не оправдались (хотя некоторые эксперты и предрекали едва ли не появление танков на улицах Тбилиси). Сам ход голосования также не вызвал серьезных нареканий ни со стороны самих участников выборов, ни со стороны международных наблюдателей. Что бы ни говорили критики официального Тбилиси, грузинские власти, даже с учетом того, что итог голосования вряд ли их сильно порадует, провели выборы на достойном уровне, не в пример своим северным соседям.

После 1 октября, даже вне зависимости от набранных процентов, можно констатировать: Михаил Саакашвили и его партия перестали быть единственным выразителем мнения грузинского народа, а оппозиция, напротив, избавилась от маргинальных черт и превратилась в полноценного политического игрока. Ведь на протяжении последних девяти лет, со времен приснопамятной "революции роз" в 2003 году, Саакашвили фактически олицетворял собой Грузию. Это подтверждали и результаты различных плебисцитов. К примеру, на парламентских выборах 2008 года "Единое национальное движение" получило 119 мест в парламенте (63 процента голосов), тогда как "Объединенная оппозиция" - всего 17. На президентских выборах в том же году Саакашвили получил 53 процента голосов, а его ближайший преследователь Леван Гачечиладзе - 25. В 2004 году превосходство Саакашвили и его сторонников было еще ощутимее - 66 процентов голосов на парламентских выборах и около 85 процентов голосов на президентских.

Падение рейтинга правящей партии и Саакашвили можно объяснить целым ворохом замороженных проблем, главными из которых, безусловно, являются безработица в стране и взаимоотношения с отколовшимися от Грузии республиками - Абхазией и Южной Осетией, а также их патроном - Российской Федерацией. По данным социологических опросов, тремя главными приоритетами для населения Грузии являются создание рабочих мест, прекращение роста цен и обеспечение территориальной целостности страны, причем внимание к последнему пункту, в отличие от двух первых, постоянно уменьшается. Неплохой оратор Саакашвили всегда умел красиво и образно говорить о том, как он вернет заблудшие осетино-абхазские души в лоно Сакартвело, но, как оказалось, грузин больше волнует вопрос, где взять денег, чтобы прокормить себя и семью, а на эту тему особо не порассуждаешь - здесь нужны конкретные действия. Рейтинги и показатели ВВП - это прекрасно, но ими зарплату не выплатишь. В этой связи, очевидно, образ Бидзины Иванишвили как делового человека и эффективного менеджера, самостоятельно сколотившего крупный капитал (его состояние журнал Forbes оценивает в 6,4 миллиарда долларов), добавил баллов в пользу "Грузинской мечты".

Бидзина Иванишвили на избирательном участке. Фото РИА Новости, Михаил Мокрушин
Lenta.ru

Тем более что Иванишвили только в 2011 году занялся публичной политикой и не успел наскучить грузинам, которые за последние годы, с одной стороны, убедились в неспособности Саакашвили успешно рулить экономикой, а с другой - разочаровались в оппозиции, которая ничего не могла противопоставить властям, кроме митингов и деклараций. Впрочем, и нынешние голоса, поданные за "Грузинскую мечту", - это не более, чем аванс. Ведь еще неизвестно, что представляет собой Иванишвили - государственный деятель.

А лидер "Грузинской мечты", между тем, рассчитывает, что теперь ему будет возвращено грузинское гражданство (Иванишвили до сих пор является гражданином Франции), после чего он сможет занять пост премьер-министра. И вот тогда, по словам Иванишвили, в Грузию "вернется чувство справедливости, полиция и прокуратура встанут на службу народу, освободится медиа и будет положен конец пропаганде лжи". Что касается внешнеполитического курса, то он останется неизменен - альтернативы НАТО и Евросоюзу Иванишвили не видит.

Для того чтобы занять премьерское кресло, главному грузинскому оппозиционеру осталось совсем немного: дождаться конца подсчета голосов и убедиться, что "Грузинская мечта" получила большинство в парламенте. Впрочем, и это еще не все - несмотря на то, что после нынешних выборов вступают в силу поправки к конституции, согласно которым парламент впервые получит право назначать правительство, кандидатуру премьера вносит в законодательное собрание по-прежнему президент. И предложит он парламентариям, надо полагать, вновь Вано Мерабишвили - действующего главу кабинета министров и первого номера "Единого национального движения". Депутаты могут отклонить креатуру главы государства, но сделай они это трижды, и президент получит право выразить вотум недоверия парламенту и назначить временное правительство. А президентствовать Саакашвили предстоит еще год (следующие выборы главы государства пройдут в октябре 2013-го), поэтому вряд ли оппозиционеры, если они действительно хотят не просто дорваться до власти, а работать на благо сограждан, рискнут втянуть страну в продолжительный политический кризис.

В августе этого года Михаил Саакашвили заявил, что парламентские выборы 2003 года, за которыми последовала "революция роз", были "референдумом 11-летнего правления Эдуарда Шеварднадзе". Нынешние выборы, по его словам, должны были стать "референдумом для властей, пришедших после революции". Судя по предварительным данным голосования, "неуда" за свое правление Саакашвили не заслужил, но эпоха его безраздельного властвования на политической арене Грузии, похоже, подходит к концу.

< Назад в рубрику