В последнее время нефтетрейдер Gunvor - крупнейший продавец российской нефти - стал чаще упоминаться в деловых СМИ. С одной стороны, сообщается о потере компанией доли на рынке торговли российской нефтью, с другой - о расширении бизнеса и новых проектах совладельца Gunvor Геннадия Тимченко. Не исключено, что речь идет о трансформации его закрытого для СМИ бизнеса.
Геннадий Тимченко по праву может называться одним из самых таинственных российских предпринимателей. Если, конечно, российским можно считать бизнесмена, который отказался от гражданства РФ еще в 1999 году. Число слухов вокруг фигуры Тимченко огромно. Пожалуй, главный из них касается близких отношений между ним и президентом России Владимиром Путиным, которые якобы возникли то ли еще во время их совместной службы в КГБ, то ли во время занятий дзюдо.
О том, что Тимченко сделал свой капитал на личных связях с первым лицом государства, неоднократно говорили и оппозиционные политики, и СМИ. Самым распространенным является утверждение, что чиновники вынуждают нефтяные компании, прежде всего "Роснефть", заключать контракты с Gunvor на не очень выгодных условиях. Естественно, сам совладелец Gunvor эту информацию опровергал, заявляя, что не имеет близких контактов с Путиным и даже не работал в КГБ. Более того, Тимченко говорил, что на российские углеводороды приходится менее половины продукции, которой торгует его компания.
Тем не менее точно утверждать, как строится бизнес Gunvor, крайне сложно - компания не является публичной как в профессиональном смысле этого слова (акции не торгуются на бирже, а отчеты не публикуются), так и обывательском - новости о ней СМИ печатают в основном со ссылкой на анонимные источники. Что, как и почему делает Gunvor, а главное, какова его роль в экономике России, остается загадкой.
Gunvor является четвертым по размерам сырьевым трейдером мира, а его доля в общем объеме торговли российской нефтью составляет около трети. Эта более чем приблизительная цифра, и официально она не раскрывается. И если о долгосрочных годовых контрактах трейдера с той же "Роснефтью", "Сургутнефтегазом" и ТНК-BP можно судить хотя бы по документам компаний-производителей, то о его доле на бирже точно узнать невозможно. Пикантности ситуации придает не только финское гражданство Тимченко, но и регистрация основных офисов Gunvor в Нидерландах и Швейцарии, а не в России, где находится основной бизнес предпринимателя.
Кроме доли в Gunvor, Тимченко принадлежит компания Volga Resources, через которую он контролирует 23 процента газовой компании "Новатэк", 80 процентов "Стройтрансгаза" и 25 процентов "Геотека", около 30 процентов акций рыбопромышленной компании "Русское море", производитель напитков "Акваника" и 49,1 процента немецкого страховщика Sovag. Тимченко также напрямую контролирует 37,5 процента нефтехимического холдинга "Сибур", крупнейшую российскую нефтетранспортную железнодорожную компанию "Трансойл", авиаперевозчик бизнес-класса "Авиа групп" и миноритарный пакет в петербургском банке "Россия".
"Новатэк" известен в первую очередь как крупнейший независимый производитель газа в России и главный конкурент "Газпрома" на внутреннем рынке. Кроме прочего, "Новатэк" неоднократно пытался сломать монополию "Газпрома" на экспортные поставки. "Стройтрансгаз" специализируется на строительстве объектов для газовой промышленности, прежде всего газопроводов, и, естественно, является одним из крупнейших подрядчиков профильных госкомпаний. В первую очередь, речь идет о "Газпроме". "Геотек" работает в смежной сфере: он предоставляет нефтяным и газовым компаниям геологоразведочные услуги.
Хотя структуры Тимченко владеют значительным числом активов, главными направлениями деятельности бизнесмена считаются торговля нефтью и ее траснпортировка, а также работа с крупными государственными заказами по прокладке трубопроводов. Очевидно, что при таком бизнесе публичность может скорее навредить, чем помочь. Но в последнее время, похоже, ситуация начала меняться: стало известно сразу о нескольких проектах Gunvor и Volga Resources, не связанных с традиционным для компаний бизнесом.
Все началось с того, что газета "Ведомости" в июле написала о намерении Тимченко перевести управление своими активами в Россию. По данным издания, компания Ural Invest, которая является консультантом Volga Resources, учредила в Москве дочернюю структуру - "Урал Инвест", а также заканчивает процесс формирования команды менеджеров. Источники газеты объяснили перенос управленческих структур тем, что предприниматель проводит в Москве около 70-80 процентов своего времени, а также имеет в России и другие виды деятельности: он является президентом хоккейного клуба СКА в Санкт-Петербурге и возглавляет совет директоров Континентальной хоккейной лиги.
Создание управленческих структур часто предваряет расширение деятельности, и новости об этом не заставили себя ждать. Так, в конце сентября болгарская газета "Дневник" написала, что трейдер Gunvor подал местным регуляторам запрос, позволяющий ему продавать в страну электроэнергию. Сама компания официально не подтверждала данную информацию. Сообщалось также, что кроме торговли нефтью Gunvor займется трейдинговыми операциями с металлом.
В конце сентября появилась информация, что "Стройтрансгаз" может приобрести "Энергостройинвест-холдинг". Эта компания является крупнейшим подрядчиком "Федеральной сетевой компании" и специализируется на строительстве электросетей. Электросети "Стройтрансгаз" строил и раньше, но сейчас, видимо, структуры Тимченко решили значительно расширить этот вид деятельности. Однако окончательного соглашения еще нет. В "Стройтрансгазе" "Ленте.ру" заявили, что не комментируют сделки слияний и поглощений, отметив, что рассматривают разные варианты в этой сфере, но о каких-либо проектах говорить пока рано.
В "Стройтраснгазе" напомнили о еще одном проекте компании, о котором стало известно недавно - структура выиграла тендер "Газпром нефти" на строительство арктического терминала для отгрузки нефти с Новопортовского месторождения. В компании отмечают, что имеют большой опыт работы в условиях Крайнего Севера. В то же время, газета "РБК daily" писала, что "Стройтрансгаз" пока еще не строил арктические терминалы. Издание оценивает стоимость проекта в миллиард долларов, официально эта информация не раскрывается.
Новости о расширении бизнеса Gunvor совпали с информацией о потере им позиций на российском рынке нефти. Долгое время трейдер считался привилегированным покупателем углеводородов из РФ, однако в середине сентября произошли события, которые свидетельствуют либо о потере им своего положения, либо о том, что особых прав у компании никогда и не было. Дело в том, что Gunvor не получил долгосрочных контрактов "Роснефти". Не оказалось компании и в числе победителей конкурсов в "Сургутнефтегазе" и ТНК-BP. Другими словами, трейдер не смог заключить договоренностей с ведущими производителями нефти о продаже их углеводородов в течение ближайшего года.
По данным Reuters, позиции Gunvor на рынке торговли российской нефтью значительно ослабли: если раньше на компанию приходилось 40 процентов продаж углеводородов из РФ, то теперь этот показатель составляет только 15 процентов. Агентство отмечало, что с октября 2012 года нефтетрейдер сможет продавать в месяц всего по два танкера углеводородов, поступающих от "Газпром нефти". По данным деловых СМИ, трудности Gunvor могут быть связаны с конфликтом Тимченко и президента "Роснефти" Игоря Сечина. Суть конфликта не уточнялась, и официального подтверждения эта информация не имела.
Представитель Gunvor сообщил "Ленте.ру", что в настоящее время компания покупает меньше сырья по долгосрочным контрактам, сосредоточившись на краткосрочных из коммерческих соображений. По его словам, закупка углеводородов на открытом рынке периодически бывает выгоднее. Поэтому доля Gunvor на рынке намного больше тех оценок, которые можно получить на основе данных о тендерах крупных производителей. Долю российской нефти в общем портфеле трейдера представитель компании не раскрыл, отметив, что трейдер закупает углеводороды в 35 странах.
Представитель Ural Invest заявил "Ленте.ру", что "Стройтрансгаз" и Gunvor - это самостоятельные и независимые друг от друга бизнес-единицы и говорить об их параллельных действиях нельзя. С другой стороны, выход структур Тимченко в новые отрасли вполне можно увязать с потерей компанией главного сегмента - нефтетрейдинга. Вполне возможно, что речь идет о трансформации бизнеса Тимченко.
Еще одно объяснение того, что в последнее время происходит вокруг Gunvor, связано с политикой. Дело в том, что для многих в России эта компания - символ того, как "друзья Путина превратились в миллиардеров" во время его президентства. Если предположить, что Gunvor действительно пользовался привилегиями, то в свете роста оппозиционных настроений его деятельность крайне невыгодна. В первую очередь тем, кто эти привилегии был способен предоставить.