Бывший СССР
19:36, 11 октября 2012

Радиус трезвости В Узбекистане де-факто введен сухой закон

С начала октября жители Узбекистана, предпочитающие проводить свободное время за стопочкой-другой водки, бокалом вина или кружкой пива, фактически лишились такой возможности. Практически все торговые точки в республике, специализирующиеся на продаже алкоголя, прекратили свою работу. Официальная причина - отсутствие лицензий, срок действия которых закончился единовременно 1 октября из-за изменений в законодательстве.

Речь идет о нормах закона "Об ограничении распространения и употребления алкогольной и табачной продукции". Он был принят парламентом и подписан президентом страны Исламом Каримовым еще в прошлом году, однако отдельные его нормы вступили в силу только в начале этого месяца. Этот документ, как говорится в его преамбуле, "направлен на защиту здоровья граждан, прежде всего лиц, не достигших двадцатилетнего возраста, от вредного воздействия употребления алкогольной и табачной продукции, связанных с этим социальных и иных негативных последствий, а также создание организационных и правовых условий формирования и утверждения в обществе здорового образа жизни".

В законе оговаривается, что право на торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями в обязательном порядке подлежит лицензированию, а сами эти товары должны маркироваться соответствующими предупреждениями об их опасности для организма. Кроме того, теперь продавать спиртное и сигареты можно лишь лицам, достигшим 20 лет (раньше возрастной ценз составлял 18 лет), а распивать горячительные напитки в общественных местах запрещается. Помимо этого, запрещается любая реклама алкогольной и табачной продукции, а также пропаганда ее употребления. Есть еще и норма, ударившая по любителям пива: теперь этот напиток приравнен к обычному алкоголю и все ограничения, действующие, например, на водку, распространяются и на него.

Антиалкогольный плакат в Бухаре. Фото "Ленты.ру"
Lenta.ru

Однако главные трудности у продавцов алкоголя (и, соответственно, у любителей выпить) возникли из-за пункта, согласно которому точки продажи сигарет и спиртного не могут располагаться в радиусе менее чем 500 метров "от образовательных, спортивных и религиозных учреждений". А для того чтобы доказать, что ты не торгуешь водкой поблизости от детей, спортсменов и правоверных, следует пройти перелицензирование. Стоимость же лицензий, как утверждают участники рынка, возросла "фантастически". Точные суммы пока не называются, но, например, предприятиям общепита позволено продавать алкоголь только на основании разрешительного свидетельства, стоимость которого 314 тысяч сумов в месяц (около 170 долларов по официальному курсу).

В итоге, по данным Государственного налогового комитета (ГНК) Узбекистана, по всей республике к началу октября более 90 процентов торговых точек, специализирующихся на продаже алкоголя, были закрыты по предписанию налоговых и правоохранительных органов. "С октября вступили в действие положения нового законодательства о розничной продаже алкоголя, большинство ритейлеров оказались почему-то не готовыми к их исполнению, поэтому были приостановлены их лицензии", - заявил представитель комитета агентству РИА Новости. Говоря о вышеупомянутом законе, чиновник подчеркнул, что в нем впервые используется определение "радиус", что впредь не позволит предприятиям, торгующим алкоголем, толковать ограничения расстояния в 500 метров по своему усмотрению.

Со слов чиновника все выглядит логично, и получается, что ситуация после устранения всех недостатков выправится. Однако в действительности это не так. И дело даже не в повышении цен на лицензию и не в многоступенчатой бюрократической системе, из-за которой получение любого разрешительного документа становится похоже на труды Сизифа. Дело в том, что с тем уровнем коррупции, который имеет место в Узбекистане, любой закон - ничто по сравнению с личными потребностями чиновника, отвечающего за выдачу какого-либо разрешения. Это значит, что помимо стоимости лицензии каждому торговцу алкоголем придется заплатить еще и очень солидную мзду. Иначе владельцу ларька, даже если он стоит посреди пустыни, вовек не доказать, что поблизости нет ни одного детского сада.

Причем, по некоторым данным, не факт, что власти республики вообще намерены продавать лицензии в том же объеме, что и раньше. UZNEWS.NET цитирует некоторых ташкентских торговцев, которые уверены, что хокимият (городская администрация) решила оставить в каждом районе города по одному вино-водочному магазину (по всей видимости, принадлежащему кому-то из больших чиновников или членов его семьи), а все остальные будут закрыты. "Никто не знает, сколько будет стоить лицензия на продажу крепких спиртных напитков, потому что никто не собирается такие лицензии продавать", - приводит издание слова хозяина магазина по имени Данияр.

Ценник в Ташкентском ресторане (указаны цены за бутылку), 2011 год. Фото "Ленты.ру"
(Нажмите чтобы увеличить)
Lenta.ru

При этом совсем не факт, что нововведения всерьез помешают тем, кто может позволить себе пойти в модный ресторан, отведать горячительных напитков. Пусть многие кафе по всему Узбекистану также лишились лицензий, в них и сегодня подают водку, но в чайниках и то только "для своих", то есть из-под полы. Это "для своих", к слову, работает и в отношении торговых точек - если у тебя есть знакомый продавец, то без спиртного ты не останешься. Таким образом, очевидно, что узбекские власти своими нововведениями только подтолкнули к росту "черный рынок", причем на всем пути - от производителя до покупателя. В республике и так периодически накрывают подпольные предприятия по производству алкоголя, а диапазон вкусов одной марки водки в Узбекистане может разниться от удобоваримого до совершенно непригодного к употреблению. И вряд ли теперь ситуация с качеством алкогольной продукции улучшится.

Рвение узбекских властей понять сложно - Узбекистан, по данным Всемирной организации здравоохранения, никак нельзя отнести к странам, перед которыми стоит проблема алкоголизации населения. В своем "алкогольном рейтинге" за 2011 год, рассчитываемом в литрах чистого этилового спирта на душу населения, ВОЗ поместила республику на 131 место из 188, между Сальвадором и Папуа-Новой Гвинеей (на первом месте - Молдавия, где употребляют алкоголя в пять с половиной раз больше, чем в Узбекистане). Цифры обнадеживают даже на фоне того, что за последние семь лет в Узбекистане производство водки и ликероводочных изделий возросло более чем в два раза.

Возможно, руководство республики, вводя ограничения и повышая закупочные цены на алкоголь, решило сделать из Узбекистана землю обетованную для всех абстинентов мира и показать пример правильной борьбы с пороком пьянства. Дело это, конечно, похвальное. Только непонятно, почему теперь, вздумай какой-нибудь житель Узбекистана купить спиртного на свадьбу, день рождения или обмывание диплома, должен или ехать за тридевять земель, или покупать втридорога из-под полы суррогат, еще более опасный для здоровья и жизни, чем лицензированные напитки? Впрочем, это все лирика - главное, чтобы чиновники еще немного подзаработали.

< Назад в рубрику