Мир
23:25, 11 октября 2012

Не довезли Турция встала на пути между Москвой и Дамаском

Перехват турецкими властями сирийского самолета, направлявшегося из Москвы в Дамаск, стал символом новой стратегии Анкары в отношении гражданской войны в Сирии. Турция фактически объявила о нулевой толерантности к любым формам поддержки Башара Асада, поставив российское руководство в очень затруднительное положение.

Аэробус А320 авиакомпании SyrianAir, летевший из "Внуково" в международный аэропорт Дамаска, вечером 10 октября был вынужден приземлиться на летном поле близ Анкары, куда его "отвели" два истребителя F-16 турецких ВВС. Турецкая сторона объяснила столь неординарный поступок особыми обстоятельствами: по данным Анкары, на борту пассажирского лайнера в нарушение действующих санкций находился груз военного назначения.

МИД РФ. Фото "Лента.ру"
Lenta.ru

По приземлении самолета к поиску этого груза среди багажа немедленно приступили местные следователи. Немногочисленным пассажирам (всего их было 35, включая 17 россиян) не разрешили пройти в местный аэропорт, вынудив их коротать ночь в самолете. Изредка затворников выпускали на летное поле - размяться и (возможно) покурить, однако в целом восьмичасовое пребывание этих людей в Анкаре было не из приятных. По данным российского МИДа, местные власти их не покормили, а также не пустили к ним российского консула. Вообще, комментарий МИДа по поводу произошедшего наполнен обидой: турки даже не сочли нужным сообщить посольству РФ в Анкаре о произошедшем, вследствие чего дипломаты узнали о задержании самолета лишь из "электронных СМИ".

Пассажиров, неожиданно для себя переночевавших в Анкаре, конечно, жалко. Но все-таки в этой истории их злоключения - это лишь фон, на котором разыгралось основное действие: поиск в самолете некоего военного груза. И тут, надо сказать, до сих пор ничего толком не ясно. Турки заявляют, что в багажном отделении они нашли и тут же конфисковали 10 контейнеров с чем-то запрещенным. На прямые вопросы о содержании загадочных контейнеров в Анкаре отвечают уклончиво: не боеприпасы и не оружие, но "части боевых систем". Что это такое, сказать трудно. Например, боевая система "сирийский солдат" экипируется, в частности, армейскими берцами и ремнем. Но едва ли их можно назвать "запрещенным грузом". Если же речь идет о, скажем, блоках наведения для комплексов ПВО, то ситуация предстает в совсем ином свете.

Сирийцы, правда, все отрицают, заявляя, что ничего противозаконного в самолете не было, а Россия поставляет все военные грузы другими путями, минуя "конспиративные", вроде пассажирских самолетов. Однако и Дамаск не говорит, что же изъяли турки, хотя и требует вернуть это нечто законным владельцам.

По всей видимости, что-то не совсем законное на борту самолета все-таки было. В пользу этой версии свидетельствует реакция российских властей. В МИДе вообще не упомянули о предполагаемом запрещенном грузе, а неназванный источник "Интерфакса" в неназванной структуре, занимающейся экспортом продукции ВПК, сказал, что оружия в аэробусе не было. Правда, вот насчет "частей боевых систем" он предпочел умолчать.

Но и Анкара своим нежеланием откровенно предъявить миру изъятое только нагоняет туману. Тут мотивов может быть два: либо груз лишь с большой натяжкой можно назвать военным (например, там были рации), либо турки намерены использовать конфискованное оборудование в качестве козыря в будущем - в какой-то более серьезной игре. А именно такая игра сейчас и затевается.

Турецкая артиллерия. Фото (c)AFP
Lenta.ru

Вооруженные силы Турции без лишней рекламы уже почти ежедневно наносят ответные артиллерийские удары по сирийским войскам. Одновременно с этим к границе стягиваются все новые войска и боевая техника. Последней по времени новостью из этой серии стало сообщение о переброске в Диярбакыр 25 ударных истребителей F-16. Подсчетов новых гаубиц и танков у сирийской границы уже давно никто не ведет. Начальник Генерального штаба ВС Турции Недждет Эзель (Necdet Ozel) в южных регионах страны уже проводит больше времени, чем в Анкаре. Заявления, звучащие из уст турецких политиков, становятся все воинственнее. Все свидетельствует о том, что их терпение вот-вот лопнет.

Едва ли Турция собирается объявлять Сирии войну и идти победным маршем на Дамаск. Ее цель намного скромнее: сделать так, чтобы накануне зимы на севере Сирии появилась территория, куда спокойно могли бы вернуться сто тысяч беженцев, обосновавшихся сейчас на турецкой стороне границы. Анкара уже пообещала, что продолжение обстрелов ее территории приведет к "намного более жесткому ответу, чем ранее". Неделя бомбардировок сирийских войск и разрушение военных аэродромов в приграничной полосе способно стать именно таким ответом.

В эту же логику укладывается и задержание сирийского самолета. Турки недвусмысленно намекнули, что любая помощь их противнику будет пресекаться - вне зависимости от возможных внешнеполитических последствий. В этих условиях активная поддержка Башара Асада со стороны российского руководства станет очень затруднительной. Тем более что Москве есть, что терять.

В конце 2012 года должно начаться строительство газопровода "Южный поток", который в морской своей части пройдет через исключительную экономическую зону Турции. Большими усилиями Москве удалось убедить Анкару дать разрешение на это строительство. 14-15 октября российский президент Владимир Путин собирался навестить турецкого премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана, чтобы поговорить с ним в том числе и на эту тему. Однако по формальным поводам (напряженный график Путина и неопределенность повестки дня встречи) визит неожиданно был отложен на неопределенный срок (предположительно - на ноябрь).

Реджеп Тайип Эрдоган и Владимир Путин. Фото (c)AFP
Lenta.ru

Возможно, президент действительно очень занят, да и говорить с Эрдоганом сейчас особо не о чем. Но объяснение, с учетом инцидента с аэробусом SyrianAir, может быть и другим. Чисто теоретически, турки могли предложить Москве обсудить такой выбор: либо "Южный поток", либо помощь Сирии. Для апологетов "энергетической сверхдержавы" такая альтернатива была бы действительно мучительной: либо "энергетической" оставаться, либо "сверхдержавой".

Кстати, в этом уравнении есть еще одна переменная. Политический режим в Дамаске во многом определит будущее рынка углеводородов в Европе. Установление в Сирии суннитского режима, лояльного Турции, США и арабским монархиям, откроет возможность строительства сухопутных нефте- и газопроводов напрямую из Персидского залива в Европу. Пока у власти находится Асад, газопровод из Катара в Германию - чистой воды фантастика. А вот появление в Сирии президента-суннита позволит быстро создать "Газпрому" мощнейшего конкурента в Европе. И ЕС, и США, и сами арабы будут счастливы такому повороту событий.

Тут действительно есть о чем подумать. Поэтому перенос визита Путина в Анкару выглядит вполне логичным, несмотря на странноватые объяснения причин такого решения.

Вообще, российское руководство, поставив все свои фишки на Башара Асада, само загнало себя в угол, из которого теперь ему будет очень трудно выбираться. Надежд на сохранение в Сирии нынешнего режима все меньше: Асаду явно не хватает сил справиться с восстанием, а к свержению сирийского президента уже готовятся не только турки, но и США. Американцы обосновались в Иордании, откуда пристально следят за событиями в соседней стране. Хотя формально они там "помогают беженцам", в действительности миссия базы под Амманом может быть и посерьезнее: на ней работают 150 офицеров, а руководит базой Пентагон, а не какое-нибудь ведомство по гуманитарным операциям.

В этой ситуации задержание в Анкаре самолета из России можно расценивать как сигнал Москве и Дамаску: шутки кончились, начинается игра по-крупному.

< Назад в рубрику