Семикратный победитель "Тур де Франс", герой американского спорта Лэнс Армстронг был организатором схемы употребления и распространения допинга, в которую оказались вовлечены его партнеры по команде, медики и спортивные чиновники. Об этом свидетельствует доклад, опубликованный Антидопинговым агентством США (USADA). Армстронга давно подозревали в применении допинга, но его вина не считалась доказанной. Информация, собранная USADA, лишила велогонщика шансов на оправдание.
USADA еще летом потребовало лишить Армстронга всех титулов, начиная с августа 1998 года, включая семь побед на "Тур де Франс". Тогда не было известно, насколько детальной информацией о допинговых схемах американца обладает агентство. Международный союз велосипедистов (UCI), который должен принять окончательное решение по делу Армстронга, запросил у USADA доказательства обвинений. Теперь UCI эти доказательства получил, причем некоторые из них ударили по репутации самого союза велосипедистов.
Официально считалось, что Армстронг никогда не проваливал допинг-тесты (если не считать случай в 1999 году, когда запрещенные кортикостероиды содержались в разрешенном креме, который использовал гонщик). В докладе USADA говорится, что на самом деле это не так: в 2001 году американец был уличен в употреблении допинга во время "Тура Швейцарии". Бывшие партнеры Армстронга по команде Флойд Лэндис и Тайлер Хэмилтон рассказали, что Армстронгу пришлось летать в штаб-квартиру UCI, где он добился финансового соглашения со спортивными чиновниками - в обмен на пожертвование в размере 125 тысяч долларов результаты допинг-теста было решено не предавать огласке.
По словам Хэмилтона, люди Армстронга постоянно находились в контакте с руководством союза велосипедистов и в случае чего могли уладить все вопросы. USADA запрашивало у UCI "подозрительную" допинг-пробу Армстронга, взятую в 2001 году, чтобы повторно ее проанализировать, но получила отказ. Прошло 11 лет, и теперь руководители UCI отказываются от комментариев по поводу доклада USADA. По словам президента союза велосипедистов Пэта Маккуэйда, делом гонщика занимается юридический департамент UCI, и у чиновников есть три недели на то, чтобы принять решение по вновь открывшимся обстоятельствам.
По данным антидопингового агентства, Армстронг применял запрещенные препараты как минимум с 1995 года. Учитывая количество подробностей, упомянутых в докладе, кажется невероятным, что американцу удавалось столько лет скрывать употребление допинга.
В те годы допинг стал синонимом велоспорта, и большинство ведущих гонщиков либо были уличены в его применении, либо попали под подозрение. Армстронг не остался в стороне от тренда - по данным USADA, после одной из гонок американец, разочарованный неудачным выступлением своей команды, заявил, что другие гонщики используют допинг и для того, чтобы бороться за победы, нужно применять запрещенные препараты - в первую очередь, эритропоэтин.
В октябре 1996 года, когда Армстронгу было 25 лет, у него диагностировали рак яичек. По словам велогонщика Фрэнки Андреу, который тогда был близким другом Армстронга, американец признался врачам, что принимал эритропоэтин, гормон роста, тестостерон, кортизон и другие стероиды. Была ли болезнь спортсмена как-то связана с употреблением этих препаратов, неизвестно. Судя по тому, что Армстронг еще много лет применял допинг, но до сих пор чувствует себя неплохо, рак был вызван другими причинами.
В 1998 году Армстронг, вылечивший рак, вернулся в велоспорт и занял четвертое место в престижной веломногодневке "Вуэльта". На следующий год американец впервые в карьере выиграл "Тур де Франс". К этому времени он совместно с медиками уже разработал эффективную допинговую программу. Запрещенные препараты команде US Postal, за которую выступал Армстронг, поставлял мотоциклист. Во время "Тур де Франс" он сопровождал команду, снабжая велогонщиков допингом, а после победы американца в многодневке получил от членов US Postal в подарок часы Rolex.
Принимать эритропоэтин и другие препараты, улучшающие спортивные показатели, Армстронгу помогал итальянский врач Микеле Феррари. Американец сотрудничал с Феррари много лет, даже после 2004 года, когда против медика было открыто уголовное дело. Согласно выпискам из банковских счетов, в общей сложности Армстронг заплатил Феррари более миллиона долларов. Журналистов американец уверял, что Феррари никогда не предлагал ему использовать допинг. На самом же деле Армстронг получил от итальянца множество советов - например, вводить эритропоэтин внутривенно в микродозах, чтобы не попасться на тестах.
В 2000 году велогонщик совместно с Феррари и спортивным директором US Postal Йоханом Брюнелем разработал новую допинговую стратегию, исключавшую возможность положительных допинг-тестов у Армстронга и его партнеров по команде. Велогонщикам перед соревнованиями стали переливать их собственную кровь, взятую за несколько недель до этого и специально обогащенную кислородом.
В фармакологии Армстронг разбирался не хуже, чем в устройстве велосипеда. Американец знал, как работают антидопинговые лаборатории, и давал советы партнерам, как использовать запрещенные методы и препараты таким образом, чтобы не попасться на допинг-тестах. Армстронг не только рекомендовал другим гонщикам использовать допинг, но и требовал от них этого. В частности, Армстронг заявил партнеру по команде Кристиану Ванде Вельде, что тот должен применять допинг вместе со всеми, если хочет и дальше выступать за US Postal.
Давление на гонщиков оказывал и Брюнель, который в докладе USADA называется "мастером превращать молодых людей из новичков в профессиональном велоспорте в допинг-ветеранов". В 2003 году Брюнель склонил к применению эритропоэтина даже 23-летнего Дэйва Забриски, который был против употребления допинга, поскольку за несколько лет до этого потерял отца, подорвавшего здоровье из-за наркотиков. После беседы с Брюнелем, который заявил, что "это делают все", Забриски начал применять допинг.
Однажды Армстронгу и другим членам US Postal пришлось "хоронить" допинговые препараты прямо в лесу. Спортсменов предупредили, что в отеле их ждут полицейские, и водитель автобуса US Postal специально сделал остановку, чтобы гонщики смогли избавиться от нелегального груза.
В 1998 году препараты "на тысячи долларов" спустили в унитаз все в том же командном автобусе. Другая история, связанная с допингом в автобусе, произошла в 2004 году, когда по дороге в отель водитель сделал в горах остановку на час, и за это время гонщики сделали себе переливание крови.
Подобных случаев за годы, проведенные Армстронгом в велоспорте, было множество. Велосипедисты кололи себе допинг в гостиничных номерах, а шприцы прятали в банки из-под газированных напитков. Пакеты с эритропоэтином Армстронг хранил в холодильнике. Однажды, по словам Лэндиса, Армстронг передал ему коробку со шприцами, заполненными запрещенным препаратом, прямо на глазах у своей жены и троих детей. В общем, потенциальных свидетелей по делу Армстронга накопилось немало. Показания USADA дали более двадцати человек, в том числе 15 профессиональных велогонщиков. О том, что Армстронг употреблял и распространял допинг, свидетельствуют банковские счета, электронные письма и научные исследования.
На доказательства, опубликованные антидопинговым агентством, живо отреагировала мировая пресса. Сильнее всего досье шокировало американцев. История человека, победившего рак и дошедшего до вершин профессионального спорта, для многих годами была живым воплощением американской мечты, и обвинениям в адрес Армстронга не верили, указывая на отсутствие убедительных доказательств. После публикации досье на велогонщика оспаривать применение им допинга стало невозможно, и на Армстронга обрушилась волна критики.
Армстронгу припомнили, что в обычной жизни у него было мало общего с героем мифа о Железном Лэнсе. В действительности велогонщик не отличался благородством и довольно неуважительно относился к соперникам и журналистам - не ко всем, а к тем, кто подозревал его в употреблении допинга. Такие люди слышали от Армстронга и ругательства, и угрозы.
Как отмечает газета The New York Times, Армстронг, судя по докладу USADA, является "позорным обманщиком, вызывающим лжецом и хулиганом, который подстрекал других лгать вместе с ним, чтобы добиться успеха". Несколько СМИ после публикации досье на велогонщика составили рейтинги главных обманщиков в истории мирового спорта - и Армстронг, разумеется, занял в этих рейтингах первое место.
Нашлись у велогонщика и защитники, которые напомнили, что Армстронг много лет был примером для молодежи и немало парней именно из-за Армстронга занялись велоспортом. Кроме того, в 1997 году американец основал фонд помощи больным раком и с тех пор собрал полмиллиарда долларов, которые пошли на поддержку людей, страдающих этой болезнью.
Сторонники Армстронга привели и другие аргументы в его защиту. Так, канадская National Post сравнила велогонщика со спортсменами из ГДР, которые с 1968 по 1988 годы участвовали в государственной допинговой программе, но сохранили награды, завоеванные в этот период на Олимпиадах и чемпионатах мира. Издание упомянуло и российских лыжниц Ларису Лазутину и Ольгу Данилову, которые на двоих завоевали семь золотых олимпийских медалей, а в 2002 году были пойманы на допинге.
"Оценивать поступки, совершенные вчера, используя подход, принятый сегодня, так же неприемлемо, как переименовывать школу из-за того, что поступки деятеля XVIII века не отвечают современным нормам морали, - пишет National Post. - Тот факт, что Армстронг оказался обманщиком, возможно, ничем не выделяет его из всех лучших велогонщиков той эпохи. Его нужно оставить в покое".