Гражданская война в Сирии может затянуться на несколько лет, дестабилизируя положение на Ближнем Востоке: войска президента Башара Асада не могут справиться с вооруженной оппозицией, а той, в свою очередь, не хватает сил для захвата ключевых городов. При этом ООН и НАТО - внешние противники режима Асада - пока опасаются проводить военную операцию в Сирии и, похоже, даже не имеют продуманного плана ни для политического, ни для вооруженного воздействия на сложившуюся в стране ситуацию.
Ожидать прямого вмешательства Запада во внутрисирийские распри и не приходится. Во-первых, США и союзники уже значительно поиздержались на военных операциях в Ираке, Афганистане и Ливии, причем в последние годы раскошеливаться на войны приходится в условиях глобального финансово-экономического кризиса. Во-вторых, сирийская армия даже отдаленно не похожа на вооруженные силы вышеперечисленных стран. Так, Ирак в 2003 году располагал уже порядком устаревшим оружием, а Афганистан в декабре 2001-го не имел даже централизованного военного управления. Но и эти страны сумели "насолить" американцам и их союзникам.
В Ливии же ситуация была еще проще. С началом гражданской войны в этой стране произошло перераспределение вооружений и военной техники между силами вооруженной оппозиции и армией, лояльной режиму Муаммара Каддафи. Это произошло преимущественно за счет перехода некоторых армейских частей на сторону повстанцев. Наконец, к моменту начала военной операции западной коалиции Ливия не располагала действующей системой противовоздушной обороны, что значительно упростило задачу Запада.
Упрощенно схема действий Запада в Ливии была такой: поддержка оппозиции квалифицированными военными кадрами и техникой и полное блокирование ливийского воздушного пространства. В итоге, гражданская война в этой стране, продлившаяся с 15 февраля по 23 октября 2011 года, завершилась сменой режима и установлением, по оценке Запада, демократического правления. В случае с Сирией, использование ливийской схемы не будет эффективным по многим причинам: Дамаск поддерживают Москва и Пекин, внутренняя вооруженная оппозиция пока не является значительной силой, а правительственные войска, наоборот, сильны.
При этом ливийскую схему к Сирии все же пытаются частично применить, однако о существовании какой-либо единой позиции даже у внешних противников режима Башара Асада, похоже, говорить не приходится. В отношении страны введены санкции со стороны государств Запада и Турции, запретивших поставки Дамаску вооружений, военной техники и боеприпасов. Таким образом, государства надеются истощить ресурсы сирийских вооруженных сил. Однако Россия, Иран и Китай санкции Запада не признают, поскольку они не приняты Советом безопасности ООН. Ирак, граничащий с Сирией, занял нейтральную позицию; осенью 2012 года он пропустил иранский самолет, летевший в Дамаск.
Тем не менее, антисирийская коалиция по мере сил старается поддерживать режим санкций. Так, Турция, являющаяся членом НАТО и ООН, в одностороннем порядке перекрыла свое воздушное пространство сначала для сирийских военных самолетов, а затем и для гражданской авиации. 10 октября 2012 года турецкие ВВС перехватили пассажирский самолет, выполнявший перелет из Москвы в Дамаск. 15 октября Турция задержала армянский самолет, летевший в Сирию, но позднее разрешила ему продолжить полет. В обоих случаях турецкие власти пытались найти в самолетах запрещенные грузы.
В российском самолете турки нашли, предположительно, компоненты радиолокационного оборудования. Все оборудование Турция конфисковала, а самолет отправился дальше в Дамаск. Сирия назвала действия Турции "воздушным пиратством", Москва потребовала от Анкары объяснений этого инцидента, а Госдепартамент США объявил, что Кремль формально не нарушил негласный запрет на поставки оружия в Сирию, но пытался оказывать поддержку "военной машине режима Асада".
Ранее страны Европы останавливали суда, перевозившие грузы для Сирии. Одно из них заставили встать на якорь у берегов Турции, а другое, которому также предписали зайти в турецкие воды, выключило пеленгующие приборы и, изменив маршрут, прибыло в сирийский порт Тартус, где расположена российская база материально-технического обеспечения. По неподтвержденным данным, судно "Чариот" привезло в Тартус 60 тонн боеприпасов.
Помимо блокирования военных поставок Сирии страны Запада, похоже, неофициально пытаются поддерживать сирийскую вооруженную оппозицию. Так, в ноябре 2011 года иранский телеканал Press TV сообщал, что в Сирию прибыли французские военные инструкторы, которые занимаются подготовкой членов Сирийской свободной армии, то есть повстанцев. Кроме того, Асад весной 2012 года заявлял, что Турция вооружает оппозицию, а в конце апреля Ливан объявил о перехвате судна с оружием для сирийских повстанцев. Судно "Лютфулла II" следовало под флагом Сьерра-Леоне.
Наконец, в июне французская пресса сообщила о поставках сирийской оппозиции гранатометов. Это оружие прибыло в Сирию из Саудовской Аравии через Турцию. Саудовская Аравия является союзником США и членом Лиги арабских государств (ЛАГ). Любопытно, что ЛАГ выступает против оказания помощи как сирийским повстанцам, так и режиму Асада, опасаясь дальнейшего распространения "арабской весны". С декабря 2011 года на территории Сирии присутствует группа наблюдателей ЛАГ. Получается, что если гранатометы действительно прибыли в Сирию из Саудовской Аравии, то это государство решило действовать независимо от других стран - членов лиги.
Следует отметить, что хотя страны Запада и Турция начали реализовывать ливийский сценарий в части блокирования военных поставок, экономических санкций и, возможно, поддержки оппозиции, масштабную помощь сирийским мятежникам они вряд ли предоставят. Так, США и Европа опасаются, что оппозиция, в рядах которой сражаются и исламисты, после победы обратит полученное оружие и навыки против своих же недавних союзников. Кроме того, велика и вероятность расползания этого оружия по арабским странам, охваченным революционными настроениями.
Еще одним возможным инструментом форсированной смены режима Асада в Сирии является прямое военное вмешательство НАТО во внутренний конфликт этой страны. Однако сирийские вооруженные силы, лояльные Асаду, располагают большим количеством самых разнообразных вооружений и военной техники, часть из которых прошла модернизацию. Для военного вторжения Западу было бы выгодно как раз максимальное укрепление позиций мятежников и военно-экономическое истощение сторонников Асада с помощью международных санкций. Без такой подготовки военное вмешательство будет стоить Западу колоссальных жертв.
Так, ввести над территорией Сирии бесполетную зону, как это было сделано в случае с Ливией и отчасти в Ираке, Западу будет крайне сложно. Численность войск противовоздушной обороны Сирии составляет около 40 тысяч человек. На вооружении сирийской ПВО стоят 320 комплексов С-75 "Двина" и С-75М "Волга", правда значительно устаревших. Кроме того, военные располагают 148 комплексами С-125/М "Нева"/"Печора", 48 зенитными ракетными комплексами С-200 "Ангара", 200 "2К12 "Куб", 60 9К33 "Оса", 20 9К31 "Стрела-1", почти 40 9К35 "Стрела", 48 ЗРК С-300, полусотней ЗРК "Бук" различных версий и 50 комплексами "Панцирь-С1". Наконец, Сирии принадлежит и некоторое количество зенитных комплексов "Тунгуска" и "Тор-М1".
Часть перечисленных комплексов в начале 2000-х годов, по неподтвержденным данным, прошла компонентную модернизацию с заменой части оборудования более новым. Их общего числа вполне достаточно, чтобы прикрыть наиболее опасные направления над территорией Сирии, площадь которой составляет всего 185,2 тысячи квадратных километров. Конечно, Запад располагает возможностями подавления систем ПВО противника, включая противорадиолокационные ракеты, ударные беспилотники и многоцелевые истребители. Но едва ли генералы НАТО рискнут испытать на практике эффективность комплексов С-300, в военных действиях прежде не участвовавших, на своих собственных самолетах.
Впрочем, по словам бывшего бригадного генерала вооруженных сил Сирии Акила Хашема (Akil Hashem), проживающего в Великобритании и поддерживающего Сирийскую свободную армию, ПВО, сформированная Дамаском, крайне слаба. По его словам, США будет достаточно одного авианосца, 80-85 истребителей и промежуточной авиабазы в Турции, чтобы обеспечить 120 километровую бесполетную зону в глубину Сирии со стороны турецкой границы. "Вся ПВО Башара Асада - всего лишь бумажная страшилка", - считает Хашем.
Между тем, по некоторым данным именно сирийский "Панцирь-С1" в июне 2012 года сбил турецкий разведывательный самолет RF-4E, выполнявший наблюдательный полет вблизи сирийского побережья неподалеку от Латакии. Сирия утверждала, что самолет вторгся в ее воздушное пространство, а Турция - что он выполнял полеты над нейтральной территорией. Уже одно это могло бы послужить поводом для политического и военного конфликта между Анкарой и Дамаском. Однако в августе турецкая комиссия, занимавшаяся расследованием происшествия, объявила, что не обнаружила доказательств виновности Сирии в гибели самолета.
Помимо ПВО Сирия располагает пусть и не самой современной, но все же боеспособной авиацией. Так, по данным Flightglobal MiliCAS, ВВС страны выполняют полеты на 219 истребителях МиГ-21, 146 МиГ-23, 48 МиГ-29 (ранее велись переговоры с Россией об их модернизации до версии М/М2, а также поставке некоторого количества МиГ-29М2), 50 Су-22 и 20 фронтовых бомбардировщиках Су-24. В качестве легких истребителей могут быть использованы и 70 учебно-боевых самолетов L-39 Albatros. В состав вертолетного парка входят 15 многоцелевых Ми-2, 101 Ми-8/17, 32 SA342 и 40 ударных Ми-25 (часть из них прошла модернизацию в России).
Располагает Сирия и довольно внушительными сухопутными войсками, на вооружении которых стоят почти 19 тысяч различных бронированных боевых машин, включая основные боевые танки Т-72М, Т-62К, а также БМП-1/2/3 и боевые разведывательно-дозорные машины БРДМ-2. Сухопутные войска Сирии используют около семи тысяч различных артиллерийских систем: минометов, самоходных гаубиц и зенитных артиллерийских установок. Сирии принадлежат и около двух тысяч реактивных систем залпового огня: советские и российские БМ-14, "Град", БМ-24, "Ураган" и иранские Fajr-3/5 и Ra'ad.
Военный потенциал Сирии, несомненно, выступает в роли сдерживающего фактора в глазах ее вероятных противников. Так, в первых числах октября Анкара и Дамаск, казалось, максимально близко подошли к открытому военному противостоянию. Утром 3 октября сирийские войска обстреляли турецкий приграничный город Акчакал. Позднее в тот же день турецкая артиллерия нанесла удар по территории Сирии, поразив артиллерийские позиции в районе города Идлиб на границе с Турцией, откуда были выпущены сирийские снаряды.
Позднее парламент Турции проголосовал за участие своих военнослужащих в возможных боевых операциях за рубежом, тем самым фактически одобрив военное вторжение в Сирию. Турецкие власти объявили, что Сирия, нарушив международное право, "зашла слишком далеко". Но дальнейшей эскалации конфликта не произошло. Вскоре Дамаск официально извинился перед Турцией за обстрел Акчакала, пообещав расследовать инцидент, а Анкара объявила, что не заинтересована в войне с Сирией, но будет использовать войска для защиты своих границ. Следует отметить, что на границе Сирии и Турции действуют несколько независимых террористических группировок. Там же в настоящее время ведутся бои между сирийской армией и мятежниками.
В целом, гражданская война в Сирии может оказаться затяжной. Обладая даже хорошо вооруженной армией, очень сложно справиться с партизанским движением, рассеянным по значительной территории страны. В то же время мятежникам, не имеющим ни централизованного управления, ни регулярных поставок вооружения, ни современного оружия, крайне сложно, если не вовсе невозможно, взять под свой контроль и удержать значительную территорию Сирии с населенными пунктами.
Вероятность же военного вмешательства извне в гражданскую войну в Сирии пока крайне мала. Внешние противники режима Асада до сих пор не сумели прийти к единому мнению, лишь призывая и сирийскую оппозицию, и власти прекратить боевые действия. НАТО, вероятно, осознает, что финал возможной интервенции может быть непредсказуем и потому не торопится предпринимать конкретные шаги. США же остаются в стороне еще и потому, что в Америке сейчас в разгаре президентская избирательная кампания и еще один театр военных действий (помимо Афганистана) президенту Бараку Обаме совершенно не нужен.