Россия
20:27, 17 октября 2012

Тихий Говорун В правительстве Медведева произошла первая серьезная отставка

Президент России Владимир Путин 17 октября подписал указ об увольнении министра регионального развития Олега Говоруна. Отставка в одно и то же время получилась как непонятной (Говорун возглавил министерство только в мае и сделать на новом посту ничего не успел), так и скандальной: в течение нескольких недель сообщения о ней официально опровергалась, а Говорун, все по тем же официальным данным, находился на больничном. По неофициальной же версии, чиновник сам не захотел работать в правительстве Медведева после критики со стороны Путина.

26 сентября пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что слухи об отставке Говоруна похожи на газетную утку. Через три недели - 16 октября - мнение пресс-секретаря не изменилось: он все так же отмечал в разговорах с прессой, что указа об увольнении министра в администрации президента не получали. А уже утром 17 октября выяснилось, что приказ не только получен, но и подписан, причем Путин даже успел выбрать нового министра - им стал бывший губернатор Костромской области Игорь Слюняев. Что же произошло с Говоруном и почему он не сработался с руководителями страны?

Человек из тени

В мае 2012 года состав правительства сильно обновился - Дмитрий Медведев пообещал ввести в руководство страны новых людей, а Владимир Путин решил не расставаться с рядом полюбившихся ему министров и увел их с собой в администрацию президента. Одним из "новеньких" в Белом доме оказался Олег Говорун, для которого министерское кресло, по всей видимости, стало венцом долгой аппаратной карьеры.

До 2011 года Говорун был лицом крайне непубличным - он больше 10 лет работал на различных должностях в администрации президента. Чуть больше года назад Медведев неожиданно представил Говоруна как нового полномочного представителя президента в Центральном федеральном округе. Это место досталось ему в связи с уходом в губернаторы Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко, и неудивительно, что вскоре Говоруну стали прочить повторение пути этого чиновника: по данным "Ведомостей", новый полпред со временем должен был отправиться руководить Ярославской областью.

Тем не менее, Медведев посчитал, что девяти месяцев работы на посту присматривающего за всем Центральным федеральным округом Говоруну хватило, чтобы поднабраться опыта и занять новую должность - министра регионального развития. Это министерство, с одной стороны, отвечает в правительстве за многое: за строительство, территориальное планирование, крупные инвестиционные проекты, федеральные целевые программы, распределение денег между региональными и федеральным бюджетом, - с другой, ни за что конкретное, потому что часть функций министерства лежит на Минэкономразвития, часть - на руководстве конкретных регионов, которым о своих нуждах известно лучше, чем любому московскому чиновнику.

Поэтому неудивительно, что за несколько месяцев до майской передачи власти от Медведева к Путину начали ходить слухи о возможном упразднении министерства: вместо него чиновники, как писала газета "Ведомости", хотели сделать отдельное министерство по ЖКХ и строительству, а часть функций Минрегионразвития отдать Минэкономразвития.

Кто в итоге отстоял прежнюю конфигурацию и почему чиновникам не понравилось предложение о министерстве строительства, неизвестно - СМИ об этом не писали, а сам новый премьер-министр об особенностях конструкции своего правительства подробно не рассказал.

Критика Путина

Из деятельности Говоруна на посту министра не было понятно, будет ли это ведомство чем-то отличаться от Минрегионразвития при бывшем руководителе ведомства Викторе Басаргине. О нем вообще слышно было мало - на первый план в последние месяцы вышли Минфин, Минэкономразвития и Минтруда, спорящие как о сути пенсионной реформы, так и о бюджете на будущий год.

Немногочисленные интервью Говоруна российским СМИ также ответа на вопрос о роли министерства в правительстве Медведева не дали. По ним, однако, сложилось впечатление, что Олег Говорун пришел во власть не придумывать, а прежде всего исполнять - во всяком случае, оговорки типа "выполняя поручение президента", "во исполнение поручения президента", "требует [...] дополнительного обсуждения с администрацией президента" встречаются в его речи подозрительно часто.

Тем удивительнее было, что именно президент неожиданно для всех 18 сентября публично раскритиковал Олега Говоруна, Дмитрия Ливанова из Минобрнауки и Максима Топилина из Минтруда (все - из числа "новичков" правительства). По мнению Путина, все трое плохо поработали над тем, чтобы в бюджете отразились его предвыборные обещания, и попросил объявить им выговор. Кадры с недовольным президентом тут же показали по центральным телеканалам, так что вся страна, ранее не знавшая Говоруна, Ливанова и Топилина ни по фамилиям, ни в лицо, поверила, что именно эти трое работают в правительстве хуже всех. При этом как-то ушел в тень тот факт, что бюджет - это прежде всего вотчина Минфина и Минэкономразвития, а разного рода политические решения принимаются скорее вице-премьерами. Но их ругать Путин почему-то не стал.

И вот с этого момента началось нечто странное: в то время как Ливанов и Топилин покорно получили свои выговоры, Говорун почти сразу же отправился на больничный. Уже вечером 25 сентября Forbes со ссылкой на анонимные источники сообщил, что глава Минрегионразвития обиделся на незаслуженное, по его мнению, административное взыскание и написал заявление об уходе.

С опозданием на месяц

Факт подачи заявления чиновники разного уровня неоднократно опровергали. Тем не менее, слухи о скорой отставке продолжали циркулировать - Говорун на работу все не выходил и не выходил, что могло означать либо его серьезную болезнь (но тогда о ней стало бы известно заранее), либо нежелание руководить министерством.

28 сентября Дмитрий Медведев подписал указ об отставке заместителя Говоруна - Анатолия Попова. Велик был соблазн предположить, что именно он стал жертвой критики Путина, а Говорун скоро вернется на прежнее место, но прошло еще полмесяца, а чиновник все еще пребывал на больничном, от общения с журналистами уклонялся и никакой ясности в ситуацию относительно своей дальнейшей судьбы не вносил.

В итоге 16 октября газета "Ведомости" со ссылкой на анонимные источники написала, что Говорун все же уволен. По ее данным, Путин, вынося выговор министру, на самом деле ругал его не за бюджет, а за ликвидацию последствий наводнения в Крымске, но тогда история выходит еще более странно: публично президент рассказывает об одном поводе для выговора, а инсайдеры говорят совершенно о другом.

Так или иначе, но слухи об отставке в очередной раз опроверг Дмитрий Песков, а источники других СМИ стали уверять, что министр действительно хочет в отставку, но другие чиновники пытаются его на этой позиции удержать едва ли не силой. К 17 октября, видимо, стало понятно, что Говоруну на новом месте так и так уже не работать, и Кремль выпустил официальный пресс-релиз о его увольнении.

Деловые СМИ в основном пытаются представить всю эту историю как личный конфликт: один наказал, другой обиделся. В этом, например, убежден многолетний летописец жизни Путина Андрей Колесников из "Коммерсанта", который даже сравнил Говоруна с бывшим руководителем администрации президента Александром Волошиным, который ушел со свой должности после ареста Михаила Ходорковского.

Такие объяснения выглядят немного нелогично: добрый десяток лет, проведенный в администрации президента, должен был научить Олега Говоруна если не покорности, то по крайней мере умению соблюдать правила игры Владимира Путина. Правила эти часто заключаются в том, что публичная выволочка нужна главным образом для привлечения внимания к общественно значимому вопросу или для повышения рейтинга самого президента. Ни к каким карьерным последствиям для "провинившегося" такая выволочка, как правило, не приводит.

Странно выглядят в этой истории и попытки правительства и Кремля делать вид, будто Говорун как ни в чем не бывало остается на своей должности. Отставка любого министра через несколько месяцев после его назначения неминуемо будет трактоваться как слабость правительства и косвенно - премьер-министра, даже если он тут совсем ни при чем. Однако если та же отставка растягивается едва ли не на месяц и сопровождается информационными сливами, недомолвками, опровержениями, то слабым выглядит уже не только правительство, но и все руководство страны в целом: получается, что один обидевшийся на президента министр смог парализовать работу целого ведомства на несколько недель, а у власти нет сил ни быстро его уволить, ни уговорить остаться.

< Назад в рубрику