В развитых странах (в идеальном варианте) власти должны пристально следить за деятельностью крупных корпораций и при намеке на их нерыночные действия - как на местном, так и на зарубежном рынке - начинать масштабные проверки. В Швеции после скандала со взятками IKEA, на которых непогрешимая ранее в этом смысле компания попалась в России, к вопросу коррупции относятся особенно трепетно. Поэтому неудивительно, что расследование, связанное с деятельностью сотового оператора TeliaSonera в Узбекистане, вызвало большой резонанс.
Телекоммуникационная TeliaSonera является одной из крупнейших компаний Швеции. Шведскому правительству в ней принадлежит 37,3 процента акций, а Финляндии - 13,7 процента. Корпорация активно работает на зарубежных рынках, и в 2007 году она стала основным акционером узбекского сотового оператора Coscom, в 2008 году переименованного в Ucell.
На момент покупки Coscom занимал третье место на рынке мобильной связи Узбекистана. Как отмечает "Фергана", перед продажей власти Узбекистана предприняли ряд шагов, направленных на снижение стоимости актива и создания давления как на продавца - американскую MCT Telecom Corp., так и на потенциального покупателя. Так, в отношении оператора были проведены проверки (в ходе которых обнаружились "серьезные нарушения"), а лицензия Coscom временно приостанавливалась. Однако после того, как оператора купила TeliaSonera, его деятельность постепенно наладилась.
В середине сентября текущего года шведские журналисты "припомнили" TeliaSonera узбекскую сделку. На телеканале Sveriges Television (SVT) в программе "Uppdrag granskning" был показан сюжет, в котором компанию обвинили в том, что она дала взятку в размере 2,2 миллиарда крон (333 миллиона долларов) при получении лицензии на связь 3G в Узбекистане и покупке доли в местном операторе связи Ucell шесть лет назад.
По данным журналистов, представители TeliaSonera выплатили указанную сумму компании Takilant Limited, которая предположительно связана со старшей дочерью президента Узбекистана Ислама Каримова Гульнарой. По данным СМИ, зарегистрированной на Гибралтаре Takilant руководит некая Гаяне Авакян (Gayane Avakyan). Как указывала "Фергана", Авакян является "правой рукой" Гульнары Каримовой и они "так близки, что пять лет назад Авакян была посвящена во все финансовые дела Гульнары".
Генеральный директор TeliaSonera Ларс Нюберг (Lars Nyberg) был вынужден подробно прокомментировать сюжет на SVT. В своем заявлении на пресс-конференции 20 сентября он отметил, что телекоммуникационная компания не делала ничего противозаконного и никого не подкупала. По словам Нюберга, TeliaSonera заплатила Takilant 2,3 миллиарда крон за активы, которые сейчас стоят в два раза дороже, и эта сделка помогла оператору за пять лет нарастить число абонентов с 400 тысяч до девяти миллионов. Так что, как подчеркнул глава TeliaSonera, это была никакая не взятка, а инвестиции.
Впрочем, Нюберг отметил, что в текущих условиях руководство TeliaSonera, возможно, по-другому оценило бы риски выхода на узбекский рынок, а в долгосрочной перспективе компания (в худшем случае) может и вовсе уйти из Узбекистана. Пока же в связи с серьезностью обвинений, озвученных журналистами, Нюберг заявил, что в TeliaSonera проведут проверку узбекской "дочки" и о результатах станет известно к концу года. Он также выразил готовность покинуть свой пост, в случае если обвинения во взятках подтвердятся. Кроме того, ему может грозить и тюремный срок: за взяточничество в Швеции дают максимум шесть лет.
Нюберг также выступил перед шведским комитетом по промышленности и торговле, в очередной раз заявив, что оснований для обвинений TeliaSonera во взятках нет. Глава корпорации добавил, что TeliaSonera обратилась в юридическую фирму Mannheimer Swartling, чтобы та проверила, есть ли правда в обвинениях СМИ.
Свое расследование в связи с TeliaSonera и Takilant запустили и правоохранительные органы Швеции. Об этом местным СМИ заявил прокурор Гуннар Стетлер (Gunnar Stetler), однако подробности дела он сообщить отказался. В TeliaSonera, в свою очередь, подтвердили, что сотрудничают с властями.
В начале октября шведская газета Dagens Nyheter сообщила, что прокуратура Швеции заморозила счета компании Takilant в местном банке Nordea на общую сумму в 30 миллионов долларов. 15 октября шведский суд подтвердил правомерность ареста счетов, однако отклонил требование прокуратуры арестовать также активы фирмы на 1,55 миллиарда крон, пояснив, что взятки, расследование по которым ведется прокуратурой, если и давались, то не в Швеции.
Как отметили в суде, у властей также есть основания подозревать, что два представителя компании Takilant - Гаяне Авакян и Алишер Эргашев (Alisher Ergashev) - "виновны в отмывании денег", однако никаких подробностей приведено не было. В свою очередь адвокаты узбекских граждан заявили об их непричастности к отмыванию средств, указывает Reuters.
Косвенно объяснить подозрения шведского суда может, вероятно, Швейцария. В сентябре сообщалось, что швейцарские власти заблокировали в местных банках счета нескольких граждан Узбекистана по делу об отмывании денег. По данным посольства Швейцарии в Ташкенте, по этому делу еще в июле 2012 года были задержаны двое граждан Узбекистана, и они до сих пор находятся под стражей.
Имена задержанных не назывались, однако СМИ сообщали, что работали они в компании Coca-Cola Uzbekistan, принадлежащей Гульнаре Каримовой. Как указывала "Фергана", "именно менеджеры этой компании являются проводниками личных финансовых операций Гульнары Каримовой на Западе".
Еще в августе UzMetronom выяснил, что в Швейцарии были задержаны сотрудники Coca-Cola Uzbekistan Фаррух Саберов и Алиер Иргашев. Позднее сообщалось, что источники UzMetronom ошиблись в написании имен и на самом деле задержанных зовут Шохрух Сабиров и Алишер Эргашев. Официальных подтверждений этому пока нет.
Сообщалось также, что один из задержанных в Швейцарии был сотрудником сотового оператора "Уздунробита", "дочки" российской МТС. "Уздунробита", напомним, была фактически национализирована узбекскими властями в текущем году, в связи с чем Следственный департамент МВД России возбудил уголовное дело. При этом гендиректор "Уздунробиты" Бекзод Ахмедов бежал из Узбекистана и до сих пор находится в международном розыске. В некоторых СМИ сообщают, что именно Ахмедова задержали швейцарские власти в рамках дела по отмыванию средств, однако официально эта информация также не подтверждена. Кроме того, по сведениям СМИ, среди замороженных в швейцарских банках счетов оказались и счета Ахмедова на общую сумму не менее 600 миллионов франков.
Пока власти Швейцарии и Швеции ведут расследование по делам об отмывании средств гражданами Узбекистана и взяток на узбекском рынке, TeliaSonera пообещала ужесточить оценку рисков при инвестициях в зарубежные рынки. Надо думать, новая политика коснется в первую очередь "трудных" стран, среди которых Узбекистан, очевидно, занимает одно из первых мест.