В середине апреля тогда еще президент России Дмитрий Медведев призвал ввести в России стандарт MNP - он позволяет сохранять за абонентом номер телефона при смене сотового оператора. Отсутствие этой услуги глава государства назвал "мобильным рабством". С тех пор прошло полгода, но в правительстве продолжаются споры о предстоящей миниреформе. Похоже, что главный вопрос - кто за это заплатит?
В настоящее время стандарт MNP (Mobile Number Portability) действует в 65 странах мира. При этом речь идет не только о "продвинутых" государствах Евросоюза и США, но и о менее экономически развитых - например, о Белоруссии. Очевидно, что опыт перехода на "переносимые номера" мировой телекоммуникационный рынок накопил немалый и Россия могла бы просто скопировать наиболее подходящие шаги. Тем не менее с апреля правительство увязло в спорах о том, как нужно вводить MNP и нужен ли стандарт вообще.
Самый первый вопрос, о который "споткнулись" чиновники, - должен ли абонент оплачивать сохранение за ним номера в случае перехода от одного оператора к другому или все-таки расходы должен нести оператор? Министерство связи и массовых коммуникаций, которое представило свои первые предложения еще в мае, с самого начала утверждало, что услуга должна быть для абонента бесплатной. Такое же положение содержалось и в апрельском поручении Дмитрия Медведева.
Против бесплатности услуги выступили Министерство экономического развития и сотовые операторы "большой тройки". Последние указывали, что клиенты платят за сохранение номера во многих странах мира. В августе Минэкономразвития исключило из проекта поправок в закон "О связи", предусматривавшего переносимость номера, пункт о бесплатности MNP. В пояснительной записке ведомства говорилось, что сохранение номера не является жизненно необходимой услугой, следовательно, за нее можно заплатить.
На стороне Минэкономразвития оказался и мировой опыт: в начале октября Научно-исследовательский институт радио (НИИР) опубликовал обзор, из которого следовало, что средняя плата за переход абонента от одного оператора к другому в Европе составляет 8,38 евро. При этом в Португалии услуга стоит 40 евро, а в Великобритании - 43,55 евро.
НИИР пришел к выводу, что в России услуга по сохранению номера должна быть платной. Институт приводит следующие аргументы: в тех странах Европы, где перенос номера бесплатный, абонент подписывает с оператором договор о минимальном сроке обслуживания. Таким образом сотовые компании компенсируют свои расходы, поскольку именно они несут издержки, связанные с сохранением номера.
В России, однако, операторы не могут заключать с клиентами договоры о минимальном сроке сотрудничества, так как это противоречит законодательству о защите прав потребителей. Остается только введение платы за MNP. Тем не менее в Минкомсвязи долгое время настаивали на бесплатности услуги: в ведомстве заявляли, что будут устанавливать предельный тариф на перенос номера и что сделают этот тариф нулевым.
17 октября вице-премьер Аркадий Дворкович сообщил, что решение о платности MNP будет принято в течение недели. По его мнению, за услугу должен платить абонент, что объясняется "экономической логикой". При этом минимальный тариф необходимо ограничить суммой в 100 рублей. Тем не менее эта цена все равно почти в 3,5 раза меньше средней по Европе.
Второй "камень преткновения" - вопрос о том, будет ли услуга доступна только в рамках регионов или номер можно будет сохранять на территории всей России. На практике первый вариант означает, что абонент сможет сохранить свой номер, сменив оператора в одном регионе, например, при переходе от МТС к "МегаФону" в Москве. Второй вариант - клиент сможет, сохранив свой номер, переехать в другой субъект РФ. Например, уехать из Приморского края, где он пользовался услугами НТК (работает только в Приморье), в Москву и, не меняя номера, заключить договор с МТС. Кроме того, "федеральный" вариант позволил бы сохранить номер при переезде из одного города в другой и без смены оператора.
По словам Аркадия Дворковича, на первом этапе планируется ввести стандарт MNP только в пределах регионов. Такое решение было принято, чтобы не задерживать принятие закона. Впоследствии, отметил вице-премьер, возможно введение принципа переносимости номеров на территории всей страны, но это потребует дополнительных расчетов и обоснований, а также поправок в законодательство. "Региональный" вариант планируется ввести в ранее оговоренные сроки - с 1 января 2014 года.
Против введения MNP на всей территории страны активно выступали сотовые операторы. Компании подсчитали, что расходы на мобильную связь могут вырасти на 72 процента, а стоимость минуты разговора - в пять раз. С этими доводами в Минэкономразвития не согласны. В ведомстве считают, что "региональный" вариант MNP будет не намного дешевле "федерального". Правда, оценок того, насколько сотовые операторы готовы поднять цены при введении MNP только в рамках региона, нет.
В то же время запрет на сохранение номера на федеральном уровне может значительно сократить и без того небольшое число потенциальных пользователей данной услуги. По данным Минэкономразвития, в Болгарии после ввода стандарта MNP услугой воспользовался всего один процент абонентов, а уже к 2009 году число сохраняющих номер потребителей упало в два раза. В большинстве других стран показатели еще хуже. Так, в Чехии услугой переноса номера пользуются всего 0,1 процента клиентов сотовых компаний, а в Белоруссии - 0,019 процента.
В НИИР также обращают внимание, что к 2014 году власти могут не успеть: введение MNP потребует внесения изменений в 20 законодательных актов, на что потребуется 1,5-2 года, а потом ее предстоит еще и "обкатывать" в опытной зоне. По данным института, на переход к новому стандарту другим странам потребовалось от 2 до 4 лет. Россия, видимо, решила "взять нижнюю планку" - на эти цели фактически отводится только два года.
Предполагается, что введение стандарта MNP - в интересах потребителя, а услуга сохранения номера должна способствовать развитию конкуренции. В то же время, если посмотреть на число абонентов, которые пользуются MNP в других странах, становится понятно, что на конкуренции миниреформа точно никак не скажется. Если же сам переход будет платным, а издержки операторов выльются в рост стоимости их услуг, то выигрыш потребителя будет более чем сомнительным.