В Павлодарской области Казахстана пограничники подрались с сотрудниками финансовой полиции. Стражи порядка пытались задержать одного из военных, когда тот получал взятку, но сделать им это не удалось. Пограничники не только отбили своего коллегу, но и, как утверждают полицейские, отобрали у них вещественные доказательства по делу. Начальство погранпоста списало все на взаимное недопонимание - дескать, работники финпола вели себя вызывающе, и их приняли за бандитов.
Конфликт произошел 15 октября на территории поста "Урлютобе". Это автомобильный пункт пропуска через границу Казахстана и России, расположенный в зоне ответственности воинской части номер 2033 погранслужбы КНБ. Первой о драке сообщила пресс-служба областного департамента финансовой полиции. По версии ведомства, десять полицейских проводили на посту спецоперацию - они задержали с поличным при получении взятки младшего контролера-радиотелефониста. С заявлением на пограничника в финпол обратился 30-летний павлодарец. Он утверждал, что за проезд через границу без досмотра товара подозреваемый брал по 20 тысяч тенге (около 130 долларов). Стражи порядка собрали информацию о четырех подобных случаях, а также договорились с неким предпринимателем о передаче подозреваемому меченых купюр. Когда пограничник получил взятку, сотрудники финпола схватили его, после чего началась рутинная процедура изъятия денег в присутствии понятых. Видеозапись обрывается на моменте, когда к полицейским подбегают около десяти человек спортивного телосложения.
Пограничники резиновыми дубинками избили финполовцев, отобрав у них часы и мобильные телефоны, а затем вытеснили их из помещения поста во двор. Через некоторое время туда подтянулись военнослужащие из других смен - всего более 30 человек. Пресс-служба областного департамента финансовой полиции подчеркнула, что они были вооружены дубинками и автоматами. Пограничники разбили аудио- и видеоаппаратуру, с помощью которой полицейские фиксировали получение взятки, а меченые купюры, изъятые у подозреваемого, и протокол их изъятия исчезли. Тот факт, что на посту произошла драка, а не избиение, подтверждает информация о пострадавших с обеих сторон, правда, точное их количество не называется.
Следственная группа попыталась скрыться от нападавших на автомобиле, однако выезд им загородили автоматчики. Местные СМИ утверждают, что полицейских удерживали на погранпосту около шести часов. По всей видимости, за это время им все же удалось связаться со своим начальством или достучаться до руководства воинской части, так как в тот же день младший контролер поста был задержан и водворен в изолятор временного содержания.
По факту нападения на полицейских Восточное военно-следственное управление МВД Казахстана возбудило уголовное дело. В рамках него уже 16 октября был арестован временно исполняющий обязанности начальника "Урлютобе" Нуржан Муратов. Предполагается, что именно он отдал приказ об оказании вооруженного сопротивления финполу. Действующий руководитель поста в момент, когда произошел инцидент, находился в отпуске.
Официальное заявление военных в связи с произошедшим появилось лишь 19 октября. Агентство "Новости-Казахстан" опубликовало письмо врио командира воинской части 2033 подполковника Осенина (его имя не указано), адресованное главному военному прокурору Казахстана. В нем сказано, что пограничники приняли сотрудников финпола за бандитов, напавших на пост.
"15 октября 2012 года в 15.30 часов неизвестными лицами в количестве 15 человек было совершено нападение на международный пункт пропуска "Урлютобе" (...) Они прибыли в гражданской одежде, на автомашинах с частными номерами под предлогом пересечения Государственной границы", - цитирует агентство письмо подполковника. Далее говорится, что неизвестные ворвались на пост одновременно со стороны двух шлагбаумов - российского и казахстанского, а также площадки для досмотра. И.о. начальника поста старший лейтенант Муратов дал команду "Барьер" (это означает, что на пост совершено нападение), после чего на объект прибыл дополнительный вооруженный наряд.
"В ходе нападения и его отражения были повреждены шлагбаум пункта пропуска со стороны Республики Казахстан, радиостанции пограничных нарядов "Motorola GP-140" в количестве двух штук, видеокамера нападавших, две автомашины нападавших получили незначительные повреждения", - отрапортовал Осенин. О том, что "нападавшие" все-таки являются сотрудниками финансовой полиции, можно узнать лишь из середины его письма. Якобы визитеры в какой-то момент задержали Муратова и сообщили ему, что представляют силовое ведомство.
В письме подчеркивалось, что пока сотрудники финансовой полиции находились на территории режимного объекта, пропуск лиц и транспортных средств через него был приостановлен. "Тем самым были созданы предпосылки для нарушения государственной границы нарушителями, а также нанесен урон имиджу пограничной службы КНБ Казахстана перед иностранцами, пересекавшими в тот момент границу в пункте пропуска", - заключил подполковник погранвойск.
Эта версия выглядит странно в свете того, что за задержанием пограничника-взяточника и изъятием у него денег следили не менее десяти его коллег (это видно на предоставленной финполом записи), которые могли прояснить своим сослуживцам происходящее. Кроме того, сложно поверить, что за несколько часов пограничники не смогли выяснить, с кем они, собственно, дерутся.
Методы работы сотрудников Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (это официальное название финансовой полиции) уже не раз становились поводом для подобных конфликтов. Конфликты у финполовцев бывали не только с правонарушителями, но и с сотрудниками смежных силовых структур - подозреваемых в коррупции, мягко говоря, смущает их (финансовых полицейских) традиция работать в гражданской одежде и не предъявлять служебных удостоверений.
"Теплый" прием, который пограничники оказали стражам порядка, можно также связать с многолетним кулуарным противостоянием между финансовой полицией и Комитетом национальной безопасности Казахстана (КНБ), подразделением которого является пограничная служба. Ведомства периодически обмениваются взаимными обвинениями в коррупции. Три года назад источники казахстанских СМИ утверждали, что работники финансовой полиции попались на слежке за сотрудниками КНБ. Впрочем, официальное подтверждение подобная информация находит редко.
О настоящей межведомственной "войне" между финполом и Комитетом национальной безопасности заговорили в ходе расследования так называемого "хоргосского дела" о контрабанде товаров из Китая. Им занималась финансовая полиция. В 2011 году она объявила о разоблачении ОПГ, насчитывавшей около 100 человек. В числе арестованных по делу оказались начальник таможенного поста "Хоргос" и заместитель начальника департамента КНБ по Акмолинской области; утверждалось, что в деле фигурировали и другие высокопоставленные сотрудники госкомитета. Осенью того же года в СМИ появилась неподтвержденная информация о том, что главный свидетель по "хоргосскому делу" - сотрудник финпола, действовавший под прикрытием, - похищен. Чуть позже сообщалось, что дело решено изъять у финансовой полиции и передать в специально созданную межведомственную следственно-оперативную группу, состоящую из сотрудников КНБ, Генеральной прокуратуры, МВД и "всего двух финансовых полицейских". Официального подтверждения этой информации также нет.
Возможно, участники потасовки на погранпосту даже не вспомнили о конфликте между двумя силовыми структурами и махали кулаками (по крайней мере по одной из версий) из естественного желания скрыть преступление. Однако эта драка, как и десятки предшествующих ей, наглядно показала, что коррупция в Казахстане приняла масштаб национального бедствия.