Россия
18:38, 19 октября 2012

За слова не судят Сергей Удальцов рассказал "Ленте.ру", почему его оставили на свободе

18 октября по делу об организации массовых беспорядков был арестован Константин Лебедев, соратник Сергея Удальцова. Сам координатор "Левого фронта" остался по этому делу подозреваемым и находится на свободе под подпиской о невыезде. Это дало повод недругам Удальцова заподозрить его в даче показаний против Лебедева. Удальцов в интервью "Ленте.ру" отверг обвинения и рассказал, что он думает о деле, возбужденном по мотивам фильма "Анатомия протеста - 2".

Сергей Удальцов уверен, что власти хотят заставить Лебедева дать признательные показания и вынудить самого политика покинуть страну. Координатор "Левого фронта" пообещал не уезжать из России и сравнил дело, поводом к возбуждению которого послужил фильм телекомпании НТВ "Анатомия протеста - 2", с политическими процессами 30-х годов. Удальцов считает, что полностью сфабрикованную видеозапись могли "скомпилировать" с его подлинной речью.

"Лента.ру": Так все-таки ты или не ты фигурируешь в фильме "Анатомия протеста - 2"?

Сергей Удальцов: Я следствию четко заявил, что себя и других людей там не идентифицирую. Тем более и качество плохое, покажите хорошую запись - посмотрим. Мой там голос или нет, надо проверять, экспертизу проводить. Могла быть компиляция. Я на кухне с друзьями могу поговорить и про ядерную войну, и про захват космоса, и про высадку инопланетян на Землю. У нас что, 30-е годы или средневековье вернулись, когда людей за разговоры или мысли сажали в тюрьму?

А почему Лебедев арестован, а тебя отпустили?

Я был на суде, когда арестовывали Лебедева. Я пришел поддержать его и сказать ему, что это банальная разводка следствия. Меня выпустили под подписку, а его арестовывают. Одна из задач - оказать на него давление, сказать: "Удальцов на свободе, а ты сидишь, признай все и пойдешь по условному сроку". Так обычно делается.

Следствие же положило в основу обвинения дикость! Было сказано, что сотрудник НТВ Малков вышел теплым или холодным днем из дома, к нему подошел неизвестный человек якобы грузинской национальности и передал диск с интересным фильмом. На основе этого неизвестного диска был сначала смонтирован фильм, и ничего другого пока у следствия нет. Там любой монтаж мог быть еще до фильма НТВ, то есть это нагромождение фальсификаций. Нельзя на основании этого возбуждать дело по такой тяжелой статье и арестовывать человека.

Себя на видео ты не узнаешь, но при этом на допросе признал, что в Минске, где якобы проходила та самая встреча из телефильма, недавно бывал и с грузинами там общался.

Я вообще привык говорить правду. Даже Следственному комитету, который я не очень люблю и уважаю в нынешнем его виде. Тем более зачем врать, если ты не виноват. Видео сфабрикованное, а все дело - это политический заказ.

Следствие интересовало, где я бывал с июня по октябрь 2012 года. Я очень подробно на доследственной проверке и на втором допросе 17 октября рассказывал, в каких городах бывал. В Калининграде том же я бывал один раз, уже после показа фильма, чтобы поддержать кандидата [на выборах мэра]. Подробно рассказал, с кем и где встречался. Ну, не всех пофамильно называл, конечно.

В фильме и на суде звучало, что там создавались какие-то лагеря по подготовке боевиков. Это тоже абсурд. Я следствию объяснил, что это были "добрые лагеря", которые у нас летом без фурора проходили. До 100 человек в них участвовало. Эти лагеря может только больная фантазия трактовать как лагеря по подготовке боевиков или участников массовых беспорядков.

Так, а с Минском что?

Я в Минске был два раза. Мы там встречались с бизнесменами, в том числе с Георгием Васильевичем (о нем Удальцов упоминал на допросе, видео с которого показывали на "Первом канале"), и следствие именно эта встреча очень интересовала. Наверное, пытаются подвести, что именно этот эпизод и есть в фильме НТВ.

Кадр из "Анатомии протеста-2": авторы фильма утверждают, что справа - Сергей Удальцов, слева от него - Гиви Таргамадзе

 

Так вроде бы имя Таргамадзе - Гиви, это уменьшительное от Георгия.

Допустим, но с Гиви Таргамадзе (в фильме НТВ утверждается, что именно с этим грузинским политиком Удальцов вел переговоры о будущем захвате власти в России) мы не встречались. Это были люди - знакомые Константина Лебедева, он с ними давно общается. Они занимаются вино-водочной продукцией. Они не представлялись как грузины, и паспорт я у них не спрашивал, но, на мой взгляд, среди них были грузины.

Вот тебя или меня встреть и скажи, кто мы по национальности? Вот я вроде русский, а кто-то пишет, что моя прабабушка Землячка. Это, конечно, бред тоже.

Я следствию открыто сказал, что мы обсуждали, как наладить поставки. Все ищут деньги. Вот и "Левый фронт" тоже, но не у ЦРУ или "Моссада", а пробует разные бизнес-проекты. Такие переговоры не всегда заканчиваются результатом, но иногда что-то бывает. Это нормально.

Так иностранная финансовая помощь же запрещена?

Да, но мы ни с каким Гиви получение финансирования от иностранных структур не обсуждали. С другими говорили о том, чтобы наладить поставки продукции в Москве и других городах через наших людей. Потом часть доходов легально - в виде пожертвований - использовать на развитие оппозиции. Все этим в разных видах занимаются. В этом нет ничего противозаконного, и я следствию все это рассказал, а они подло передали "Первому каналу" запись. Это говорит о том, что все это заказное мероприятие и они формируют определенную версию.

Можно же было им помешать.

Невозможно! Это иллюзия. Следователь ссылается на статью УПК, где указано, что решает следователь. Мы же резко против видеозаписи, потому что произошла утечка. Можно было взять 51-ую статью (51-ая статья Конституции гарантирует право не свидетельствовать против себя), но это не в наших интересах в данном случае.

(Удальцов подходит к телефону, призывает кого-то прийти в субботу на митинг на Трубной площади, где будут проходить выборы в Координационный совет оппозиции, голосовать "за дружбу народов". "Всех дагестанцев приглашай, пусть тысяч десять придет, и мы тогда правильные результаты сделаем на выборах", - шутит по телефону Удальцов.)

Если ты и в Минске бывал, и с грузинами общался, то, может, ты и какие-то фразы из фигурирующих в фильме говорил?

Я примерно помню контекст встречи в Минске, и такого на ней не было. Моя версия - эксклюзивно для "Ленты.ру", - что они взяли какие-то кадры и отдельные аудиозаписи, а они меня слушают тотально и по телефону, и в помещениях. В застолье с друзьями можно о чем угодно говорить. Самая приоритетная версия, что они не полностью с нуля это записали, а аудио нарезали, как им выгодно, мутное видео нашли. Следователю я так и сказал, что голос на мой похож, но хрен его знает.

Но я скажу честно. Даже если я с кем-то говорю про какие-то действия, то у нас за слова не судят и не сажают. Должны быть какие-то действия. Даже фабула приготовления подразумевает не просто разговоры про смену или захват власти - хотя в фильме этого нет. Это не база для уголовного преследования.

Мне плевать, как они там все это смонтировали. Никаких массовых беспорядков мы не готовили. Сейчас, может, кто-то разочаруется. Мне многие пишут: "Серега, молодец. Мы думали, вы там пи**ите только на митинге, а вы серьезными темами занимаетесь" (смеется). Это, конечно, могут быть провокаторы.
Да, мы можем провести несанкционированный митинг, попасть в отделение полиции, но это не криминал. Мы действуем в целом в рамках законодательства, максимум нарушая административный кодекс. Героином я не торгую, сутенером не работаю, и массовые беспорядки мы не планировали. Я сторонник активных уличных действий - майдан, массовая мобилизация, забастовки - но это не противозаконно.

Следственную группу по вашему делу и по "Болотному делу" возглавляет один человек - Габдуллин. Думаешь, они попытаются связать два дела?

Они будут пытаться как-то это совместить и представить как общую картину. Вот Удальцов с грузинами готовил беспорядки, а вот 6 мая реальные беспорядки пытались устроить. В общественном мнении перемешают. Могут еще Навального с Яшиным приписать.

Зачем ты вообще на попавшем в СМИ допросе упоминал Лебедева? Ты же мог ничего не говорить.

Надо говорить правду, потому что поймают и потом не оберешься проблем. Скрывать что-либо бессмысленно, ведь за нами в последнее время установлен жесткий контроль. Я был в Минске с Лебедевым, и в этом нет ничего незаконного. С Лебедевым мы этот вопрос обсуждали и решили говорить правду. Если были в Минске и это были знакомые Лебедева, то зачем это скрывать? Он то же самое говорил - просто его показания не показывали по "Первому каналу".

Если бы мы что-то криминальное обсуждали, то, наверное, мне не стоило об этом говорить, но этого не было. У следствия нет ни одного факта - да их и не может быть.

А как ты прокомментируешь слова Лимонова, который тебя обвиняет, что ты много лишнего говоришь и сам виноват.

Не хочу ничего плохого говорить про Эдуарда Вениаминовича, хотя его в последнее время понесло не в ту сторону. Он в своей критике переходит товарищеские пределы, мы все-таки по одну сторону баррикад, а вставать на сторону наших оппонентов странно и неэтично.

Я за базаром стараюсь следить. Понимаю, что и у стен есть уши, и вольными беседами не занимаюсь. Хотя это дело нас учит, что всем надо привыкать, как раньше, общаться в лесу без свидетелей и без телефонов. Или мы сейчас что-то противопоставим скатыванию в тоталитаризм, или нас будут поодиночке забирать. Навальный лес украл, я - грузинский шпион, кто-то террорист.

Участник пикета в поддержку Константина Лебедева у Главного управления МВД России по городу Москве. Фото РИА Новости, Евгений Биятов
Lenta.ru

Есть мнение, что это проверка властей - сколько людей забеспокоятся. Вот задержали Лебедева, и на пикеты в его поддержку приходит совсем немного человек, хотя ты к этому призывал.

Выходит очень мало людей, и это гигантская проблема. "Марши миллионов" - это отдельная важная история, но это одно, а реакция на аресты наших соратников - другое. Я один не смогу это сделать, ко мне прислушивается не гигантское количество людей. Меня удручает, что пока в оргкомитете [оппозиции] нам не удалось добиться, чтобы все солидарно работали по этой теме. Не хочу никого обвинять, но нет такого, чтобы Немцов, Удальцов, Каспаров, Навальный и все, все, все навалились и позвали выйти к Следственному комитету или на какой-то митинг. Я неоднократно об этом говорил, но не вижу интереса.

Надеюсь, что Координационный совет уделит этому большее внимание. У Ксении Собчак масса связей в богеме, у Дмитрия Быкова среди писателей, у меня среди грузин много связей (смеется).

(Удальцов тянется к пачке сигарет и смеется: "Я закурю, чтобы как в фильме было". В "Анатомии протеста - 2" человек, которого авторы называют Удальцовым, много курит, хотя раньше координатора "Левого фронта" с сигаретой видели редко.)

Это для нас дело чести. Нужно, чтобы выходило много людей, а иначе будут сажать.

Тебя вот выпустили, и уже говорят, что это потому, что ты настучал.

Это, думаю, тонкая игра. Будут искусственно вбрасывать такие слухи, что я бедного Константина сдал. Плюс они знали, что будут митинги в выходные, и решили не рисковать. А вообще им очень удобно меня "подвесить", как Навального с "Кировлесом". Не исключаю, что мне дадут погулять месяцок. Они думают, вдруг у меня крышу сорвет и я пойду колокольню штурмовать (смеется). Или дернусь и уеду в эмиграцию.

Чем закончится в итоге дело? К зиме всех "закроют"?

(Показывает на черный пакет, с которым пришел в кафе.) Я вот еще вчера из дома вышел, собрав тапочки, полотенце, зубную щетку. Я понимал, что на 90 процентов закроют. Видимо, меня отпустили, потому что у них на ходу возник новый план. Я уезжать не планирую. Это себя и людей предать. Они же это используют, что раз уехал - значит, виноват. Но сейчас угроза ареста стоит на пороге. Если никто не будет выходить на улицы, то твой прогноз сбудется.

Надо думать, в фонтан ты теперь уже не полезешь?

А это, кстати, никак не связано. Я еще раз говорю, что я не фанат административных правонарушений, но считаю, что кроме массовой уличной мобилизации власть сегодня ничего не боится. Она на нас кладет свой большой агрегат, что показали последние выборы региональные. Пока мы не соберем на улицах условный миллион, у нас нет шансов. Никаких реформ до 2018 года они делать не собираются. Надо или заниматься в тени малыми делами и ждать у моря погоды, или выходить на улицу.

А когда миллион человек выйдут на улицу, случится революция или что?

На последнем митинге предельно ясно сформулировано, что нужно выпускать политзаключенных и проводить политическую реформу, которая обеспечит проведение свободных выборов. Нужно убрать из избиркомов всех бюджетников, так как это основа фальсификаций. Дальше нужно создать равные условия для всех участников. Я бы не использовал слово "революция", ведь мы на митингах "За честные выборы" не предлагаем капитализм коммунизмом заменить. На "Маршах миллионов" призывают не к революции, а к реформам.

После процесса над Pussy Riot многие высказывают претензии адвокату Виолетте Волковой, которая тебя защищает.

Это опять же банальная разводка была. На Катю Самуцевич надавили, она немножко смягчила свою позицию, немножко убрала политический компонент, извинилась еще раз. Эти адвокаты (Волкова, Николай Полозов и Марк Фейгин) стали как кость в горле, я их знаю и с большим уважением к ним отношусь. Та же Волкова делает подвижническую работу, я ей низко кланяюсь, и у меня нет серьезных претензий к ее профессионализму.

Она многих людей, в том числе меня, защищает бесплатно. Тем более что в политических процессах даже семи пядей во лбу адвокат может ничего не сделать. Если только не вынудит своего клиента пойти на сговор с властью, признать вину, покаяться. Тогда вас, может, и отпустят, но как потом жить с этим? Я не осуждаю Самуцевич, но жить с этим потом тяжело.

< Назад в рубрику