Культура
17:59, 25 октября 2012

Звенья криптонитовой цепи Даже Супермен разочаровался в журналистике

Репортер Кларк Кент объявил о своем уходе из штата газеты The Daily Planet, самого крупного издания Метрополиса. Эта новость навряд ли стала бы резонансной, не будь Метрополис вымышленным городом, а Кларк Кент - именем, которое для прикрытия взял себе космический пришелец Кал-Эл, более известный как Супермен.

Супергерои из комиксов не очень часто попадают в сводки обычных новостей - они существуют в своем отдельном мире, который почти не пересекается с полем зрения редакторов отделов "Культура" и "Общество". Верный способ вырваться из гетто - умереть, сменить сексуальную ориентацию или встретиться с Обамой (благо, большинство супергероев прописаны в США). Но издание USA Today сочло значительной и новость об обычной смене профессии одного из людей в плаще; скорее всего потому, что речь идет о прародителе всех современных супергероев, Супермене. Весь его образ - костюм, умение летать, характерный завиток волос на лбу - все это часть значимого канона, к которому относится и корпение за столом в офисе The Daily Planet; и вот, в вышедшем 24 октября комиксе Superman #13, этот канон изменили.

Нажмите, чтобы увеличить
Lenta.ru

На страницах комикса Кларк дважды вступает в перепалку со своим начальством и, потеряв терпение, произносит длинную тираду о том, как низко пала современная журналистика, которая полагается не на факты, а на мнения, развлекает, а не информирует, и о том, что репортеры превратились в диктофоны на ножках. По словам Кента, пресса является силой, способной изменять течение рек, а сами журналисты были для него в детстве такими же героями, как пожарные или врачи. Однако начальство газеты публичное выступление Кларка не оценило, и оратор остается без работы (по тексту комикса не очень ясно, уволился он сам или был уволен). Впрочем, уже через две страницы Кларк переодевается в Супермена, чтобы сразиться с гигантским космическим драконом, и проблемы печатного слова отходят на второй план.

Американских новостников этот сюжет заинтересовал по двум причинам. Во-первых, цеховая солидарность - приятно, что главный супергерой планеты тоже журналист, и неприятно, когда ему приходится с этой работой расстаться. Супермен, между прочим, не единственный супергерой, выбравший себе подобное прикрытие - другой обладатель красно-синего костюма, представитель конкурирующей компании Marvel (комиксы про Супермена выпускает издательство DC), Человек-Паук, тоже служил в газете под именем Питера Паркера. Но два года назад был уволен и он. Паркер работал в газете Daily Bugle фотографом и специализировался, как нетрудно догадаться, на снимках Человека-Паука (обычно они сопровождали статьи, выполненные в стиле "Анатомии протеста" и обличавшие героя во всех смертных грехах); после увольнения он устроился в научно-исследовательскую лабораторию, которая куда больше соответствует его образованию и зарплатным ожиданиям.

И Паркер, и Кент олицетворяют рациональный подход к выбору "гражданской" специальности: журналист может отслеживать сводки информагентств и заранее знать о кризисе, и никто не удивится, если он окажется на месте происшествия раньше всех; ускользнуть от глаз напарника проще, чем при работе, например, в полиции. И оба они сталкиваются с теми же проблемами, что и пресса во всем мире: падение тиражей, сражения с онлайном, вынужденная тяга к сенсациям для удержания тех самых тиражей (сенсациями в данном случае являются эксклюзивы о супергероях). Паркеру надоело, что его альтер-эго поливают грязью при любом удобном случае, а Кенту надоело, что ему не дают писать ни о чем, кроме Супермена. Разница, правда, в том, что у Супермена есть крепость, запрятанная в Антарктиде, а Паркеру надо содержать родственников и платить аренду - поэтому Кларк, строго говоря, в работе не нуждается и занимается этим, просто чтобы чувствовать себя ближе к людям.

Вторая причина резонанса в том, что Superman #13 меняет привычный статус кво - The Daily Planet фигурирует в комиксах с 1940-го года, налицо попрание устоев, революция и так далее; нельзя не написать. Но люди, более близко знакомые с миром супергеройских комиксов, понимают, что это - лишь хитрая рекламная уловка. Супергерои, существующие несколько десятков лет, не могут измениться в одночасье - издатели считают, что это отпугнет новых потребителей, у которых с детства укоренились некие стереотипы. Поэтому все нарушения статус кво рано или поздно отменяются; в последнее время это чаще происходит незадолго до премьеры фильма про того или иного супергероя. Издатели стараются, чтобы потребитель, пораженный экранизацией, нашел в магазине комикс с уже знакомой ему версией персонажа - и оперативно нивелируют все сценарные сенсации прошлых лет.

Взять к примеру гибель Капитана Америка, пожалуй, главный новостной повод последних десяти лет, принесенный сценаристами комиксов. В 2007 году самый патриотичный персонаж Marvel погиб от пули снайпера; к январю 2010-го он уже воскрес волшебным образом - как раз чтобы не отпугнуть новых читателей, привлеченных к Капитану после фильма "Первый Мститель" 2011 года. Да и зачем далеко ходить: сам Супермен погибал в 1992 году, что стало вполне серьезным инфоповодом для американской прессы и причиной невероятного роста продаж. Правда, через несколько месяцев персонаж торжественно вернулся в мир живых - но этим журналисты уже не интересовались. А вот читатели комиксов примерно тогда и утратили веру в постоянные изменения: супергерои с тех пор никогда не умирали до "полной гибели всерьез".

Нажмите, чтобы увеличить
Lenta.ru

На тему смерти Супермена есть прекрасный и очень смешной образовательный фильм с участием, среди прочего, Элайджи Вуда и Саймона Пегга, в начале которого называется причина, по которой с героем все это происходит. Супермен был придуман до всех современных героев, и поэтому он лишен их слабостей, ему крайне сложно сопереживать. В его жизни нет человеческой трагедии, как в случае Бэтмена или Человека-Паука, он почти неуязвим, он не признает полутонов, он носит довольно комичный костюм, в конце концов - сценаристы из кожи вон лезут, чтобы сделать его человечным и симпатичным. Отсюда и странный набор явлений, причиняющих Супермену вред (инопланетный минерал криптонит и магия), отсюда броские ходы со смертью - и отсюда торжественное увольнение из газеты.

И хотя на продажи комикса издательству DC грех жаловаться, сборы у последнего фильма по теме, "Супермен возвращается", оставляли желать лучшего - поэтому, в ожидании "Человека из стали" Зака Снайдера, в ход идет тяжелая артиллерия дешевых сенсаций. Увольнение - не первая из них (не так давно Супермен прилюдно поцеловался с Чудо-Женщиной, что тоже стало предметом волнений на сайтах комиксовой тематики) и, скорее всего, не последняя. К счастью, читатели, способные прорваться через рекламную шелуху, обычно оказываются достойно вознаграждены - рядовые (в сравнении с обсуждаемым) сюжеты гораздо интереснее и глубже. В конце концов, Супермена определяет не работа за столом в редакции, а желание бороться со злом и восстанавливать справедливость; ее нехватка в реальном мире и тянет читателей к комиксам сегодня и будет тянуть, увы, еще очень долго.

< Назад в рубрику