Итальянский машиностроительный холдинг Finmeccanica, партнер "Оборонпрома", РЖД и "Гражданских самолетов Сухого", с 2010 года находится в центре расследования дела о коррупции. Оно уже привело к ряду отставок и арестов. Новое развитие дело получило в октябре 2012-го, когда был арестован Паоло Поццессере - старший советник Finmeccanica по связям с Россией, а бывший менеджер компании рассказал о связях с бразильским правительством и откатах в полмиллиарда евро.
Finmeccanica - вторая по величине машиностроительная корпорация Италии. Она специализируется на производстве вертолетов, летательных аппаратов, оборонных систем и электроники. Паоло Поццессере (Paolo Pozzessere) с сентября 2011 года и до своего ареста 23 октября 2012-го отвечал в компании за связи с Россией. Однако обвинения относятся к тому периоду, когда он еще был финансовым директором Finmeccanica. Поццессере арестовали в рамках расследования дела о коррупции при поставке вертолетов в Панаму. Их - по соглашению с итальянским правительством - должны были осуществить в 2010 году три дочерних компании Finmeccanica (AgustaWestland, Selex и Telespazio) при содействии панамской компании Agafia. По данным следствия, для заключения сделки центральноамериканская сторона требовала заплатить 18 миллионов евро откатов (10 процентов от суммы всего заказа) президенту Панамы Рикардо Мартинелли (Ricardo Martinelli) и другим политикам.
Finmeccanica вскоре после ареста своего советника по связям с Россией выпустила официальное заявление. В нем, конечно же, информация об откатах в связи с панамскими контрактами решительно опровергалась.
Панама - не единственный партнер Finmeccanica, требовавший, по данным итальянской прокуратуры, серьезных откатов. На следующий день после ареста Поццессере в итальянских СМИ появились показания одного из бывших менеджеров Finmeccanica Лоренцо Боргоньи (Lorenzo Borgogni). По его словам, в 2009 году Поццессере рассказывал о "канале" между Италией и Бразилией, который позволил бы облегчить заключение контрактов. В частности, благодаря связям с министерством обороны латиноамериканской страны у Finmeccanica и другого итальянского холдинга, Fincantieri, появилась возможность заключить два контракта - на 2,5 миллиарда евро каждый - на поставку 11 военных фрегатов в Бразилию.
Для этого, однако, надо было заплатить откат в размере 11 процентов от сделки - 550 миллионов евро от обоих холдингов. Деньги должны были разделить между собой тогдашние министр обороны Бразилии Нельсон Жобим (Nelson Jobim), министр экономического развития Италии Клаудио Скайола (Claudio Scajola) и итальянский же депутат Массимо Николуччи (Massimo Nicolucci). Руководство Finmeccanica в лице председателя холдинга Пьера Франческо Гваргвальини (Pier Francesco Guarguaglini) заявило, что готово платить не больше трех процентов. Заключила ли в итоге сделку Finmeccanica или кто-то из ее дочерних компаний, Боргоньи не в курсе. А вот Fincantieri, по его сведениям, контракт таки получил.
Еще одна страна, фигурирующая в расследовании октября 2012 года, - это Индонезия. В июле 2011 года, пишет Corriere della Sera, состоялся телефонный разговор между Поццессере и Сильвио Берлускони (на тот момент - все еще премьер-министром Италии). Берлускони рассказал о возможности заключить с ВМС Индонезии контракт на 600 миллионов евро на поставку самолетов. В этом, по словам политика, вызвалась помочь местная фирма Iached Limited, с председателем которой общался итальянский сенатор Эстебан Казелли (Esteban Caselli).
Сделка не состоялась, но индонезийская сторона пожаловалась на то, что Казелли требовал денег за организацию встречи с представителями Finmeccanica. Поццессере лично рассказывать об этом Берлускони не хотел и попросил сделать это журналиста и предпринимателя Вальтера Лавитолу (Valter Lavitola), человека со славой чуть ли не главного афериста страны. Лавитола с весны 2012 находится под арестом по подозрению в шантаже Берлускони. Помимо этого, он является подозреваемым в деле о взятках панамским чиновникам, включая президента Мартинелли, которое привело в 2010 году к расторжению контракта на поставку радаров.
Упоминаются в связи с делом Finmeccanica и Индия, и сама Италия, и Россия - не последний партнер холдинга.
В России Finmeccanica вместе с "Гражданскими самолетами Сухого" производит лайнер Sukhoi Superjet 100, вместе с "Рособоронэкспортом" - разрабатывает патрульный самолет, вместе с РЖД - модернизирует поезда, а вместе с "Вертолетами России" - создает легкий вертолет и производит двухдвигательные AW139. Именно в связи с вертолетами Россия и всплыла в деле Finmeccanica.
Итальянское интернет-издание Lettera43 напрямую утверждает, что силы следователей сконцентрировались на России. Однако на деле пока что, помимо ареста советника по связям с Россией, да и то не в связи с его работой в России, речь идет только об одном телефонном разговоре. 16 апреля 2011 года исполнительный директор AgustaWestland (дочерняя компания Finmeccanica, занимающаяся вертолетами) Бруно Спаньолини (Bruno Spagnolini) разговаривал по телефону с Марко Аккой (Marco Acca), ответственным за военные продажи компании. Спаньолини попросил Акку, когда тот говорит о вертолетах, ни в коем случае не упоминать Владимира Путина, на тот момент премьер-министра РФ. "Вы можете сказать, что на них летают тысячи глав государств... но чтобы никто не упоминал Путина или что-то в этом роде..." - напутствовал Акку Спаньолини. Таково было пожелание президента Finmeccanica Джузеппе Орси (Giuseppe Orsi).
Почти за год до этого, в июне 2010-го, тот же Спаньолини рассказывал о поставках вертолетов в Россию итальянскому Sole24Ore. "Правда ли, что, как пишет российская пресса, Путин может выбрать вертолет AW139 для своего пользования?" - спросила у Спаньолини журналистка издания. "Мы на это надеемся. Вертолеты были проданы российскому оператору, я бы не удивился, если в итоге они послужили бы именно этой цели", - ответил менеджер.
Дружба с итальянскими и иностранными чиновниками позволяла Finmeccanica, полагает следствие, заключать выгодные контракты: в той же истории с Бразилией все началось с теплых отношений между бразильским министром Жобимом и итальянским Скайолой. В случае с Россией, очевидно, речь может идти о пресловутой дружбе Берлускони с Путиным. Еще в 2010 году в интервью российскому изданию BFM вице-президент Finmeccanica Джузеппе Антонио Фортунато отвечал на вопросы журналистов о тесных связях между двумя странами. "Я не могу сказать, что эта дружба никак не влияет. Она нам помогает: есть прямой канал решения проблем итальянского бизнеса", - сказал Фортунато. Он, впрочем, отметил, что все итальянские премьеры дружили с Россией и при Берлускони у итальянского холдинга прибыль "не намного выше", чем раньше. Но, тем не менее, все равно выше.
Для итальянских СМИ Россия с Путиным и его дружбой с Берлускони - лишь один из многочисленных эпизодов в скандальных расследованиях, отставках и арестах, связанных с Finmeccanica. Слухи про дело о коррупции в отношении холдинга появились еще в мае 2010 года, однако тогда прокуратура их опровергла. В июле того же года произошел первый арест: Лоренцо Колу (Lorenzo Cola), советника президента компании Гваргвальини и его жены Марины Грасси (Marina Grassi), обвинили в отмывании денег. Спустя год, в июле 2011-го, супруги Гваргвальини официально получили статус подозреваемых в коррупции. В ноябре были арестованы исполнительный директор холдинга Гвидо Пульези (Guido Pugliesi) и несколько менеджеров, и вскоре после этого президентом и исполнительным директором стал Джузеппе Орси. В апреле 2012 года и он попал под подозрение в коррупции.
Всего по делу Finmeccanica проходят более десятка различных итальянских политиков, и после ареста Поццессере и обвинений в адрес бывшего министра Скайолы общественность и журналисты стали пенять премьер-министру на то, что он никак не комментирует происходящее. Однако правительство в его нынешнем виде существует лишь с ноября 2011 года, тогда как обвинения относятся к более раннему периоду. Не удивительно поэтому, что кабинет Марио Монти хранит молчание. Лишь президент Италии Джорджо Наполитано в связи с делом Finmeccanica счел нужным сказать: "Расследование еще не закончено, и я не могу выражать свое мнение о его возможном итоге". Наполитано, впрочем, не преминул при этом добавить, что если преступления были совершены - то они непременно должны быть наказаны.