Бывший СССР
20:18, 26 октября 2012

Секвестирование Саакашвили Президент Грузии лишился соратников в правительстве и парламенте

26 октября в Грузии было сформировано новое правительство. К власти пришли противники действующего президента Михаила Саакашвили из коалиции "Грузинская мечта", победившей на недавних парламентских выборах. Возглавил правительство создатель ГМ, миллиардер Бидзина Иванишвили. Получив вдобавок к миллиардному состоянию еще и государственную власть, он стал одним из самых влиятельных людей в стране (если вообще не самым влиятельным). Что касается Саакашвили, пока остающегося формальным главой государства, то его влияние существенно сократилось. Он лишился соратников в правительстве и большинства в парламенте. А победители уже заявили, что намерены отобрать у него и оставшиеся рычаги власти.

Кто досиживает

После выборов, состоявшихся 1 октября, многие полагали, что победившая оппозиция столкнется с ожесточенным сопротивлением со стороны президента, который перед выборами заявлял, что не намерен "отдавать страну" своим оппонентам. Михаил Саакашвили и лояльные ему министры сохраняли контроль над исполнительной властью и силовыми структурами. Вдобавок процедура утверждения нового правительства, предусмотренная конституцией, давала президенту возможность спровоцировать политический кризис и даже добиться роспуска парламента.

Однако в действительности Саакашвили повел себя совсем не так - фактически он пошел на капитуляцию. Уже на следующий день после выборов президент признал, что его партия "Единое национальное движение" (которая до сих пор имела статус партии власти) потерпела поражение и что ей придется перейти в оппозицию. Из тюрем были спешно выпущены родственники будущих членов правительства, выдвинутых от "Грузинской мечты" (едва ли это произошло без одобрения руководства страны). Президент вернул Бидзине Иванишвили грузинское гражданство (которое сам же и отобрал у него год назад) и, наконец, официально выдвинул своего оппонента на должность премьера.

Самому Саакашвили все это тоже принесло кое-какие дивиденды. То, что грузинский президент признал поражение, было с одобрением встречено на Западе (президент США Барак Обама, в частности, написал ему хвалебное письмо). Предыдущие прегрешения Саакашвили при этом отошли на второй план, на первом плане в глазах Запада оказались заслуги Саакашвили как демократа, который хорошо провел выборы и позволил оппозиции победить. Здесь можно найти некоторое сходство с украинским президентом Виктором Ющенко, который два года назад проиграл выборы и передал власть Виктору Януковичу.

Одобрение Запада обеспечило грузинскому президенту определенную защиту от его оппонентов, оказавшихся теперь у власти в Грузии. Еще до выборов оппозиция требовала досрочной отставки Саакашвили (президентские полномочия которого истекают в 2013 году), некоторые грозили ему еще и судом. Однако если теперь новая власть попытается реализовать такого рода угрозы, то почти наверняка столкнется с негативной реакцией США и Евросоюза. Очевидно, противники Саакашвили это понимают. Новый спикер парламента Давид Усупашвили уже заявил, что при расследовании преступлений, совершенных в период "режима Саакашвили", "ни в коем случае мы не должны пойти путем Украины с делом Тимошенко" (дело Юлии Тимошенко, как можно вспомнить, вызвало резко негативную реакцию Запада и спровоцировало охлаждение отношений между Украиной и ЕС).

"Единому национальному движению" в сложившейся ситуации повезло гораздо меньше. Президент, поспешив признать поражение ЕНД, вывел из-под удара себя, но не партию. А при новой власти ее ждут непростые времена. Лидер "Грузинской мечты", ставшей теперь новой правящей силой, уже заявил, что у партии Саакашвили практически нет шансов на возвращение во власть и что "грузинский народ не будет ей доверять". Некоторые оппозиционеры обвиняют ЕНД в "насильственной и антинациональной политике" и требуют, чтобы представителям руководства партии "запретили заниматься политической деятельностью как минимум на 10 лет".

Тем временем уже появились перебежчики. После победы "Грузинской мечты" группа депутатов сакребуло (органа местного самоуправления) Тбилиси покинула партию Саакашвили и образовала самостоятельную фракцию, заявив при этом, что поддерживает "выбор грузинского народа". А в парламенте Грузии пятеро депутатов, баллотировавшихся в качестве кандидатов от ЕНД, объявили, что к фракции соратников Саакашвили присоединяться не собираются. Первые же голосования продемонстрировали, что "Грузинская мечта" может рассчитывать на дополнительную поддержку - вдобавок к своим 85 голосам. Так, при утверждении глав некоторых парламентских комитетов, предложенных коалицией Иванишвили, за кандидатуры проголосовали 89, 90 и даже 91 депутат (кто именно - осталось неизвестным, поскольку голосование было тайным); при этом ЕНД утверждало, что в голосовании по этим вопросам участвовать не будет. А при утверждении правительства во главе с Иванишвили за него было отдано 88 голосов (три дополнительных).

Перебежчиков, впрочем, можно понять. Если лидер партии, перед выборами уверявший, что она непременно победит, затем "слил" ее, не дожидаясь даже окончательных итогов голосования, а его соратники, занимавшие высокие посты в силовых структурах, теперь бегут из страны, - почему бы и депутатам в таком случае не договориться с новой властью? Не дожидаясь, пока эта власть возьмется за расследование "преступлений режима Саакашвили".


(c)AFP

Кто заступил

Уроженец Грузии Бидзина Иванишвили в 1990-е занимался бизнесом в России, а в начале 2000-х годов (вскоре после "революции роз") вернулся на родину. Долгое время миллиардер дистанцировался от политики и вообще избегал публичности. В прессе его называли "бизнесменом-невидимкой". Некоторые из представителей оппозиции обвиняли Иванишвили в финансировании "режима", однако в компании миллиардера "Карту групп" это отрицали.

"Я ни с кем из них [политиков] не контактирую, живу очень обособленно, общаюсь только с родственниками, близкими друзьями, - говорил он в интервью, опубликованном в 2005 году. - У меня нет политических амбиций, мне просто хочется спокойно жить со своей семьей, свое село Чорвила по делам бизнеса я покидаю лишь иногда".

Свой образ жизни миллиардер резко изменил осенью 2011 года. Тогда он неожиданно объявил, что намерен заняться политикой и создать партию, которая примет участие в предстоящих выборах. Иванишвили солидаризировался с грузинской оппозицией и заявил, что Саакашвили следовало бы "подать в отставку и просить прощения у народа".

Неясным оставалось, зачем миллиардер, которого, судя по всему, вполне устраивала жизнь в окружении близких в родном селе, вдруг подался в политику и почему он сделал это именно теперь. Объяснения самого бизнесмена сводились к тому, что Саакашвили, мол, "монополизирует власть" и губит страну. Но с такими обвинениями в адрес президента Грузии его оппоненты выступают уже давно. Следуя логике миллиардера, поводов заняться политикой после "революции роз" было предостаточно - вспомнить хотя бы скандальный разгон "майдана" 2007 года, после которого Саакашвили пришлось назначить досрочные президентские выборы, или августовскую войну 2008 года, когда от президента отвернулись некоторые из его соратников - к примеру, ряды оппозиции пополнила тогда Нино Бурджанадзе).

Иванишвили заявлял также, что его не устраивают планы Саакашвили остаться у власти после окончания второго президентского срока. В прессе обсуждалась версия, что после завершения президентства Саакашвили намерен пересесть в кресло премьер-министра и таким образом остаться у власти, сторонники этой версии полагали, что именно с прицелом на будущее премьерство Саакашвили внес поправки в конституцию, которые вступят в силу в 2013 году и усилят полномочия правительства, ослабив при этом власть президента. "Я знаю, что он (Саакашвили) хочет остаться у власти...Мы не должны этого допустить", - заявлял бизнесмен в интервью Reuters. При этом, комментируя в том же интервью пребывание у власти в России Владимира Путина (который после двух президентских сроков возглавил правительство, а впоследствии был вновь избран президентом), бизнесмен не был столь категоричен. "Российскому обществу, русскому народу нравится этот человек. Это их дело, их выбор", - заявил он.

В Грузии обсуждались различные версии, объясняющие неожиданный приход миллиардера в политику. Сторонники Саакашвили утверждали, что бизнесмен выполняет заказ российских властей, что, мол, его руками Москва пытается "купить грузинскую политику". При этом они не уставали напоминать, что Иванишвили сделал свое состояние в России, и заявляли, что без определенных связей с российскими властями сделать это было бы невозможно.

Каха Бендукидзе. Фото РИА Новости, Сергей Гунеев
Lenta.ru

Сам Иванишвили эти обвинения отвергал. Доказывая перед выборами, что он не является "агентом Москвы", миллиардер демонстративно отказался от российского гражданства и продал свои активы в России. Правда, факт продажи активов тоже можно оценивать по-разному. "Одна из версий такова, что он это сделал [занялся политикой] в том числе для того, чтобы вызволить свои активы из России, - отмечал бывший министр по экономическим реформам Грузии Каха Бендукидзе. - Потому что представить себе, что кто-то из другой страны продаст свое имущество в России на миллиарды долларов (сам Иванишвили в интервью Forbes заявил, что выручил за них 1,2-1,3 миллиарда долларов - прим. "Ленты.ру") за несколько месяцев и по ценам не ниже рыночных, и все это без одобрения сверху - ну, это вызывает вопросы".

Другую версию о приходе Иванишвили в политику выдвинула оппозиционная Лейбористская партия, возглавляемая скандальным политиком Шалвой Нателашвили. Лейбористы заявили, что бизнесмен является "американским проектом". Дескать, США подобрали Грузии нового начальника на смену Саакашвили, а противостояние между президентом и миллиардером, развернувшееся в стране перед выборами, является "притворным".

"Отобранное у народа имущество и вся власть опять останутся в руках правящего клана и правящей элиты, - уверял Нателашвили, описывая возможный сценарий прихода миллиардера к власти, - направление внешней политики по-прежнему будет ориентировано на НАТО и США, что исключит возможность возвращения Абхазии и Цхинвальского региона (так в Тбилиси называют Южную Осетию - прим. "Ленты.ру") и углубит процесс распада Грузии".

Что обещали

Обещаний Иванишвили и его соратники раздали перед выборами множество. Обещали повысить пенсии до уровня прожиточного минимума (примерно до 240 лари / 140 долларов), создать фонд в размере миллиарда лари (около 600 миллионов долларов) для поддержки сельского хозяйства, обеспечить всех жителей страны медицинской страховкой, снизить коммунальные тарифы, а также провести масштабные реформы в различных областях (среди прочего - реформировать силовые структуры).

Вопрос, в частности, заключается в том, из каких источников все это будет финансироваться. По оценке Кахи Бендукидзе, только в следующем году на выполнение предвыборных обещаний "Грузинской мечты" потребуется 2,2 миллиарда долларов. Иванишвили, отвечая критикам, заявляет, что при необходимости недостающие средства "может изыскать сам". Здесь, правда, возникает другой вопрос: что "мечтатели" будут делать, если (когда) финансирование от Иванишвили закончится.

Между тем период смены власти в Грузии многие сочли подходящим временем для того, чтобы привлечь внимание к своим проблемам. После выборов в стране начались забастовки, участники которых требуют существенного повышения зарплат и улучшения условий труда, - бастуют шахтеры, железнодорожники, портовые рабочие. Тем временем заключенные требуют пересмотра их дел, бизнесмены хотят, чтобы им вернули имущество, которого они, по их собственным словам, были незаконно лишены при прежнем "режиме".

А в столице неустроенные беженцы из Абхазии и Южной Осетии (речь идет о тех, кто покинул эти регионы в результате вооруженных конфликтов с начала 1990-х годов) стали активно захватывать здания и требовать, чтобы им предоставили постоянное жилье. Сообщается, что за последние две недели в Тбилиси таким образом были захвачены около 30 строений. А 25 октября, когда парламент Грузии утверждал состав правительства, а Иванишвили провозглашал, что в стране "начинается этап исполнения обещаний и мечтаний", группа малообеспеченных людей ворвалась в здание мэрии. Они потребовали предоставить им квартиры в недавно построенных домах для малоимущих (где жилье было уже распределено). Под вечер, как сообщалось, эти люди покинули здание, однако вскоре ворвались в здание районной налоговой службы.

Комментируя последние события, новый премьер предположил, что к ним может быть причастна уходящая власть. "Подозреваю (хотя не могу утверждать), что бывшие власти во время выборов пообещали [выделить квартиры], и сейчас выполняют, или происходит что-то в этом роде. Из-за этого мы оказались в сложной ситуации", - заявил он.

Вполне возможно, что представители уходящей власти пытаются осложнить жизнь новому руководству, однако свой вклад в ситуацию, безусловно, внесли и многочисленные предвыборные обещания "мечтателей". Закономерным результатом стали эйфория и ожидания, что новая власть быстро решит все проблемы. Поклонники миллиардера, как пишет "Грузия Online", теперь ждут, что он "раздаст всем деньги", отменит коммунальные платежи по всей стране и погасит долги граждан перед банками.

Отдельная тема - внешнеполитические обещания новой власти. Они представляют собой просто чудовищную мешанину из различных формулировок и концепций. Одновременно Иванишвили и его соратники обещают и улучшать отношения с Россией, и стремиться к вступлению в НАТО, утверждая при этом, что одно якобы не будет мешать другому. А вот российский МИД, к примеру, совсем недавно критически высказался по поводу "втягивания в альянс новых членов, в том числе из числа наших соседей".

К тому же "мечтатели" до сих пор не объяснили, как Грузия сможет войти в НАТО, имея неурегулированный территориальный спор с Россией (официальный Тбилиси считает, что Россия "оккупировала" Абхазию и Южную Осетию, соответствующая формулировка прописана в грузинском законодательстве). Если даже гипотетически предположить, что НАТО примет Грузию до того, как она разберется со своими территориальными проблемами, перед альянсом возникнет угроза вовлечения в российско-грузинский конфликт. Едва ли альянс захочет создавать себе такую головную боль.

Новые власти собираются улучшать отношения с Россией. Уже обещано скорое восстановление торговых и культурных отношений и открытие для Грузии российского рынка. "Если все пойдет хорошо, - уверяет Иванишвили, - то вполне возможно, что Грузия сможет продать в Россию урожай цитрусов уже нынешнего года". Но при этом в новом руководстве республики не собираются отказывается от формулировки "оккупация" в отношении Абхазии и Южной Осетии. И восстанавливать официальные отношения с РФ пока тоже не хотят - новый руководитель МИДа Майя Панджикидзе заявила, в частности, что для Тбилиси недопустимо существование российских посольств в Абхазии и Южной Осетии.

Получается, что улучшать отношения планируется с "оккупантами"? И с "оккупантами" же новое руководство Грузии планирует договариваться о возвращении Абхазии и Южной Осетии? По сути новые власти сегодня повторяют ту же мантру, что и Саакашвили на протяжении последних лет: отказываться от давно потерянных территорий не хотят, обещают, что Абхазия и Южная Осетия будут возвращены в состав Грузии, но как это сделать - объяснить не могут. Саакашвили, отчаявшись, выдумывал совсем уж дикие планы - то послать России части своего тела, то просто подождать, пока российские войска испарятся.

Новая власть уже начала выдавать свои перлы. Новый министр обороны Ираклий Аласания (который, кстати, во время августовской войны 2008 года занимал пост посла Грузии в ООН и в этом качестве оправдывал действия грузинской стороны в конфликте) заявил следующее: "Путем политического диалога с Россией мы должны очистить Грузию от незаконных оккупационных войск". Так и представляется этот диалог: "Дорогой, глубокоуважаемый оккупант...". А тем временем новый министр по реинтеграции Паата Закареишвили уверяет, что для абхазов и осетин "Россия является таким же врагом, как и Грузия" и что Грузии надо "оторвать" упомянутые регионы от России.

Если сложить все это, получится, что четкого рецепта по решению территориальных конфликтов у новой власти нет. А это означает, что конфликты, как и при Саакашвили, останутся в замороженном состоянии. Возможно, всерьез этим вопросом займется следующее правительство Грузии. Иванишвили уже заявил, что планирует уйти из политики через полтора года. Кому он планирует передать премьерское кресло, миллиардер не уточнил.

< Назад в рубрику