Россия
23:21, 31 октября 2012

Зуд по правам человека "Лента.ру" выяснила, что ООН может сделать для Леонида Развозжаева

Несмотря на возвращение Леонида Развозжаева в Россию и заключение его под стражу, история его ходатайства о политическом убежище не закончена. "Лента.ру" выяснила, что ООН продолжает считать Развозжаева соискателем убежища. Если оппозиционер заявит международным представителям, что был возвращен на родину насильно, этим вопросом займется штаб-квартира Организации Объединенных наций. Российским властям может быть направлена нота о том, что Развозжаеву нужно вернуть доступ к процедуре получения убежища. Адвокат Развозжаева готовит жалобу в Европейский суд по правам человека - однажды он уже помог вернуть человека, незаконно высланного из России в Туркмению. Правда, заставить Россию выполнять Конвенцию о статусе беженцев невозможно, так что в крайнем случае страна понесет лишь репутационные потери. А значит, и вызволить Развозжаева из заключения вряд ли получится.

Управление Верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ) ООН не намерено закрывать дело российского оппозиционера Леонида Развозжаева, заведенное после его обращения за консультацией о получении убежища на Украине. Об этом заявило само УВКБ в ответ на запрос "Ленты.ру". "УВКБ ООН завело на него дело о ходатайстве о поиске убежища, и не сможет закрыть его до тех пор, пока он сам этого не пожелает", - говорится в письме из управления.

Развозжаев уже больше недели находится в российском СИЗО, его обвиняют в приготовлении к организации массовых беспорядков. Такое же обвинение предъявлено координатору "Левого фронта" Сергею Удальцову и еще одному оппозиционеру - Константину Лебедеву. Удальцов находится под подпиской о невыезде, Лебедев, как и Развозжаев, арестован. Поводом для возбуждения дела стал фильм "Анатомия протеста - 2" (его показали на НТВ 5 октября 2012 года), поэтому в прессе дело называют "анатомическим". Обвиняемым грозит заключение на срок до пяти лет.

Развозжаев - единственный из фигурантов "анатомического дела", пытавшийся скрыться от преследования. Через два дня после объявления о возбуждении в отношении него дела (это было 19 октября) Развозжаев обратился за консультацией по поводу получения статуса беженца на Украине в киевский офис УВКБ ООН. Эту информацию "Ленте.ру" подтвердили в управлении. По украинскому закону "О беженцах", решение вопроса о предоставлении статуса беженца находится в компетенции Государственной миграционной службы. Заявление о предоставлении такого статуса нужно подавать в одно из отделений службы, а не в УВКБ. Представитель киевского офиса УВКБ ООН Александра Маковска подтвердила это "Ленте.ру". "Вместе с тем, многие искатели убежища, которые приезжают на Украину, не знают о том, как работает система предоставления статуса беженца, и, для того чтобы получить эту информацию, обращаются в УВКБ ООН и к нашим партнерским организациям", - отметила Маковска.

После консультации в УВКБ ООН человек должен решить, будет он ходатайствовать о статусе беженца перед украинскими властями или нет. "Он [Развозжаев] принял решение подать заявление на статус беженца украинским властям и сообщил нам об этом. С этого момента УВКБ ООН считает его человеком, который защищается мандатом организации", - поясняет Маковска.

Митинг против политических репрессий в Новопушкинском сквере. Фото (c)AFP
Lenta.ru

Любое лицо, ищущее убежище, находится в ведении УВКБ ООН и защищено международным правом, касающимся беженцев, говорится в письме управления в "Ленту.ру". Мандат УВКБ, описанный в его уставе и Конвенции о статусе беженцев, не предусматривает выделения личной охраны каждому претенденту на получение статуса беженца. Зато предполагает "предоставление международной защиты под эгидой ООН тем беженцам, которые подпадают под действие настоящего устава". Также мандат предполагает надзор за исполнением странами-участницами положений Конвенции. "Наш мандат включает наблюдение за тем, как страны-участницы осуществляют международную защиту тех лиц, которые боятся преследования или бегут от конфликтов... Это значит, что мы тесно сотрудничаем с национальными властями в деле содействия точному выполнению ими обязательств и поиска приемлемых правовых решений для лиц, которые решают стать беженцами", - отмечено в письме УВКБ ООН.

И Россия, и Украина - страны-участницы Конвенции о статусе беженцев: Россия с 1992 года, Украина - с 2002-го. Конвенция о статусе беженцев обязывает их сотрудничать с УВКБ ООН (ч.1 ст.35 конвенции), а также запрещает высылать беженцев со своих территорий "иначе, как по соображениям государственной безопасности или общественного порядка" - и только после соответствующего постановления суда (ч.ч.1 и 2 ст.32 конвенции). При этом беженцу должно быть предоставлено время для обжалования такого постановления (ч.3 ст.32 конвенции).

В момент обращения в УВКБ ООН Развозжаева по всем формальным признакам, описанным в конвеции, можно было считать беженцем (кстати, аналогичное определение дано в украинском законе "О беженцах"). Конвенция определяет беженца как "лицо, которое… находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой…" Отказ от защиты своей страны может быть мотивирован "вполне обоснованными опасениями стать жертвой преследований", в частности, по признаку политических убеждений.

При этом в документе отмечается, что конвенция не действует в отношении лица, которое "добровольно вновь воспользовалось защитой страны своей гражданской принадлежности". Украинское законодательство также предусматривает лишение человека статуса беженца в случаях добровольного возвращения в страну его гражданской принадлежности или добровольного обращения за защитой к своей стране. Как власти или УВКБ ООН должны поступать в случаях, когда беженец возвращается в свою страну вынужденно, ни конвенция, ни украинское законодательство не говорят. "Любое возвращение в страну происхождения должно происходить только в соответствии с определенными процедурами", - поясняет Маковска.

После того как 21 октября Развозжаев оказался в России, он перестал соответствовать одному из формальных признаков беженца, поскольку больше не находился "вне страны своей гражданской принадлежности". Объявление Следственного комитета о добровольной явке Развозжаева к следователям, а также его явка с повинной, кроме прочего, могли снять и вопрос о добровольности его возвращения на родину. Если бы слова представителя СК Владимира Маркина подтвердил сам Развозжаев, основания обвинять в нарушении конвенции о статусе беженца как Россию, так и Украину, исчезли бы сами собой.

Однако Развозжаев этих слов не подтвердил: правозащитникам из Общественной наблюдательной комиссии он заявил, что был похищен и вывезен в Россию неизвестными - когда во время перерыва в юридической консультации вышел из офиса организации ХИАС (HIAS - The Hebrew Immigrant Aid Society, американская неправительственная организация - партнер УВКБ ООН, специализируется на вопросах международной миграции). При этом адвокат Развозжаева Марк Фейгин заявил об аннулировании всех заявлений своего подзащитного, сделанных им после 19 октября - дня, когда он, по его собственному утверждению, был похищен. "Речь идет о явке с повинной и признательных показаниях, данных под давлением", - уточнил Фейгин в беседе с "Лентой.ру". Более того, в интернете появилась видеозапись, на которой Развозжаев прямо заявляет о пытках; это видео было сделано "Life News" на выходе из Басманного суда Москвы, санкционировавшего арест оппозиционера.

В конце минувшей недели депутат Госдумы Илья Пономарев, чьим помощником работал Развозжаев, направил Верховному комиссару ООН по делам беженцев Антониу Гуттерешу письмо с просьбой предоставить Развозжаеву статус беженца, "который наделил бы его правами, предусмотренными Конвенцией ООН о статусе беженца". В послании, текст которого имеется в распоряжении "Ленты.ру", говорится, что 17 октября Развозжаев уехал на Украину, "опасаясь преследования по политическим мотивам"; 19 октября обратился в представительство Верховного комиссара на Украине с заявлением о предоставлении убежища; "однако спустя непродолжительное время после оформления заявления был похищен неустановленными лицами и принудительно вывезен на территорию РФ". "Мы просим процедуру, начатую Развозжаевым в Киеве, довести до конца", - заявили "Ленте.ру" в аппарате депутата Пономарева.

Светлана Ганнушкина. Фото Коммерсантъ, Сергей Михеев
Lenta.ru

"Верховный комиссар ООН по делам беженцев не правомочен предоставить статус беженца кому-либо. УВКБ может лишь признать, что его положение соответствует положению беженца", - комментирует письмо депутата правозащитник Светлана Ганнушкина. Предоставление статуса беженца - прерогатива страны, к которой обращается беженец; у каждой страны на этот счет есть свое законодательство, поясняет правозащитник. "Под свой мандат УВКБ берет людей только в тех странах, где нет своего законодательства и института убежища. К таким странам не относится Украина", - подчеркивает Ганнушкина. Она также отметила, что не может быть признан беженцем и гражданин России, находящийся на территории России. Даже если бы Развозжаев получил статус беженца на Украине, этот статус действовал бы на территории всех стран, присоединившихся к конвенции, но не в России, указывает Ганнушкина: "То есть, находясь на территории России, Развозжаев не подпадает под определение беженца и под действие Конвенции о статусе беженцев, а следовательно, и под мандат УВКБ ООН".

В УВКБ ООН, впрочем, уточняют, что Развозжаев до сих пор "находится под защитой международного права (касающегося беженцев) и таким образом [является] лицом, находящимся в ведении УВКБ ООН". Статус соискателя убежища сохранится за Развозжаевым до тех пор, "пока он не сообщит УВКБ ООН в ясной форме об аннулировании своего ходатайства об убежище или о подтверждении своего добровольного возвращения в страну происхождения", поясняется в письме из УВКБ. Для прояснения позиции Развозжаева УВКБ попросило у российских властей доступа к нему. Представитель УВКБ сообщил "Ленте.ру", что запрос был направлен в российский МИД из штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке.

Если в ходе встречи с представителем УВКБ ООН Развозжаев подтвердит свое намерение получить статус беженца, решать вопрос о дальнейших действиях УВКБ в его отношении будет штаб-квартира ООН, заявил представитель российского офиса УВКБ. Это же косвенно подтверждает и официальный ответ УВКБ "Ленте.ру": "Конвенция 1951 года не касается напрямую подобных случаев. Конкретные случаи рассматриваются в соответствии с обстоятельствами дела, что УВКБ ООН и надеется прояснить посредством получения доступа к лицу, ищущему убежище". Российские власти на запрос о доступе к Развозжаеву еще не ответили, следует из письма УВКБ в "Ленту.ру".

Что скажет Развозжаев представителям УВКБ, если тех к нему допустят, пока не ясно. Адвокат Фейгин утверждает, что не обсуждал со своим клиентом заявления, сделанные Развозжаевым в киевском офисе УВКБ ООН. Фейгин не понимает, как Развозжаев сможет реализовать статус беженца, находясь в российском СИЗО, даже если такой статус будет ему присвоен. Впрочем, защитник полагает, что намерения Развозжаева в отношении убежища остаются в силе, "поскольку если бы с ним не случилось того, что случилось (похищения - прим. "Ленты.ру"), он бы реализовал то, что собирался".

Каким может быть решение штаб-квартиры ООН, если дело действительно дойдет до обсуждения персонального случая Развозжаева, в российском УВКБ предполагать не берутся. Лишь отмечают, что "это будет такой прецедент". По мнению Ганнушкиной, по итогам обсуждения "УВКБ ООН может направить российским властям ноту" (о возвращении Развозжаева на территорию Украины). При этом правозащитница отмечает, что УВКБ ООН ведет речь только о доступе Развозжаева к процедуре получения статуса беженца на Украине, а не о присвоении ему статуса беженца - это прерогатива украинских властей. "Но это уже добрая воля России - возвратить его или не возвратить, поскольку это наш гражданин", - отмечает Ганнушкина. В том, что Россия проявит такую добрую волю, она сомневается.

"Грубо говоря, такой возможности, что кто-то приедет, возьмет Развозжаева за руку и уведет его из изолятора через все границы в светлое западное будущее, нет", - со скепсисом рассуждает глава правозащитной ассоциации "Агора" Павел Чиков. Хотя УВКБ считает Развозжаева соискателем убежища, в российском СИЗО его статус ничем не отличается от статуса других арестованных, отмечает Чиков: "С точки зрения российского уголовного законодательства, он такой же обвиняемый, как и другие. У него мог бы быть какой-то особый статус, если бы он был иностранным гражданином".

Все претензии УВКБ ООН сейчас адресованы Украине, "которая не обеспечила безопасность человеку, выразившему намерение получить статус беженца", говорит Ганнушкина. "На территории Украины произошло совершенно очевидное тяжкое преступление, совершенное группой лиц по предварительному сговору, - похищение человека, - возмущается Ганнушкина. - Если это сделали государственные органы - тем более, это преступление совершило государство. Украинские власти отвечают за то, что мало того что на их территории похитили человека, человека еще и незаконно вывезли с их территории. Где они были? Что у них с границей?".

Однако в сложившейся ситуации и Россия, и Украина рискуют только репутацией, механизмов принуждения к исполнению положений Конвенции о статусе беженцев не существует, констатирует Ганнушкина. Тем не менее, до сих пор Россия не была замечена в похищении людей на территории других государств, говорит правозащитник. Это значит, что вернуть ситуацию в правовое поле еще возможно - украинским властям нужно вступить в переговоры с российскими властями о возвращении Развозжаева на территорию Украины.

Анна Ставицкая. Фото ИТАР-ТАСС, Владимир Астапкович
Lenta.ru

Возвращения Развозжаева должна затребовать прокуратура Украины, после чего российские власти смогут потребовать его экстрадиции в законном порядке, попытавшись доказать, что он преступник, считает Ганнушкина. Этого нет в Конвенции о статусе беженцев, но это следует из ее положений, говорит эксперт. Российским правозащитникам известен только один случай, когда человек был возвращен в страну, из которой он был выслан: в 2002 году Россия затребовала у Туркмении гражданина России и Туркмении Мурада Гарабаева, которого она сама же в Туркмению и экстрадировала. Гарабаев был клиентом адвоката Анны Ставицкой - одного из нынешних адвокатов Развозжаева. Туркменские власти обвиняли Гарабаева в причастности к хищению 40 миллионов долларов из Центрального банка страны. Правда, спецслужбы Туркмении Гарабаева не похищали, а попросили о его выдаче Генеральную прокуратуру России, и та согласилась. Гарабаева вывезли в Туркмению, даже не дав ему времени обжаловать решение об экстрадиции, как предусматривает российское законодательство. Уже после высылки Гарабаева Генпрокуратура начала оспаривать в суде законность получения им российского гражданства (гражданином России он стал за несколько месяцев до ареста, сохранив также гражданство Туркмении). Жалобы Ставицкой на экстрадицию суды рассматривать отказывались, ссылаясь на невозможность проведения заседаний в отсутствие высланного Гарабаева, вспоминает адвокат.

Возвращение Гарабаева в Россию стало возможно только после вмешательства Европейского суда по правам человека, куда обратилась Ставицкая. Это был первый случай, когда ЕСПЧ экстренно вмешался в ситуацию, говорит адвокат: "Тогда они (российские власти) очень сильно испугались, потому что это очень серьезное нарушение: все международные конвенции и внутреннее законодательство запрещают экстрадировать своего гражданина". Гарабаев был возвращен в Россию из Туркмении после того, как на территории России было возбуждено дело, аналогичное тому, по которому он проходил в Туркмении. Позже, по словам Ставицкой, он был полностью оправдан и освобожден.

В отличие от Гарабаева, который явно незаконно был выслан из страны своей гражданской принадлежности, Развозжаев, напротив, оказался в стране своей гражданской принадлежности. Среди подзащитных Ставицкой были и такие люди - граждане Узбекистана и Таджикистана, похищенные с территории России спецслужбами своих стран (в содружестве со спецслужбами России). По словам адвоката, похищения происходили после того, как люди, будучи на территории России, обращались в Европейский суд - и тот просил Россию не высылать их, пока их жалобы не будут рассмотрены. После этих похищений ЕСПЧ, как и в случае с Гарабаевым, обязывал Россию вернуть людей назад, рассказала Ставицкая. Однако российские власти отказывались сделать это, представитель российских властей в ЕСПЧ Георгий Матюшкин ссылался на отсутствие "прописанных процедур, которые обязывали бы Россию в таких случаях возвращать похищенных людей", вспоминает Ставицкая. "Конечно, никаких процедур нет, но я считаю, что если государство нарушило права человека, оно должно принять меры, чтобы эти нарушения исправить", - заочно возражает Матюшкину адвокат.

В случае с Развозжаевым правоохранительные органы наверняка сошлются на российский УПК и скажут, что "российский гражданин, совершивший преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовному преследованию в Российской Федерации в соответствии с российским законодательством", предсказывает Чиков. Тем не менее, внимание европейских и международных институтов к Развозжаеву может помочь ему в будущем - когда его дело будет рассматривать ЕСПЧ, полагает собеседник "Ленты.ру".

Ставицкая готовит иск к России в Европейский суд по правам человека; возможно, также будет подана жалоба на Украину. "Имеются все основания для обращения в Европейский суд", - считает адвокат. По мнению Ставицкой, Украина нарушила Конвенцию о статусе беженцев, поскольку фактически экстрадировала человека, искавшего убежище, без проведения необходимых процедур. Иск к России может быть связан с нарушением статей 3 и 5 Европейской конвенции о правах человека (применение пыток и незаконное содержание под стражей). "По заявлению Развозжаева, на него было оказано серьезное психологическое давление, которое может быть приравнено к пыткам", - напоминает адвокат. Ставицкая намерена просить Европейский суд рассмотреть дело Развозжаева в ускоренном порядке. Какой будет реакция ЕСПЧ на этот раз, адвокат, впрочем, предсказать не взялась.

< Назад в рубрику