Замоскворецкий суд вынес первый приговор по "болотному делу". 36-летний предприниматель Максим Лузянин получил неожиданно строгое наказание: четыре с половиной года колонии общего режима. Лузянин, в отличие от остальных обвиняемых в рамках дела о массовых беспорядках 6 мая, полностью признал свою вину. С учетом этого, а также опираясь на положительные характеристики обвиняемого, защита рассчитывала, что Лузянин отделается условным сроком. Но сделка со следствием провалилась.
В зал суда 9 ноября Максим Лузянин зашел улыбаясь. В приподнятом настроении были и родственники фигуранта "болотного дела": отец, жена и сын. Лузянин - пока единственный из 18 обвиняемых в участии в беспорядках на Болотной площади 6 мая 2012 года, кто полностью признал свою вину. Дело Лузянина было выделено из общих материалов и рассматривалось в особом порядке, потому что он заключил сделку со следствием. В этой ситуации обвиняемому назначается менее строгое наказание: оно не может быть выше двух третей максимального срока по инкриминируемым статьям.
На судебное заседание по делу Лузянина в Замоскворецкий суд пришли не только родственники обвиняемого и журналисты, но также и политик Алексей Навальный. Другие лидеры протеста проигнорировали процесс.
Лузянин кивал и улыбался родственникам, хотел пересесть к жене, сидевшей с другой стороны "аквариума", но ему запретил судебный пристав. Никто из пострадавших от преступных действий Лузянина на заседание не явился, но все пострадавшие согласились, чтобы слушания прошли в их отсутствие. Пострадавшие - это ООО "Эко-Универсал" (компания, которая обеспечивала митинг биотуалетами), дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Центрального округа Москвы (она во время беспорядков, по версии следствия, лишилась асфальта), а также пять сотрудников полиции. Правоохранители не смогли прийти на судебное заседание, потому что были в отпуске или командировке, в том числе на Северном Кавказе. Пострадавшую сторону представлял сотрудник московской полиции Олег Игорев. Он подал от ведомства к Лузянину гражданский иск более чем на 25 тысяч рублей. Как ранее пояснял адвокат обвиняемого Сергей Шушпанов, это сумма ущерба, который понесла полиция во время беспорядков - поломанные каски, рации, порванные жилеты и так далее.
Прокурор Третьяков монотонным голосом зачитал обвинительное заключение. Лузянин 6 мая пришел на митинг, узнав о нем из интернета. Участники шествия и митинга выражали "недовольство фальсификациями на выборах в Госдуму и президента России". К охране общественного порядка в этот день были привлечены сотрудники полиции из других городов и внутренние войска. Прокурор представил суду выдержки из закона "О полиции". "Сотрудники полиции имеют право требовать от граждан прекратить противоправные действия, имеют право для поддержания общественного порядка ставить заслоны", - тихим голосом перечислял Третьяков.
Лузянину предъявили обвинения по части 2 статьи 212 и части 1 статьи 318 УК РФ - участие в массовых беспорядках и применение насилия в отношении представителя власти. 36-летний предприниматель совершил преступление между Большим и Малым Каменными мостами Москвы во временном промежутке от 16:00 до 20:30 6 мая. "Поддавшись звучащим противоправным призывам, установленные и не установленные лица совершили беспорядки, закончившиеся насилием, поджогами, повреждением имущества", - подытожил прокурор. Лузянин во время них "действовал умышленно, игнорируя законные требования власти". Также поступали и остальные фигуранты "болотного дела": прокурор перечислил в суде все оставшиеся 17 фамилий.
Травмы, не угрожающие жизни, непосредственно Лузянин нанес пяти полицейским. В младшего инспектора-снайпера транспортной полиции Штапкина обвиняемый бросил кусок асфальта размером 20 на 30 сантиметров - и пробил ему шлем. Другие участники акции в это время тоже кидали в полицейское оцепление куски асфальта, бутылки и палки. На бойца второго оперативного полка ОМОНа Казьмина Лузянин, согласно обвинительному заключению, напал вместе с другим обвиняемым - Михаилом Косенко (слушания по его делу проходили в Замоскворецком суде этажом ниже; суд решал, отправлять ли обвиняемого на принудительное психиатрическое лечение, - и в итоге перенес заседание). Бойца Лузянин с Косенко сбили с ног, отобрали у него палку, щит и стали бить руками и ногами. У Казьмина врачи впоследствии обнаружили черепно-мозговую травму и сотрясение мозга. Сотрудника полиции на транспорте Круглова Лузянин, согласно словам прокурора, бил вместе с другим фигурантом "болотного дела" Андреем Барабановым. "Сбил Круглова с ног, вместе с Барабановым сорвал с него шлем, ударил по голове, грубо нарушая общественный порядок", - тихо зачитывал Третьяков.
У судьи Федина стали закрываться глаза.
Лузянин также избил коллегу Круглова - полицейского Маркова. Но больше всех от рук обвиняемого пострадал омоновец Прохоров. "Действуя умышленно, Лузянин подошел к Прохорову сзади и стал душить, зажав горло локтем, - продолжал Третьяков. - Затем сорвал шлем и жилет и ударом ноги повалил на асфальт, причинив ему физическую боль". У Прохорова зафиксирована ссадина на лбу и сорвана зубная эмаль. Услуги стоматолога Лузянин оплатил впоследствии полицейскому лично. Восстановление эмали омоновца в "Альфа-денте" стоило 15 тысяч рублей.
Прокурор описал дальнейший ход событий 6 мая. Другие участники беспорядков пытались в это время прорвать оцепление, строили баррикады из биотуалетов против сотрудников правопорядка, закидывали омоновцев асфальтом, портили имущество, разливали липкие жидкости, распыляли слезоточивый газ и кидались бутылками с зажигательной смесью. Одна из таких бутылок упала рядом с участником акции. Смесь обожгла ему пять процентов тела - кисти, ступни. Ущерб московской полиции в ходе акции составил почти 40 тысяч рублей. Правоохранители в ходе беспорядков лишились 20 шлемов, 14 бронежилетов, 29 резиновых палок и других спецсредств. Пострадала полиция Челябинска и транспортная полиция. Асфальтовое покрытие участники акции повредили на 28 миллионов рублей. Ущерб биотуалетам оценен в 73 тысячи рублей.
Максим Лузянин на Болотной площади, 6 мая 2012 года. Фото Александра Сорина
Выражение лица подсудимого во время перечисления его преступлений не менялось. Лузянин по-прежнему выглядел довольным и бодрым. Адвокат зачитал характеристики своего подзащитного: примерный семьянин, женат с 19 лет, воспитывает 16-летнего сына Антона, занимается бизнесом. Обвиняемый - глава фирмы "Гармония". Как пояснял адвокат Шушпанов на прошлом заседании, бизнес его клиента связан с "пунктами питания". В деле есть благодарности предпринимателю от одной из епархий РПЦ в Подольском районе, где он прописан, и администрации деревни под Подольском, в которой Лузянин организовал танцевальную и спортивную секцию, чтобы "у жителей появилась возможность заниматься любимым делом".
Мать подсудимого Анна стала единственным свидетелем на процессе сына. Заикаясь и нежно глядя на Лузянина, она дала ему блестящие характеристики: "Добрый, хороший, спокойный человек, много работал, занимается спортом". Заметно похудевший за время пребывания в СИЗО Лузянин прямо смотрел на сбивчиво отвечающую на вопросы мать. "Он всегда помогал мне материально и морально. Я нуждаюсь в его поддержке, у меня ухудшилось здоровье, подскочило давление и болит сердце. Он очень спокойный человек, я никогда не видела, чтобы он проявлял агрессию", - рассказывала суду Анна Лузянина. Объяснить, с чем связано поведение ее сына 6 мая, она не смогла. "Подождите, хотела еще попросить, - уже сходя с трибуны вдруг сказала Лузянина. - Не наказывайте его строго".
Подсудимый сообщил суду, что участвовал в массовых беспорядках и нападал на сотрудников полиции "под влиянием эмоций". Скрестив руки за спиной, как будто читая по бумаге, глядя на судью, Лузянин сказал, что такое поведение для него не характерно. "На очной ставке с пострадавшими я попросил прощения за причиненную боль - и мы пожали с сотрудниками друг другу руки, - описал Лузянин картину примирения, стараясь не смотреть на слушателей судебного заседания. - Я искренне сожалею".
После короткого допроса судья сразу объявил прения, которые для подсудимого - после его слов о раскаянии - закончились неожиданно. "Исправление невозможно без изоляции для общества, - отчеканил прокурор Третьяков. - По совокупности обвинений прошу приговорить Лузянина к шести годам и шести месяцам заключения в колонии строгого режима".
Лузянин побледнел, его адвокат выпрямил спину, Алексей Навальный вздрогнул и оторвался от экрана мобильного телефона, глядя на судью.
Адвокат обвиняемого Шушпанов в своем слове подчеркнуто громко начал говорить о "твердой, социально направленной жизни без вредных привычек" своего клиента, о его "крепкой, сплоченной, дружной семье", о том, что с потерпевшими "они попрощались как мужчины, пожав друг другу руки". Поведение Лузянина 6 мая объяснили в свое время известные психологи, заявил Шушпанов. "Индивид в толпе приобретает, благодаря только численности, сознание непреодолимой силы, и это сознание дозволяет ему поддаваться таким инстинктам, которым он никогда не дает волю, когда бывает один", - процитировал Шушпанов книгу Гюстава Лебона, дополнив ее цитатами из трудов Фрейда. Когда адвокат просил назначить клиенту условное наказание, глаза матери Лузянина покраснели.
Судья Федин принимал решение почти три часа. За это время Алексей Навальный успел назвать наказание, которое запросил прокурор, "полным беспределом, как и весь процесс". "В деле нет ни физического ущерба, пострадавших никто не видел", - возмущался он. Было видно, что оппозиционер сильно удивлен. Навальный пояснил, что пришел на процесс "как обычный человек". На вопрос, будет ли как-то реагировать на приговор Лузянину Координационный совет оппозиции, Навальный замялся: "КС, естественно, не может, к сожалению, штурмовать тюрьму, где сидит Лузянин и остальные. Но мы будем требовать, чтобы сфальсифицировавшие дело люди были привлечены к ответственности, а фигуранты отпущены". Внимательнее всех Навального слушал отец Лузянина Сергей, пожавший ему после речи руку. "Ленте.ру" отец подсудимого тихо сказал, что требование прокуратуры для него стало полной неожиданностью.
Через три часа судья Федин фактически слово в слово повторил в своем постановлении обвинительное заключение следствия. Он только вычеркнул оттуда имена других фигурантов "болотного дела", поскольку процесс по ним будет проходить отдельно. Полностью признавшего вину Лузянина, сотрудничавшего со следствием, Федин приговорил к четырем годам и шести месяцам колонии общего режима. "Приговор понятен, ваша честь", - приглушенно ответил побледневший осужденный.
"Что теперь делать?" - спросил у Навального в дверях суда высокий, одетый в дорогой сине-серый костюм отец Лузянина. "Боритесь, подавайте кассацию", - ответил политик и оставил ему свой телефон. "Если бы он знал, что так закончится, он бы не пошел на сделку со следствием. Пусть теперь другие знают, как сотрудничать со следствием", - говорили друг другу выходившие с матерью осужденного друзья и родственники Лузянина.
Срок содержания под стражей Максима Лузянина начинается с момента его задержания 28 мая 2012 года.
"Лента.ру" будет следить за другими процессами в рамках "болотного дела".