Наука и техника
21:03, 12 ноября 2012

Иметь три жены Россия, США и Украина развернули борьбу за иракский рынок вооружений

Василий Сычев

Крупный российский контракт на поставку военной техники Ираку оказался под угрозой срыва. Представитель правительства Ирака Али Мусави объявил, что власти нашли коррупционную составляющую в подписанных с Москвой соглашениях и расторгли их. И хотя иракский министр обороны позднее заявил, что исполнению контрактов ничто не угрожает, на этом тема поставок российского оружия Багдаду явно не закончится. Дело в том, что в Ираке столкнулись интересы сразу нескольких государств, пытающихся вклиниться в крупную программу перевооружения армии этой страны.

В начале октября 2012 года российское правительство объявило, что во втором полугодии 2012 года Ирак подписал с Россией несколько контрактов на поставку вооружений и военной техники. Общая стоимость соглашений составила 4,2 миллиарда долларов. Подробности военных контрактов не уточнялись, однако российские СМИ со ссылкой на собственные источники писали, что речь идет о 42 зенитных ракетно-пушечных комплексах "Панцирь-С1" и 30 ударных вертолетах Ми-28НЭ. Сообщалось также, что была достигнута договоренность провести переговоры о продаже Ираку истребителей МиГ-29М/М2 и бронемашин.

Соглашение о поставке Ираку достаточно крупной партии военной техники было воспринято как успех России на внешнем рынке - после завершения американской военной операции Ирак воспринимался как экономическая вотчина США. Так, вскоре после формирования нового иракского правительства многие контракты по добыче нефти получили американские компании; Багдад также приобрел у США 36 истребителей F-16IQ Fighting Falcon, вооружение к ним, 140 основных боевых танков M1A1 Abrams, а также более двухсот гусеничных и колесных бронированных машин различного назначения.

Впрочем, уже 10 ноября 2012 года представитель правительства Ирака Али Мусави объявил, что Багдад расторг контракт с Москвой, поскольку премьер-министр страны Нури аль-Малики усмотрел в нем коррупционную составляющую. При этом иракский премьер, по словам Мусави, распорядился пересмотреть условия сделки с Россией и инициировал расследование. Другие подробности относительно иракских подозрений раскрыты не были. В частности, неясно, кто именно подозревается в коррупции и кто принял решение разорвать контракт. Россия никаких официальных уведомлений по этому вопросу не получала.

Позднее министр обороны Ирака Саадун Дулейми выступил с опровержением. Он заявил, что выполнение соглашения идет своим чередом, а в самом контракте никакой коррупционной составляющей нет. По словам Дулейми, Ирак по российскому соглашению "не перевел ни единого динара". Глава иракского министерства обороны также предположил, что подозрения в коррупции могли возникнуть, потому что власти страны слишком поздно передали детали соглашения антикоррупционному комитету. Тем не менее после опровержения министра обороны в самом Ираке тема военных поставок не угасла.

По словам Халида Альвани, члена парламентского антикоррупционного комитета Ирака, именно эта организация потребовала от премьер-министра приостановить сделку с Россией, поскольку заключавшие контракт иракцы могут быть "замешаны в коррупции", а значит, и сама сделка находится под подозрением. При этом член комитета обороны и безопасности Ирака Хассан Джихад отметил, что в ближайшее время в Россию будет направлена новая иракская делегация, которая займется пересмотром и перезаключением военных сделок с Москвой.

Как пишет газета "Коммерсантъ", Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству России и "Рособоронэкспорт" уведомлений о расторжении сделки не получали. По дипломатическим каналам Москва также не получала информации об аннулировании контракта. При этом между Москвой и Багдадом уже начались переговоры, целью которых является прояснение сложившейся ситуации. В ходе переговоров Россия намерена потребовать от Ирака объяснений относительно заявлений о расторжении сделки. Подробности этих переговоров пока неизвестны.

Примечательно, что слухи о расторжении контракта с Россией появились на фоне коррупционного скандала вокруг российского Министерства обороны, на волне которого своих постов уже лишились министр обороны Анатолий Сердюков и начальник Генерального штаба Вооруженных сил Николай Макаров. Не исключено, что заявления иракской стороны о необходимости проверки условий военной сделки с Москвой являются реакцией на события в самой России. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что ни Сердюков, ни Макаров к иракскому контракту отношения не имеют.

10 ноября 2012 года РИА Новости сообщили со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе России, что пертурбации в отношении иракского контракта однозначно связаны с давлением США. Как полагает источник "Коммерсанта" в российских правительственных кругах, "американцы не для того столько лет проводили операцию в Ираке, чтобы потом отдавать рынок вооружений России". При этом другой источник газеты отметил, что в такого рода конкурентной борьбе может быть замешана и Украина.

В настоящее время США являются крупнейшим военным поставщиком Ирака. В общей сложности Багдад подписал с Вашингтоном соглашений на поставку вооружений и военной техники на сумму свыше 12 миллиардов долларов. При этом стороны уже начали новую серию переговоров - в том числе о поставке Багдаду новых зенитных ракетных комплексов и ударных вертолетов AH-64D Apache. Россия с контрактом на 4,2 миллиарда долларов стала вторым по величине военным поставщиком страны. Третье место заняла Украина, продавшая Ираку вооружений и военной техники на два миллиарда долларов.

В настоящее время Ирак ожидает завершения поставки 420 украинских бронетранспортеров БТР-4Е и 150 основных боевых танков "Оплот". Багдаду уже поставлены десять военно-транспортных самолетов Ан-32Б и два многоцелевых вертолета Ми-8Т. При этом Киев рассчитывает на дальнейшее углубление военно-технического сотрудничества с Багдадом.

Россия на протяжении последних нескольких лет также пыталась завоевать расположение иракского правительства, используя для этого все доступные политические и экономические инструменты. В частности, Ирак, как и Россия, поддерживает Иран в вопросах снабжения вооруженных сил и властей Сирии. Против этого выступают США, Саудовская Аравия, Турция и большинство стран Европы. Ирак зависит от финансовой помощи США, однако по иранскому вопросу на уступки идти не готов, поскольку именно благодаря Тегерану может удерживать под контролем союзников-шиитов, представленных в коалиционном правительстве.

О заключении российско-иракского контракта стало известно вскоре после того, как Ирак пропустил через свою территорию иранский транспортник, следовавший в Сирию. Тогда США потребовали от Багдада ограничить воздушные перевозки через иракскую территорию в Дамаск, пригрозив сократить военную помощь Ираку и приостановить несколько военных контрактов, включая поставку истребителей F-16. Таким образом, подписание соглашений с Россией стало своего рода акцией неповиновения со стороны Багдада, старающегося диверсифицировать военные закупки.

Кроме того, в феврале 2008 года Россия простила Ираку долг в размере 12 миллиардов долларов. Предполагалось, что все эти действия позволят российским компаниям получить больше долей на иракском нефтяном и оружейном рынках. Однако реально поставить Ираку удалось пока только несколько многоцелевых вертолетов Ми-17 на общую сумму в 200 миллионов долларов. Соглашение на поставку ЗРПК "Панцирь-С1" и вертолетов Ми-28НЭ еще не реализуется; когда планируется поставить технику заказчику, пока неизвестно. Возможно, на время улаживания "недопонимания" с Ираком, соглашение будет приостановлено.

По данным "Коммерсанта", противники российско-иракской сделки, пытаясь убедить Багдад в ее нецелесообразности, утверждали, что 4,2 миллиарда долларов за перечисленные вооружения - цена слишком высокая. В качестве подтверждения приводился контракт, заключенный между Россией и Сирией, на поставку 50 ЗРПК "Панцирь-С1". Сумма сделки составила тогда около 900 миллионов долларов. При этом источник газеты, близкий к системе ВТС, рассказал, что, когда Москва и Багдад обсуждали положения контракта, "вопросов к нам не возникало и ни о какой коррупции речи не шло".

F-16. Фото с сайта space.chariweb.com
Lenta.ru

На завершившемся в 2011 году индийском тендере на поставку 22 ударных вертолетов Россия предлагала Индии Ми-28Н за 1,4 миллиарда долларов, то есть по 64 миллиона долларов за машину. Таким образом, продажа Ми-28НЭ Ираку может быть оценена почти в два миллиарда долларов, а стоимость 30 Ми-28НЭ и 42 "Панцирь-С1" - почти в три миллиарда долларов. Впрочем, подробности иракского контракта официально не раскрываются, и, что помимо техники включено в стоимость, неизвестно. Как правило, такие соглашения включают в себя также сопутствующее оборудование, вооружение, подготовку пилотов и техников.

В любом случае продажу Ираку 36 американских истребителей F-16 тоже нельзя назвать дешевой, особенно если учесть, что самолеты будут поставлены Багдаду в не самой "свежей" конфигурации. Сумма сделки на поставку боевых самолетов Ираку оценивается в шесть миллиардов долларов. На эти деньги Багдад получит истребители, вооружение к ним, включая устаревшие версии ракет, наземное оборудование и запчасти. Для сравнения, в 2008 году Марокко купила у США 24 истребителя F-16 в схожей с иракской комплектации, с запчастями и вооружением всего за 2,5 миллиарда долларов.

Таким образом, заявления Ирака о расторжении сделки с Россией, а затем опровержение этой информации может свидетельствовать о серьезной конкурентной борьбе за перспективный рынок вооружений - министерство обороны Ирака занимается реализацией масштабной программы перевооружения армии. В этой борьбе столкнулись несколько стран, причем можно предположить, что ее жертвой уже чуть не стала Украина. В 2011 году эта страна задержала поставку купленных Ираком БТР-4Е, поскольку иракские специалисты забраковали пушки, установленные на эти машины.

Уже после этого, когда поставка машин все же состоялась, в СМИ появились сообщения о недовольстве иракских военных установленными на БТР системами управления огнем. При этом появлялась и информация о том, что Ирак может оштрафовать Украину за позднюю поставку бронемашин и их низкое качество, и даже о возможном расторжении сделки. Позднее обе стороны эти сообщения опровергли. Теперь, вероятно, очередь докатилась до России, и внутренний коррупционный скандал противникам сделки играет на руку.

< Назад в рубрику