Госдума готовится рассмотреть в первом чтении законопроект, который не только значительно упрощает процедуру вступления в российское гражданство для десятков миллионов иностранцев, но и отменяет понятие мигрант как таковое. Фактически авторы инициативы из Совета Федерации предлагают дать возможность стать россиянином каждому, чей дед или отец проживал в СССР.
В своем последнем отчете Международный валютный фонд, кредитующий Таджикистан, одним из ключевых факторов риска для страны назвал ее зависимость от денежных переводов из России, где трудится почти миллион таджиков-гастарбайтеров, отсылающих часть заработка на родину. Эксперты фонда, в частности, предупредили, что приток денег из-за границы может закончиться вследствие замедления российской экономики, которая экспортирует значительную часть сырья в уже скатившуюся в рецессию Европу. Пока же денежные вливания из-за рубежа помогают росту экономики одной из беднейших постсоветских республик - почти половина из 7 с лишним миллионов жителей Таджикистана живет менее чем на 2 доллара в день.
За последние два десятилетия население России, по официальным данным, снизилось до 143 миллионов человек, и мигранты заполняют пустующие рабочие места, в основном там, где требуется низкоквалифицированный труд. Только за последние восемь лет Россия недосчиталась 2,3 миллиона человек. "В связи с падением рождаемости миграция выполняет функцию восполнения трудовых ресурсов. Во многих регионах страны локальные рынки труда уже сейчас испытывают не только относительный, но и абсолютный дефицит рабочей силы", - объяснял в начале ноября руководитель ФМС Константин Ромодановский, прогнозируя, что население РФ к 2030 году может сократиться до 139 миллионов человек. И позитивные демографические тенденции, которые отмечают в Минтруда (рождаемость продолжает расти, а смертность снижаться), пока не в силах переломить ситуацию.
Не секрет, что наплыв приезжих является сильным раздражителем для части избирателей, поддерживающих власть. Однако недавно утвержденная президентом концепция миграционной политики предполагает восполнение дефицита трудовых ресурсов, в том числе миграционным притоком. "Это совершенно не означает, что россиян планируется заменить на мигрантов. Наша задача в том, чтобы страна получила нужных ей людей как для временной работы, так и на постоянное жительство. К сожалению, к этому нас подводит объективная ситуация", - поясняет Ромодановский. Ситуация в России с демографией и рынком труда действительно аховая, но у отечественной миграционной политики критиков все равно предостаточно.
Россия, вынужденная с начала 2000-х годов догонять стремительно удаляющийся демографический поезд, переполнена нелегальными мигрантами. Только по официальным данным ФМС, в августе 2012 года на территории РФ находилось более 10 миллионов иностранных граждан. И примерно треть от этого количества приходилось на нелегальных мигрантов (реальные цифры, скорее всего, гораздо выше), которые работают в России, но не платят здесь налоги. В свою очередь, государство исключает иностранных мигрантов из числа получателей пенсии, сохраняя им лишь доступ к необходимому минимуму медицинских и других социальных услуг.
Власти убеждают население в том, что меры, ужесточающие наказание за организацию незаконной миграции, помогут создать систему фильтрации приезжих, но в реальности они в любом случае будут проникать на территорию экономически более мощного соседа. При этом в России большинство мигрантов имеют фактически единственную возможность повысить свой социальный статус - принять российское гражданство, тем более что ФМС последовательно выступает против амнистии для нелегалов, а теневой рабочий рынок требует все новых и новых рабочих рук. Статус гражданина РФ хоть и не предполагает автоматического исключения мигранта из числа "заезжих шпателей", но все же значительно облегчает жизнь приезжего. И ложится нагрузкой на российский бюджет.
До сих пор потенциальному мигранту (речь идет не только о гастарбайтерах в узком понимании этого термина, но и обо всех категориях переселенцев) российское законодательство предлагает не слишком-то обширный набор инструментов по вступлению в гражданство РФ, описанных в законе "О гражданстве". Традиционная процедура выглядит так: перетерпев некоторое количество лет, в течение которых будущий гражданин должен прожить на территории РФ с видом на жительство, мигрант все же получает заветный общегражданский паспорт. Но существуют, впрочем, и более экзотические (и более быстрые) способы стать гражданином РФ, значительно облегчившие получение темно-красного паспорта для отдельных категорий приезжих.
С начала 2000-х в России неоднократно предпринимались попытки законодательно закрепить практику привлечения в страну так называемых соотечественников, термина-зонтика, которым описываются как те, у кого в РФ имеется родня, так и те, кто в принципе проживает в странах распространения русского языка. Но программа переселения, предлагавшая мигрантам поселиться в регионах России с ярко выраженными демографическими проблемами, провалилась, практика же выдачи российских паспортов из-под полы (в результате которой часть новообращенных россиян оказалась прописана в российских зарубежных посольствах) давно свернута.
До сих пор, однако, действует крайне популярное у мигрантов из Киргизии соглашение, согласно которому граждане этой страны (а также Белоруссии и Казахстана) имеют право на получение гражданства РФ по упрощенной процедуре (неясно, кстати, почему такие привилегии достались именно гражданам Киргизии, а не, например, куда как более близкой в культурном отношении Украины). Вскоре, впрочем, ситуация может кардинально измениться.
Фото Дениса Синякова (Reuters) из серии "Меняющееся лицо России"
В августе 2012 года представители ФМС сделали сенсационное заявление, которое, впрочем, осталось практически не замеченным российскими СМИ. Начальник управления по вопросам гражданства Федеральной миграционной службы РФ Валентина Казакова в эфире радио "Эхо Москвы" заявила, что облегченный порядок получения российского гражданства может быть снова введен для всех бывших граждан Советского Союза. При этом Казакова сослалась на вышеупомянутую процедуру, действующую сейчас в рамках четырехстороннего соглашения между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией.
Еще несколько месяцев тема упрощенной процедуры получения гражданства РФ не поднималась в СМИ, пока обозреватель "Коммерсантъ FM" Константин Эггерт не обратил внимание своей аудитории на поправки в закон о гражданстве, инициированные тремя сенаторами. "Совет Федерации готов воссоздать Советский Союз фактически путем восстановления советского гражданства", - заявил Эггерт, добавив, что, согласно документу, любой человек, чей родственник был гражданином СССР, а также его семья теперь автоматически получат право на российский паспорт. "Предполагаю, что цель их самая что ни на есть политическая - ввезти в страну миллионы новых сторонников "Единой России", - отметил обозреватель (сравните с высказыванием Ромодановского, уверявшего, что россиян не планируется заменить на мигрантов).
Реплика Эггерта и реакция еще ряда комментаторов появились вскоре после разъяснений, которые дал прессе автор поправок, зампред комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров. Сенатор уверял РИА Новости, что, хотя внесенные в Думу поправки в закон "О гражданстве РФ" могут затронуть около 25 миллионов человек, упрощенный порядок получения российского гражданства не будет распространяться на всех бывших граждан СССР. "Не зная глубины вопроса, многие решили, что мы приглашаем практически всех граждан бывшего Советского Союза стать гражданами России. Это не так. На упрощенный порядок получения гражданства могут рассчитывать именно те соотечественники, к числу которых относятся представители коренных народов, населяющих территорию РФ в ее современных границах", - заявил Джабаров, добавив, что документ может быть принят до конца 2012 года.
Документ, вызвавший столь бурную реакцию в СМИ, с легкостью обнаруживается на сайте Госдумы. Поправки, внесенные в Думу еще в 2011 году, уже прошли согласование в комитетах и рекомендованы к рассмотрению в первом чтении. Текст документа предполагает, что в гражданство РФ принимаются в упрощенном порядке и без представления вида на жительство "соотечественники, являющиеся таковыми в соответствии со статьей 1 Федерального закона Российской Федерации "О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом"".
К соотечественникам, согласно данному закону, относятся "иностранные граждане и лица без гражданства и их потомки, проживающие за пределами территории нашей страны и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории РФ, а также сделавшие выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Россией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории РФ", включая лиц, "состоявших в гражданстве СССР, проживающих в государствах, входивших в состав СССР и получивших гражданство этих государств", а также выходцев из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и РФ имевших соответствующую гражданскую принадлежность и ставших иностранными гражданами или лицами без гражданства.
Таким образом, вышеупомянутый документ относит к соотечественникам всех, кто проживает сейчас на территории бывшего СССР, а далеко не только "представителей коренных народов, населяющих территорию РФ в ее современных границах", как утверждает сенатор Джабаров. Необходимо также отметить, что на этой территории проживает не 25, а все 150 миллионов потенциальных россиян. Конечно, далеко не все из них бегом бросятся за российскими паспортами, но какая-то часть, и немалая, все же запишется в россияне. Тем более что законопроект не предполагает отказа от имеющегося гражданства для соотечественника (хотя и с оговорками - сейчас в РФ действуют только два международных договора, направленных на регулирование вопросов двойного гражданства - с Туркменией и Таджикистаном).
В отзыве на сенаторский законопроект, вышедшем из недр думского комитета по конституционному законодательству и государственному строительству, также упоминается аналогичный по содержанию документ, который был подготовлен депутатом Константином Затулиным (директор Института стран СНГ), но в свое время застрял в законодательных терниях. Обоснованность принятия поправок, ранее уже отклоненных в ходе анализа инициативы Затулина, объясняется "возросшей необходимостью интеграции наших соотечественников с Россией", но также "преждевременностью отклонения предлагавшихся Затулиным нововведений" (что бы это ни значило). Соответственно, уверяют думские юристы, инициатива сенаторов тем более не нуждается в блокировании, а уточнить следует лишь вопрос с двойным гражданством. К тому же, согласно финансово-экономическому обоснованию законопроекта, реализация данного закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Фото Дениса Синякова (Reuters) из серии "Меняющееся лицо России"
Все данные утверждения представляются как минимум спорными: даже не будучи юристом можно понять, что законопроект, предлагаемый к принятию сенаторами, скрывает в себе гигантскую нагрузку на российскую социальную сферу. Как, впрочем, и множество других, менее очевидных, последствий. И если законопроект, как полагают депутаты, и соответствует конституции РФ, то здравому смыслу он явно противоречит.
Действительно, принятие данного закона может осчастливить миллионы прозябающих в нищете людей, но сама Россия категорически не готова к тому, чтобы принять такое количество мигрантов. Особенно с учетом того, что большинство из них довольно далеки от благостного образа соотечественника, сделавшего "выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи". Новые мигранты выбирают разве что между совсем нищим существованием у себя на родине и полунищей жизнью в России, тогда как доля тех, кого принято называть квалифицированными мигрантами, в этом потоке будет относительно невелика (особенно с учетом того, что образование в большинстве стран СНГ оказалось в еще более плачевном состоянии, чем в РФ). Облегченная процедура получения российского паспорта, действительно, может привлечь в Россию миллионы, но, повторимся, Россия не готова к наплыву миллионов новых "россиян". И дело тут даже не в дополнительных избирателях для партии власти, а в банальном отсутствии внятной миграционной политики.
Вместо всестороннего обсуждения проблемы соотечественников нам подсовывают жутковатый в своей содержательной части законопроект, последствия принятия которого невозможно ни оценить, ни предсказать. Вместо амнистии тех мигрантов, кто и без того уже занят в российской экономике, и ликвидации теневого рынка труда предполагается элегантное изъятие самой проблемы мигрантов из сферы общественной дискуссии и юридического поля вообще. Вместо того чтобы упрощать миграционные блоки в законодательстве, провоцирующие коррупцию и проявления ксенофобии в обществе, руководству страны предлагается бесконтрольная паспортизация всех тех, кто захочет перебраться в Россию.
Законопроекты, проходящие через Думу, во время рассмотрения часто меняются до неузнаваемости. Не исключено, что и данный законопроект будет заблокирован. Но проблема даже не в том, что сенаторы предложили открыть границу для всех жителей стран СНГ без анализа и обсуждения. Проблема в том, что в основе законопроекта, предложенного сенаторами, по сути лежит вызванная беспомощностью власти попытка упростить действительность, а вовсе не желание помочь тем соотечественникам, которые действительно нуждаются в помощи (если у кого-то возникают в этом сомнения, то советуем разузнать о благоденствии русскоговорящих жителей богатой газом Туркмении). И в том, что в результате особенностей законодательного процесса в России инициативы, подобные вышеописанной, проскакивают без сучка и задоринки в Думу. И никому даже и в голову не приходит, что документ, записывающий в потенциальные "россияне" 150 миллионов человек, может в один присест разрушить столь лелеемую властями стабильность.