Мир
22:29, 21 ноября 2012

Зайцам вход воспрещен! Немцы зарабатывают на махинациях с билетами сотни тысяч евро

Проездные билеты в Германии стоят дорого, а в обилии специальных предложений и их тонкостях разобраться непросто. Порой это приводит к конфликтам между пассажирами и контролерами, а особенно хитрых заставляет придумывать серые схемы. Объявления в городском транспорте тем временем напоминают, что безбилетный проезд обойдется в 40 евро. Хотя контролеры появляются редко, ездить без билета все-таки решаются немногие - бегать из последнего вагона в первый при виде кондуктора у немцев не принято. Сэкономить, однако же, хочется, и многие ищут более дешевые варианты, которые нередко оказываются подделками. На таких махинациях предприимчивые, но не очень законопослушные немцы зарабатывают, как выяснилось, сотни тысяч евро.

На днях в Мюнхене начался суд над местным водителем автобуса. В свободное от работы время водитель печатал проездные билеты собственного производства. На их продаже он заработал, по оценкам следователей, как минимум 240 тысяч евро. К делу он подключил свою жену, а также семейство своего знакомого, включая его супругу и тещу.

Предприимчивый водитель принес домой чистую бумагу, на которой обычно печатают билеты, и достал необходимое программное обеспечение. По вечерам они с женой делали проездные, а потом отдавали их друзьям-сообщникам, выполнявшим роль распространителей. Продавали поддельные билеты, разумеется, со скидкой - на десять евро дешевле, чем в официальных кассах.

Бизнес был настолько успешным, что водитель сознательно рискнул своей свободой. В 2011 году его уже поймали с фальшивыми билетами, но их было немного и его приговорили к условному сроку. Когда полиция обнаружила остальные подделки, его арестовали, и теперь ему, скорее всего, грозит реальный срок. Остальные участники аферы находятся на свободе: они признали свою вину и еще могут рассчитывать на смягчение наказания.

На западе Германии двое молодых друзей выбрали себе более узкую специализацию: они подделывали только студенческие проездные на семестр. Такие проездные действуют на всех видах городского транспорта, где находится университет учащегося, а иногда распространяются на поезда в пределах федеральной земли. Студенты получают эти проездные либо бесплатно, либо за сравнительно небольшую стоимость.

Молодые люди подделывали такие проездные и за 150 евро продавали их тем, кто в университетах не числился. Впрочем, на что рассчитывали покупатели, предположить сложно. Такие билеты действительны только при наличии студенческого удостоверения, которое контролер имеет право потребовать в любой момент. При таком раскладе тем, кто купил поддельные проездные, нужно искать еще и тех, кто подделает им студенческие.

Однажды заботливая немецкая мама попыталась таким образом то ли помочь сыну, то ли сэкономить на нем. Мальчик потерял свой школьный проездной, и мама недолго думая смастерила ему копию. В итоге это вышло боком и ей самой, и ребенку: он попался контролерам, которые высадили его из поезда и отвезли в полицию. Стражам порядка мальчик рассказал, как мама на цветном принтере печатала ему проездной, использовав в качестве образца билет его сестры. Забирая ребенка из полиции, женщина признала свою ошибку, но от ответственности это ее уже не избавит. В отношении нее было начато расследование по обвинению в подделке документа.


Акция протеста берлинских транспортников. Фото (c)AFP

Еще один способ нелегально заработать на транспорте - это продавать уже использованные билеты. Обычно такое происходит в час-пик на очень загруженных станциях метро, когда люди торопятся и не хотят стоять в очереди за билетом. Мошенники собирают уже использованные билеты, на которых стоят соответствующие штампы, стирают эти штампы острым лезвием и выдают за новые, причем продают по смехотворно низким ценам. В спешке едва ли кто-то из пассажиров будет разглядывать, что ему всучили.

Причем, чтобы не дать человеку опомниться, мошенники сами пробивают билет (в Германии это делается на станциях метро), и на месте старой печати появляется новая. Если контролер заметит подлог, то виноват окажется не только продавец, которого не всегда можно найти, но и пассажир. Так, одного из пассажиров - жертву мошенников - приговорили к 100 часам общественных работ, хотя он нашел и сдал преступника.

Более продвинутые мошенники освоили махинации с продажей билетов в интернете. Так, недавно в Гамбурге раскрыли банду из пяти человек, которые бронировали на сайте Немецких железных дорог билеты по незаконно полученным данным кредитных карт, а затем продавали эти билеты со скидкой по электронной почте. В общей сложности эта схема принесла им почти 300 тысяч евро.

Полулегальным способом, обманывая государство, на билетах зарабатывают даже безработные, которые живут на социальное пособие. Они покупают именной проездной на железные дороги на месяц, и этот проездной на выходных позволяет провезти бесплатно еще четырех человек. На деле же они продают эти места за часть полной стоимости. Мотаясь по выходным между Гамбургом и Берлином, они зарабатывают таким образом до 2,5 тысячи евро в месяц, а сам проездной стоит 652 евро. Для попутчиков это предложение тоже очень заманчиво - они экономят до 50 евро, а контролеры не будут разбираться, действительно ли знакомы те, кто едет по одному билету, и сколько они за него заплатили.

В правилах различных тарифов-зон-цен можно довольно быстро запутаться, и это не только дает простор фантазии мошенников, но и может привести к стычкам с контролерами. Так случилось недавно с выходцем из Африки, жителем Франкфурта-на-Майне Дерегэ Вефельзипом (Derege Wevelsiep). Темнокожий инженер вырос в Германии в приемной немецкой семье, так что с правилами проезда в общественном транспорте был знаком хорошо. Он утверждает, что был владельцем проездного билета на месяц с правом передачи его другим людям, что он, собственно, и сделал - отдал билет своей невесте.

Однако контролер заявил, что билет недействителен, и потребовал от девушки штраф. Та позвонила жениху, а, когда он приехал и начал разбираться в ситуации, контролер заявил ему, что здесь не Африка. Вефельзип в долгу не остался и напомнил в ответ, что сейчас не 1942 год. Контролер обиделся из-за намека на нацизм, а инженер - из-за упрека в происхождении из не столь благополучного региона. В итоге на помощь приехала полиция, но вышло только хуже. По версии Вефельзипа, полицейские избили его и бросили в его же собственной квартире с сотрясением мозга и ушибами.

То, что транспортные организации борются с зайцами и мошенниками, разумеется, вполне естественно. Даже если всего три процента пассажиров будут ездить без билета, это обойдется компаниям в 20 миллионов евро ежегодно. При этом транспортники обладают не таким уж большим простором для действий. Главная доступная для контролеров хитрость - выйти на маршрут в гражданской одежде, чтобы воспользоваться эффектом неожиданности.

При этом, если один и тот же человек трижды попадается без билета, то его случаем начинает заниматься полиция. Власти в социальной рекламе делают акцент на том, что за безбилетника платят другие, законопослушные граждане. А тем временем Пиратская партия готовит гражданскую инициативу по отмене наказаний для зайцев, потому что на их преследование государство тратит больше, чем получит, если заставит их покупать билеты.

< Назад в рубрику