В начале недели Forbes опубликовал рейтинг самых высокооплачиваемых топ-менеджеров России. Первым в списке оказался глава группы ВТБ Андрей Костин с неслыханным заработком в 30 миллионов долларов. Для сравнения, глава Goldman Sachs Ллойд Бланкфейн оказался не таким успешным финансистом: в 2011 году его доход составил 21,7 миллиона долларов. ВТБ сразу же опроверг данные СМИ о заработках своего руководителя, отметив, что цифры были взяты "с потолка". Через несколько дней аналогичная реакция последовала от Сбербанка, глава которого Герман Греф занял четвертую строчку.
Рейтинг заработков российских топ-менеджеров Forbes составляет впервые. У журнала уже есть проект "Рейтинг зарплат", однако это лишь перечень отраслей российской экономики с самым высоким уровнем оплаты труда.
Для своего нового рейтинга Forbes выбрал 70 компаний с самой крупной выручкой за 2011 год; в список не вошли госкорпорации и предприятия, которыми управляют сами акционеры ("Русал", "Северсталь", "Сибнефть"). Данные о заработках менеджеров у издания появились в результате изучения официальной отчетности компаний, опроса десятка консультантов по подбору персонала высшего звена; кроме того, с информацией помогли неназванные источники.
Представители нефтегазовой отрасли, которая в "Рейтинге зарплат" в 2011 году держит первое место, не смогли составить конкуренцию банкиру Костину - глава "Газпрома" Алексей Миллер и руководитель "Роснефти" Игорь Сечин оказались на втором и третьем местах с компенсациями в 25 миллионов долларов каждый.
Четвертое и пятое места тоже достались госбанкирам - Грефу (15 миллионов долларов) и председателю правления Банка Москвы ("дочка" ВТБ) Михаилу Кузовлеву (также 15 миллионов долларов). Первым "частником" в списке оказался гендиректор "Онэксима" Дмитрий Разумов (12 миллионов долларов). Женщина в рейтинге всего одна - это глава "Базового элемента" Гульжан Молдажанова с компенсацией в четыре миллиона долларов.
Лидерство представителей госкомпаний - крупнейших предприятий на российском рынке - удивления не вызвало, а вот размеры их заработков оказались неожиданными. Как рассказал Forbes один из хедхантеров, топ-менеджеры госкомпаний в России хотят зарабатывать столько же, сколько их западные коллеги. В США, к примеру, самым высокооплачиваемым финансистом, по версии Bloomberg, считается один из основателей фонда прямых инвестиций KKR Генри Крейвис (Henry Kravis), который по итогам 2011 года заработал как раз 30 миллионов долларов.
Данные о доходах Костина можно сравнить с заработками руководителей западных банков. К примеру, "король риск-менеджмента" Джеймс Даймон (James Dimon) - глава крупнейшей в мире финорганизации JPMorgan Chase - получил в 2011 году 42 миллиона долларов. Только надо учитывать, что активы JPMorgan Chase составляют 2,3 триллиона долларов, тогда как у ВТБ этот показатель в десять раз меньше, а прибыль американского банка в шесть раз превышает доход ВТБ - 19 миллиардов против трех миллиардов долларов.
ВТБ в тот же день опроверг данные Forbes, назвав их взятыми "с потолка". "Малопрозрачная методика расчетов экспертов заставила издание встать на зыбкую почву домыслов и предположений", - изобличала журналистов пресс-служба госбанка. В сообщении уточнялось, что все правление госбанка в 2011 году получило выплаты на 608 миллионов рублей (19,2 миллиона долларов). Опровержение оказалось на удивление, если можно так сказать, эмоциональным. "По логике Форбс, видимо, члены правления ВТБ вынуждены доплачивать за честь работы в одной команде с Костиным", - отмечалось в пресс-релизе.
Госбанк привел данные официальной отчетности, согласно которой все топ-менеджеры группы ВТБ в 2011 году получили 5,7 миллиарда рублей. "Вероятно, Форбс считает, что Андрей Костин и Михаил Кузовлев вместе заработали почти четверть всех доходов своих коллег. Такая логика абсолютно некорректна и в плане расчетов, и главное - здравого смысла", - резюмировали в госбанке.
Затем последовал ответ журнала: Forbes написал в редакционном комментарии к рейтингу, что Костин получает деньги не только в ВТБ, но и в зарубежных компаниях. В качестве примера издание привело данные по кипрскому Russian Commercial Bank (РКБ), которым владеют ВТБ и якобы несколько миноритариев из числа топ-менеджеров группы: в 2011-2012 годах эта финорганизация выплатила 200 миллионов долларов дивидендов. ВТБ, в свою очередь, сообщил, что ни один из членов правления ВТБ не является бенефициаром РКБ.
На этом "война пресс-релизов" казалась законченной, но не тут-то было: через три дня после публикации рейтинга "проснулся" Сбербанк. Крупнейшая российская финорганизация опубликовала сообщение о том, что вознаграждение Грефа "существенно меньше" приведенных в рейтинге цифр. Финорганизация призвала Forbes и другие СМИ не создавать "мнимые сенсации". "Сбербанк разочарован тем, что журнал Forbes использует непроверенные данные, и выражает надежду, что в дальнейшем уважаемое издание не будет публиковать заведомо ложную информацию", - сообщается в опровержении.
Помимо опровержений со стороны самих банков, публикация Forbes вызвала бурную реакцию общества. Казалось бы, никто не сомневался, что главы крупнейших компаний страны зарабатывают неплохо. С другой стороны, в то время как власти всеми силами пытаются убедить россиян, что все доходы госкомпаний - для граждан, немалая часть прибылей, как оказалось, все-таки оседает в карманах топ-менеджеров.
Российское государство не горит желанием ограничивать доходы своих представителей в бизнесе, тогда как на Западе после кризиса 2008 года следят за бонусами даже частных банков. Попытки "обуздать" зарплаты в госкомпаниях предпринимались не один раз. Сразу после финансового кризиса тогдашний министр финансов Алексей Кудрин прорабатывал этот вопрос, однако дальше обсуждений дело не пошло.
В конце прошлого года Дмитрий Медведев, тогда еще занимавший пост президента, потребовал от 21 госбанка и госкомпании раскрыть информацию о доходах руководителей и их ближайших родственников. Как писала в июле газета "Ведомости" со ссылкой на неназванные источники, чиновникам даже предложили согласиться на то, чтобы информация в налоговых декларациях стала общедоступной. В марте тогдашний премьер-министр Владимир Путин и вовсе предложил судить глав госкомпаний за сокрытие доходов. Госкомпании и сами раскрывают информацию об общих выплатах топ-менеджменту, но никогда не уточняют объемы зарплат конкретных руководителей.
В мае этого года группа депутатов подготовила поправки, предлагающие, как и во многих западных организациях, ограничить зарплату руководителей такой суммой, которая превышала бы заработок самого низкооплачиваемого сотрудника госкомпании не более чем в 10-16 раз. В сентябре с аналогичной инициативой выступила КПРФ, предложив ограничить доходы топ-менеджеров госкомпаний на уровне окладов министров - около 170 тысяч рублей в месяц.
В общем, за минувшие пару лет власти приложили некоторые усилия, чтобы показать, что чиновники и тесно с ними связанные руководители госкомпаний являются не хозяевами страны, а слугами народа. Цель, безусловно, благородная, но качество исполнения, судя по данным Forbes, достойно сожаления.