Интернет и СМИ
21:29, 22 ноября 2012

Такие наши Бонни и Клайд Дело главреда "Ура.ру" развивается ураганными темпами: репортаж "Ленты.ру"

Главный редактор крупнейшего на Урале информационного агентства "Ура.ру" Аксана Панова - фигурант уже четырех уголовных дел о мошенничестве и вымогательстве. Силовики дают понять - это еще не предел. Скорее всего, с декабря 2012 года редакция "Ура.ру" прекратит существовать в ее нынешнем виде. История разгрома этого агентства неоднозначна. В первую очередь, это пример того, к каким финансовым ухищрениям - вплоть до сотрудничества с властью - вынуждены прибегать региональные СМИ и что власть с ними может в итоге сделать. Но это еще и личная история: Пановой не простят отношений с Евгением Ройзманом - главным врагом областных властей и силовиков.

Жилое здание на улице Мамина-Сибиряка в Екатеринбурге. Здесь, на втором этаже, последние дни в своем нынешнем виде доживает редакция уральского информационного агентства "Ура.ру". В кабинете главного редактора Аксаны Пановой - три большие куклы, изображающие губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева. "Хотели спецпроект сделать сатирический - конкурс вот объявили на лучшую куклу, теперь непонятно, что со всем этим будет", - говорит Панова. На допросы в полицию она весь октябрь и первую половину ноября ходила практически в ежедневном режиме. Сотрудников "Ура.ру" лишили аккредитации в правительстве области и некоторых других госорганах.

Панова - фигурант как минимум четырех уголовных дел. При этом и она сама, и представители ГУ МВД Свердловской области говорят, что на этом правоохранительные органы не остановятся. Панова утверждает, что дел против нее будет не меньше десяти. Старший оперуполномоченный по особо крупным делам управления экономической безопасности ГУВД области Александр Рябинин говорит так: "Дел несколько. Несколько - это значит три и больше".

Аксана Панова и куклы. Фото с личной страницы в Facebook
Lenta.ru

Предысторию, скорее всего, следует начать с ноября 2011 года, когда владельцем 51 процента акций ООО "Ура.ру" стала австрийская компания BF TEN Holding GmbH. Свою долю фирма купила у Пановой за пять миллионов долларов. Австрийской эта компания является только по прописке: по некоторым сведениям, она принадлежит двум бизнесменам - Алексею Боброву и Артему Бикову, оба - выходцы из Тюмени. У них разнопрофильный энергетический бизнес как на Урале и в Сибири, так и в Москве. "Это было вынужденное партнерство, - говорит "Ленте.ру" Панова. - Тогда перед федеральными выборами шла зачистка информационного поля. Нам отключали свет, нас подвергали DDoS-атакам. Мы с тремя провайдерами сразу работаем, чтобы не допустить сбоев доступа к сайту - так вот, всех трех вырубили. И на этом фоне стояли будущие акционеры и говорили, что, мол, с нами все будет хорошо".

Продолжилась история в начале лета этого года - после того, как 24 мая на пост губернатора Свердловской области был назначен Евгений Куйвашев. В его биографии до этого - посты мэра Тюмени и полпреда в Уральском федеральном округе. Поначалу редакция "Ура.ру" установила с Куйвашевым довольно хорошие отношения. "Да мы его легитимизировали тут", - с горечью говорит Панова. Но после нескольких критических публикаций отношение Куйвашева к Пановой изменилось. Стали поступать просьбы не писать о действующем в Екатеринбурге фонде "Город без наркотиков" Евгения Ройзмана. Главред категорически отказалась. Претензии нарастали.

"Куйвашев оказался пустышкой, - считает Панова. - Господи, да он комментарии пользователей к нашим текстам о нем читает и обижается. Вот что десять лет отрицательной селекции с губернаторами сделали. Представить себе [Эдуарда] Росселя (губернатор Свердловской области с 1995 по 2009 годы - прим. "Ленты.ру"), занятого таким - да я в страшном сне этого не могу. [Куйвашев] мелочный и завистливый к чужой славе". Давление тюменско-австрийских учредителей на Панову летом и в начале осени продолжало нарастать. По сведениям Пановой, Куйвашев обещал передать Боброву и Бикову контроль над предприятием "Облкоммунэнерго", но при условии, что "Ура.ру" станет лояльным СМИ.

И последний штрих к нынешнему конфликту: Панову и Ройзмана связывают личные отношения. Ройзман - главный враг местных властей и силовиков ("Лента.ру" в июне рассказывала о конфликте вокруг фонда "Город без наркотиков"). Панова ждет ребенка.

Осенью в "Ура.ру", а также в квартире Пановой прошли обыски, главный бухгалтер издания Наталья Попова провела несколько дней в СИЗО, все сотрудники издания как минимум по разу сходили на допрос. Появились уголовные дела (о тех днях главред "Ура.ру" подробно рассказывала в интервью "Ленте.ру").

В первом деле Панова вообще является потерпевшей стороной. Оно заведено по заявлению оперуполномоченного по особо крупным делам Рябинина - по факту исчезновения со счета ООО "Ура.ру" десяти миллионов рублей. Панова говорит мне, что деньги никуда не исчезали, и что она себя потерпевшей не считает. Рябинин придерживается иной версии. Он рассказывает, что все началось с плановой налоговой проверки в редакции издания. При этом сам же говорит, что плановая проверка была первой в истории информагентства - то есть, получается, с 2006 года. Почему так вышло - он не знает.

Проверка выявила несколько подозрительных сделок, и налоговики обратились в полицию. Рябинин, которому досталось это дело, настаивает, что средства были перечислены в четыре коммерческих предприятия по договорам оказания услуг. При этом, рассказывает оперуполномоченный, все четыре эти предприятия "носили признаки анонимности". В одном из них уже год как умер директор, руководитель второго давно лежит в коме, руководитель третьего некоторое время назад "на возмездных условиях ненадолго одалживал свой паспорт". Наконец, четвертый директор затруднился объяснить полиции обстоятельства, при которых он стал уважаемым предпринимателем, оказывающим информационные услуги.

По версии полиции, эти десять миллионов рублей были обналичены - не исключено, что в пользу Пановой. Следствие продолжается, и однозначно полиция пока ничего не утверждает. "Деньги оплачены за услуги по договорам, у меня есть все акты выполненных работ", - говорит мне главред "Ура.ру", и она, кажется, уже отточила эти формулировки - что на беседах со следствием, что в общении с журналистами. "Все отчетные документы у полиции. Если бы у них был хоть намек на факт хищения, они давно бы уже предъявили мне обвинение. А я все прохожу и прохожу потерпевшей. И обвиняемых там нет. Уже три месяца бьются, не могут состав сочинить. Смеюсь", - говорит Панова.

Инициатором второго дела против Пановой стали австрийские совладельцы "Ура.ру". Здесь Панова уже обвиняемая, с нее взяли подписку о невыезде. Акционеры заподозрили, что купили за пять миллионов долларов не долю в уважаемом региональном агентстве, а немного воздуха. Старший оперуполномоченный Рябинин показывает мне документы из "Ru-Center" - компании, регистрирующей доменные имена. Из документа следует, что домен ura.ru принадлежит не одноименному ООО, но Аксане Пановой лично. Из другого документа следует, что товарный знак Ura.ru зарегистрирован на ООО "Ура.ру", но не на то, которое купили совладельцы - адреса и ИНН не совпадают.

Панова эти претензии признавать отказывается. По ее словам, и доменное имя, и товарный знак принадлежат ООО "Ура.ру" (тому, где у австрийцев 51 процент). Сделка по товарному знаку была завершена в декабре 2011 года, а в январе 2012 года она по собственной инициативе передала в собственность ООО и доменное имя. Между тем, сервис Whois на сайте Ru-Center свидетельствует, что домен все же принадлежит частному лицу.

Антон Стуликов. Фото Андрея Козенко
Lenta.ru

Третье, четвертое (и, видимо, все последующие) дела возбуждены по статье 161 УК РФ (вымогательство). Потерпевший по одному из них - гендиректор местной телекомпании ОТВ (68 процентов акций у правительства области, 25 процентов плюс одна у группы компаний РЕНОВА, остальные у частных лиц) Антон Стуликов. Потерпевший по второму - некий "гражданин К." - так он значится в официальных сообщениях ГУ МВД Свердловской области. В "Ура.ру" шутят, что "гражданин К." - это губернатор Куйвашев, и фотографируются в образе арестованных в разделе сайта "Редакция". На самом деле, по всей видимости, имеется в виду предприниматель Евгений Кремко (или его сын Константин), участвовавший в 2007 году в сделке, которую журналисты агентства именовали "рейдерским захватом".

Все эти дела по сути типовые (таковыми, вероятно, будут и новые претензии правоохранительных органов к информагентству). Под вымогательством здесь будет считаться заключение "Ура.ру" соглашений об информационном сотрудничестве как с коммерческими предприятиями, так и с органами власти.

Эти соглашения - одновременно беда и способ выживания для подавляющего большинства провинциальных СМИ в России. Лишь единицы из них рентабельны за счет рекламы и подписки. Единицам покрывают расходы столичные учредители. Остальные убыточны или полностью содержатся властями. Бывает так, что в региональное СМИ вкладывается серьезный бизнесмен, который способен держать редакцию на плаву и без рекламы вовсе, но при условии, что это СМИ будет транслировать точку зрения только этого бизнесмена, у которого, как правило, еще и политические амбиции имеются. Вторая форма выживания - это реклама и заключение договоров об информационном обслуживании. Иногда по тендеру, иногда на личных связях. Такие договоры для заказчика дешевле обычной коммерческой рекламы, а их смысл в том, что издание пишет про своего информационного партнера как про покойника: хорошо или ничего.

Оперуполномоченный Рябинин говорит мне, что у "Ура.ру" 90 таких договоров и каждый из них - объект для проверки. "Это жизнь, это бизнес, - объясняет Панова их появление. - Хотите жить - берите деньги. За мной нет Алишера Усманова, ни условного, ни конкретного". По ее словам, договор об информационном партнерстве с ОТВ был прикрытием. На самом деле ОТВ, гендиректор которого числится пострадавшим по одному из дел о вымогательстве, было оператором, распределявшим деньги по соответствующим договорам. А поступали они из органов власти - то есть, по сути, это еще с губернатором был договор. Он выполнялся, есть подписанные акты о выполненных работах.

Проверки продолжаются. Панова говорит, что ей уже звонили два депутата областной думы, которым предлагали написать заявления на "Ура.ру". Один, по словам редактора агентства, отказался, потому что ему в принципе нравится, когда о нем пишут - и неважно, в каком контексте. Второй, опять же по словам Пановой, не стал переступать через собственные представления о порядочности.

Александр Рябинин. Фото Андрея Козенко
Lenta.ru

Представители австрийских совладельцев "Ура.ру" о ситуации вокруг их актива предпочитают не распространяться. Артем Биков от беседы с "Лентой.ру" отказался, Бобров был недоступен для комментариев. В октябре в разговоре с газетой "КоммерсантЪ-Урал" он вообще отказывался признавать, что является совладельцем издания.

Гендиректор ОТВ Антон Стуликов сидит в пабе в центре Екатеринбурга, пьет пиво и выглядит изможденным. Он только что вышел с заседания рабочей группы в местном заксобрании. Там решали, каким областным СМИ сколько денег выделять на следующий год. "Битва эпичная была", - говорит он. С Пановой у него давняя история отношений, и отношения это неприязненные. "Аксана создала высокорентабельный бизнес, - говорит он. - Мочила всех подряд, а потом заключала с теми, кого мочила, договоры об информационном сотрудничестве. Я занимался пиаром в Уральской горно-металлургической компании, у нас позиция была жесткая - бабло таким, как Аксана, не даем. И ох как мы хлебнули. Она действовала как: все, что будет сказано, будет использовано против вас. У нас собака на территории погибла, "Ура.ру" пишет - гибнут животные. Где-то передернет, где-то преувеличит, где-то просто доврет".

Когда Стуликов стал директором ОТВ, публикации против него не прекратились: "То я уникальный журналистский коллектив разгоняю, то мне кто-то в нос дал". Стуликов оформил кредит для ОТВ на восемь миллионов рублей ("хороший кредит, проценты по нему рекламой отдавали, выгодно"), однако в "Ура.ру" написали, что кредит составляет 250 миллионов рублей, и предположили, что ОТВ хотят обанкротить (на момент написания материала предположений о банкротстве ОТВ в статье "Ура.ру" по поводу кредита телеканалу на 250 миллионов рублей не содержалось - прим. "Ленты.ру"). Стуликова вызвал возглавлявший тогда Свердловскую область Александр Мишарин и потребовал объяснений. После этого, по его словам, в конце 2010 года состоялась встреча, в которой участвовали Стуликов, Панова и Вячеслав Лашманкин - председатель совета директоров ОТВ и прежний руководитель аппарата губернатора. Итогом встречи стал договор об информационном партнерстве между СМИ - "Ура.ру" по нему получало 300 тысяч рублей ежемесячно. Договор, как признает сам Стуликов, оказался полезен. С его помощью удалось нивелировать пару заведомо неприятных для ОТВ историй. Однако потом Мишарин попал в ДТП накануне выборов в Госдуму, и ситуация в области начала меняться. Стуликов сказал Пановой, что может платить только 50 тысяч в месяц, ее это устроило, но ненадолго.

"Панова достала здесь всех, - с нажимом говорит он. - Она недоговороспособна. Ты с ней договоришься, ей предложат на десять тысяч больше, и она тут же про тебя забудет. Ей Биков и Бобров говорили: остановись, хватит мочить силовиков, хватит вписываться за Ройзмана - хоть бы что".

"Самый спокойный вариант будет, если ее просто уволят, - рассуждает Стуликов. - Аксана человек обеспеченный, да и Ройзман не бедствует. В худшем случае, будут жить во Франции где-нибудь. Да и по уголовкам так или иначе никого сажать не будут. Условно - это максимум". Стуликов почему-то уверен, что он проходит по делу Пановой свидетелем, хотя это не так - он признан потерпевшим. Оперативники из управления экономической безопасности "Ленте.ру" это подтвердили.

Сотрудники управления, с которыми мы сидим в их кабинете в Северном переулке в Екатеринбурге, тоже рассуждают о гуманизме. О том, что 161-я статья УК является тяжкой, но по отношению к Пановой выбрана самая мягкая мера пресечения - подписка о невыезде. Корят ее за эмоциональные записи в фейсбуке. "Она обвиняет Стуликова, что он дважды на очную ставку не пришел. Но ведь никаких очных ставок мы и не проводили, путает что-то Аксана Рашидовна", - говорят они. Указывают и на то, что как только ей по медицинским показаниям понадобилось в Москву - отпустили ("хотя ведь видели же, что она там по пресс-конференциям с Ройзманом ходила"). Наконец, говорят об обыске в квартире, где прописана Панова (на момент его проведения там находились девятилетний сын Пановой и мать главреда "Ура.ру"). "Аксана Рашидовна пишет, мол, люди в масках пришли, перепугали всех - ну неправда же это. Мы были предупреждены: в квартире ребенок, действовать аккуратно. В итоге с мальчиком подружились, а мама [Пановой] операм на прощанье бутерброды сделала. Ну и вот зачем она так о нас отзывается".

Обыск в квартире Пановой 9 ноября был признан районным судом незаконным. Но опера в беседе с "Лентой.ру", видимо, случайно упустили эту деталь. В политику, по их словам, они не лезут: "У нас есть факты, мы проверяем"

В фонде "Город без наркотиков" вырезают наклейки для автомобилей с изображенным на них дельфином - символикой организации. А также считают подписи под обращением в защиту фонда. Оно 25 ноября будет направлено Владимиру Путину. Около 31,5 тысячи подписей собраны в самом Екатеринбурге, еще около пяти тысяч пришли и продолжают приходить из других городов. Сам Ройзман сидит в соседнем здании, в музее. Перед ним на столе две иконы. "Сижу вот рассматриваю, сравниваю, анализ делаю - это же дико интересно", - говорит он.

Евгений Ройзман. Фото Андрея Козенко
Lenta.ru

"Куйвашев же как пришел, Аксана ему столько дельных советов дала, - рассказывает Ройзман свою версию отношений главреда "Ура.ру" с новым руководством региона. - Как с людьми говорить, как с элитами не закуситься. Он хорошо в область вошел, и это - ее заслуга. А потом она поняла, что он мелкий человек. Он же, напротив, ухаживать стал. В Париж звал. То с Собяниным обещал познакомить, то к Путину подвести. Она уже ехала летом на машине в аэропорт, и тут пошла информация, что на фонд накат пошел. Она тут же развернулась - и никуда с Куйвашевым не полетела". Ройзман улыбается: "Ей пофиг на деньги и ей по креативу равных нет, вот на нее войной и пошли".

Я спрашиваю, вернется ли в Екатеринбург объявленный в международный розыск вице-президент фонда Евгений Маленкин. Он обвиняется в похищении человека, в его отношении заочно избрана мера пресечения: арест. При этом давший на него показания реабилитант фонда Игорь Шабалин (по прозвищу Чикаго) на суде по продлению ему ареста 22 ноября сказал, что оговорил Маленкина. Шабалин оставлен под стражей. Ройзман прямого ответа не дает. К нему подходит один из его людей и говорит: "Связь с Маленкиным через gmail.com держать нельзя - засекут. Про mail.ru вообще говорить нечего". "Да нет с ним никакой связи, все в порядке", - успокаивает Ройзман.

Перед отъездом я встречаюсь с высокопоставленным чиновником, который просит представить его "источником в аппарате губернатора". "Поначалу с Пановой работа хорошо шла - время тяжелое было: область после аварии с Мишариным осталась без губернатора, а тут выборы, протесты. Нужна была медийная и моральная поддержка. Но надо понимать: "Ура.ру" - это манипуляторы, грамотные и профессиональные. Они тут стольким чиновникам карьеры поломали". Я спрашиваю, когда же произошел тот поворотный момент, изменивший сотрудничество на вражду. Собеседник отвечает коротко: "Ройзман". "На нем клейма ставить негде, а он ходит по городу как некоронованный король. Он и Аксана - такие порождения 90-х, времен губернаторства Росселя. А теперь они еще и нашли друг друга. Такие наши Бонни и Клайд".

Он говорит, что "Ура.ру" "совсем отмороженные" стали. "У нас задача стабильность строить, детские сады. Нам не нужно СМИ, которое сидит на инсайдах от всей областной элиты и эту же элиту между собой стравливает. Не нужен нам информационный террор". Собеседник настаивает: Куйвашев не инициатор кампании против Пановой - дело ведут силовики, а он, как и положено должностному лицу, просто от него дистанцировался.

"Агентство продолжит работать даже без Аксаны и без ребят, - говорит собеседник "Ленты.ру". - Нет у нас задачи гробить 'Ура.ру'". Он неожиданно добавляет: "Очень многое за этот год изменилось. Мы из Москвы однозначные сигналы получаем - сталинские времена возвращаются".

Все решится 30 ноября. В этот день пройдет заседание совета директоров ООО "Ура.ру", после которого Панова с ее 49 процентами акций должна перестать быть директором. А скорее всего, и редактором агентства. "У нас была позиция, мы для этих ребят во власти всегда были барометром настроений, ограничителем. Они сами говорили на закрытых совещаниях: чего вы несете, представляете, "Ура.ру" об этом узнает", - горько говорит Панова. Планы у нее есть: как на сам совет директоров, так и на будущее в принципе. Она о них не говорит: "Если скажу, в зародыше убьют все".

В этот же день, 30 ноября, в Россию обещал вернуться и вице-президент фонда "Город без наркотиков" Маленкин. Просто совпадение.

< Назад в рубрику