Россия
13:18, 26 ноября 2012

Былое и шапки "Лента.ру" разобралась в новом деле Леонида Развозжаева

В распоряжении "Ленты.ру" оказалась жалоба, послужившая поводом для обвинения оппозиционера Леонида Развозжаева в разбое, совершенном еще в 1997 году. Она поступила в интернет-приемную Следственного комитета России через два дня после того, как Развозжаев официально отказался от явки с повинной по "делу Удальцова". В беседе с "Лентой.ру" заявительница рассказала, что считает Развозжаева преступником, и заверила, что писать жалобу ее никто не просил. Родственники Развозжаева убеждены, что разбой, в котором обвинили оппозиционера, был инсценирован.

Поводом для возобновления расследования по делу о разбое пятнадцатилетней давности в отношении левого активиста Леонида Развозжаева стала жалоба супруги ангарского предпринимателя Вячеслава Скуденкова Натальи Б. (у нее другая фамилия). Ее жалоба поступила в интернет-приемную Следственного комитета 27 октября 2012 года - через два дня после официального отказа Развозжаева от явки с повинной по делу о приготовлении к организации массовых беспорядков, по которому кроме него проходят также координатор "Левого фронта" Сергей Удальцов и еще один гражданский активист Константин Лебедев.

По версии СК, Развозжаев написал явку с повинной после добровольного возвращения в Москву из Киева во второй половине октября 2012 года. По версии самого Развозжаева, 19 октября он был похищен неизвестными возле офиса партнерской организации Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев и насильно вывезен в Россию. Развозжаев утверждает, что его подвергли психологическим пыткам и вынудили написать явку с повинной.

В своем обращении в СК заявительница сообщает, что уроженец города Ангарска Развозжаев "никогда не занимался предпринимательством, а всегда (во всяком случае, когда жил в Ангарске) занимался бандитизмом и был одним из организаторов ОПГ". "Не верьте ему - это действительно преступник, от действий которого пострадал не один человек (и моя семья в том числе)", - утверждает автор жалобы. Далее в сообщении коротко описывается "вооруженное разбойное нападение" на квартиру заявительницы, участником которого, как она утверждает, был Развозжаев. "В результате... были похищены сурковые шапки (500 штук) и реализованы в Москве на Черкизовском рынке", - говорится в заявлении.


Черкизовский рынок. Архивное фото ИТАР-ТАСС, Марина Лысцева

По словам заявительницы, 15 лет назад Развозжаев был настолько суров, что "умудрился запугать даже следователя, которая отказалась вести следствие", опасаясь за свою безопасность. "Я искренне удивлена тому, что преступник Развозжаев бессовестно и нагло отождествляет себя с революционером. Его место в тюрьме и уже давно!" - пишет в заявлении супруга ангарского предпринимателя.

На возобновление следствия по делу пятнадцатилетней давности у СК ушел почти месяц - обвинение в разбое Развозжаеву предъявили 21 ноября. По версии следствия, разбойное нападение на квартиру Скуденковых было совершено 4 декабря 1997 года. Это означает, что через две недели дело должно быть закрыто за истечением срока давности, если сам Развозжаев не будет против этого возражать. Если у него найдутся возражения, следствие продолжится обычным порядком - и дело уйдет в суд, который, решив вопрос о его виновности или невиновности, также прекратит это дело.

Жительница Ангарска Наталья Б., именем которой подписано сообщение в СК, подтвердила подлинность текста, которым располагает "Лента.ру". Однако сообщить фактические подробности дела о разбое отказалась, пояснив, что считает это преждевременным.

"Да, действительно, 15 лет назад он [Развозжаев] совершил разбойное нападение с группой своих товарищей на нашу квартиру", - сказала собеседница "Ленты.ру". В 1997 году семья Натальи, по ее словам, занималась изготовлением шапок из меха сурка и "была крупным производителем". Братья Развозжаева - Виктор и Александр, по словам Натальи, были клиентами ее семьи - "оптовиками" (всего у Леонида Развозжаева - пятеро братьев). "Они просто покупали и возили, торговали на Измайловском и Черкизовском рынках [в Москве]. А [Леонид] Развозжаев у нас не брал шапки, он просто с Виктором пару раз пришел, посмотрел обстановку, ну, и, видимо, навел справки. Пару раз пришел под предлогом приобретения шапок. Шапки он сам не покупал, а пришел, интересовался, рассматривал обстановку: какие объемы, что за люди, как защищена квартира", - рассказала женщина.

Сразу после нападения супруги обратились в милицию, было начато разбирательство, "но следствие развалило это дело", рассказала Наталья. По ее словам, следователь Балакина ей лично сказала, что не хочет связываться с этими людьми. "Были неоспоримые доказательства, были улики, прямо указывавшие на Развозжаева, но в то время все это не сработало", - вспоминает женщина. Какие именно улики были обнаружены в 1997 году, она не уточнила. Однако сказала, что Развозжаева опознал ее супруг, поскольку Развозжаев во время нападения разговаривал. Впрочем, были опознаны и другие разбойники, уточнила собеседница "Ленты.ру". По ее словам, потерпевший предприниматель сразу назвал все имена милиции, рассчитывая, что та будет работать, как должна.

"От рук Развозжаева" пострадали многие производители шапок", утверждает собеседница "Ленты.ру": "Это не секрет, для шапочного мира это абсолютно не секрет. Просто на тот момент шапочники боялись и не заявляли, а много кто пострадал от его рук".

В интернет-приемную Следственного комитета Наталья, по ее словам, обратилась по собственной инициативе - после того, как "по телевизору увидела, что Развозжаев полез в политику, что называется". Она считает, что ему в политике не место.

В своем заявлении Наталья написала, что нападение на ее квартиру было совершено в ноябре 1997 года. Если так, то срок давности для привлечения Развозжаева к ответственности по этому делу мог уже истечь. Однако в разговоре с "Лентой.ру" она называла ту же дату, что и Следственный комитет - 4 декабря 1997 года. Родственники Развозжаева, с которыми также поговорила "Лента.ру", точной даты нападения, называвшейся 15 лет назад, вспомнить не смогли. Супруга Развозжаева Юлия Смирнова вспомнила лишь, что это было осенью или зимой.


Юлия Смирнова. Кадр из программы "Talk с Ильей Пономаревым"

Старший брат Развозжаева Владимир сомневается, что дело было в декабре - он считал, что происшествие относится к ноябрю. В декабре в Москве уже нет такого спроса на шапки, как в ноябре, и обычно в это время года он уже не покупал их у других производителей, пояснил он "Ленте.ру". Однако, по словам Владимира, он помнит, что лично был в доме Скуденковых и вечером накануне предполагаемого нападения, и рано утром после него - в надежде докупить шапки.

"На тот момент у меня была определенная сумма денег, что я мог скупать много шапок. Ситуация такая: я приезжаю вечером - шапок у нее еще нет, приезжаю рано утром - шапок у нее уже нет. 500 шапок - это очень много. На тот момент это надо было собирать неделю. Их уже нет, их уже украли - 500 шапок", - рассказал Владимир Развозжаев.

И Развозжаев-старший, и Смирнова говорят, что в 1997 году на Леонида Развозжаева показала именно Наталья, а не ее супруг, как утверждает сама жена Скуденкова. Владимир Развозжаев рассказал, что в квартире Скуденковых он застал опергруппу, и оперативники сообщили ему, что потерпевшая указала на Леонида. "Мне опера говорят: 'Ты давай, своего братика-то найди, пострадавшая его обвиняет напрямую'", - вспомнил Развозжаев-старший. Леонид, по его словам, не жил по месту регистрации, и оперативники не знали, где его искать.

Прежде чем уйти из квартиры Скуденковых Владимир спросил у Натальи, по каким признакам она узнала Леонида (нападавшие были в масках). Она сказала, что он стоял "с сигаретой в зубах". Этого Развозжаеву-старшему, по его словам, было достаточно, чтобы самому понять, что речь идет не о его брате: ни один из шестерых братьев Развозжаевых не курит, и Леонид не взял бы сигарету в зубы "даже за ради имитации", объяснил он "Ленте.ру". "Мать никогда не курила и не пила ни грамма за свои 80 лет, и вот мы [того же] придерживаемся", - добавил Развозжаев.

Супруга Леонида Развозжаева Юлия Смирнова вспоминает, что Наталья заявляла, будто узнала машину младшего Развозжаева, когда та якобы отъезжала от дома, где был совершен разбой. Владимир Развозжаев подтвердил, что "были и такие очевидцы", но не сказал, кто именно.

Владимир, по его словам, нашел брата и сообщил ему о подозрении в разбойном нападении. "И он, разбойник этот, садится в машину и едет в милицию, чтобы разобраться!" - говорит Развозжаев-старший. "То есть человек, зная, что его сейчас там приделают, что его обвиняют, что он попался - никакой нормальный человек не сядет на машину и не поедет в милицию", - пояснил собеседник "Ленты.ру".

По словам Владимира Развозжаева, Леонида держали в милиции десять дней. "Ничего не доказали", - подытожил он.

Юлия Смирнова рассказала, что в их доме тогда провели обыск, но ничего полезного для следствия не нашли. Сообщения о том, что в доме Развозжаева была найдена часть похищенных шапок и помповое ружье, по ее словам, не соответствуют действительности. Показания о машине Развозжаева, отъезжавшей от места преступления, также не подтвердились, говорит Смирнова.

В 1997 году Леонид Развозжаев шил шапки из сурка, как и все в Ангарске, утверждает Развозжаев-старший. "Весь город шил, и Леонид шил. Иначе только воровать здесь было, а мы не воры!" - заверил собеседник "Ленту.ру". Шкуры закупали у монголов, что не помешало поставить в Ангарске единственный в России памятник сурку. "Шапки нас подняли, город подняли, детей мы воспитали, квартиру купили, машину", - отмечает Развозжаев-старший.

Сам Владимир, по его словам, шил шапки 25 лет из своих 48. Леонид, которому сейчас 39, занимался тем же с 1989 года. "Шил все время, каждый год. Он и до сих пор работал. Я в позапрошлом году работал с ним на Люблино (речь идет о торговом комплексе неподалеку от станции метро Люблино в Москве)", - рассказал собеседник "Ленты.ру".

Со Скуденковыми Развозжаевы были конкурентами, утверждает Владимир Развозжаев. "Начинали шить своими руками. Когда появились деньги, начали прикупать [шапки], одновременно не выпуская иголку из своих рук. Можно говорить, как розница, так и опт пошел, понимаете. И шили, и оптом закупали. И Леонид постоянно в этом участвовал", - настаивает он.

Заявившая в СК о разбое Наталья это опровергает, говоря, что это ее семья была производителем шапок, а Развозжаевы головными уборами только торговали. Развозжаев-старший, в свою очередь, напоминает, что показывал телевизионщикам гвозди, которыми Леонид и его брат Виктор прибивали шкурки покрашенного сурка для просушки. "И Витька, Ленька - они помоложе - они залезали на самый верх дома. И эти гвоздики до сих пор не вытащили мы - сильно высоко", - говорит он. Смирнова утверждает, что Леонид Развозжаев в доме у Скуденковых вообще никогда не был. "Это я была", - заявила она "Ленте.ру".


Леонид Развозжаев на митинге работников торговли. Архивное фото РИА Новости, Алексей Куденко

Наталья не назвала Владимира Развозжаев в числе своих "оптовиков" - только его братьев Виктора и Александра - притом что именно Владимир, как он утверждает, пытался купить у нее шапки в день нападения на ее квартиру. Вопрос о том, почему в нападении на квартиру Скуденковых был обвинен именно Леонид, а, например, не он сам, Развозжаев-старший назвал "интересным", но ответа на него у него нет. Юлия Смирнова считает, что Наталья по неизвестной причине "всегда ненавидела" Леонида. Развозжаев-старший не исключает, что обвинение было продиктовано завистью к конкурентам. Впрочем, в том, что спустя 15 лет Наталья могла бы вспомнить о прошлых обидах без чьей-либо помощи, Развозжаев-старший сомневается.

Владимир Развозжаев вообще не верит в то, что то нападение на квартиру Скуденковых было на самом деле. Его подозрения вызывает "круглая цифра" в 500 шапок - учитывая то, что такого количества головных уборов у Скуденковых на его памяти не водилось: "Дай бог соточку от нее вынести". Кроме того, "500 шапок - это огромная груда", указывает он; даже упакованная в коробку, она в легковую машину ни за что не поместится. Наконец, собеседник "Ленты.ру" припомнил, что после того, как у Скуденковых появился цех (а в 1997 году цеха еще не было), кражи случались и в нем.

По словам Натальи, после возобновления расследования по делу о разбое 1997 года следователи опять "подняли" пострадавших и свидетелей. Владимиру Развозжаеву, по его словам, это тоже известно. Его самого, говорит он, следователи пока не опрашивали. Возобновление шапочного дела Развозжаев-старший связывает исключительно с политической деятельностью брата: "Понятно, в левой оппозиции у нас кто может быть - маргиналы, воры и разбойники. Все".

< Назад в рубрику