В минувшее воскресенье покончил с собой мэр крымского поселка Малый Маяк Леонид Малык. Последние месяцы жизни этого чиновника больше походили на сюжет классического триллера, в котором нашлось место и уголовному преследованию, и похищению, и насильственному содержанию в психиатрической клинике. В Крыму подобные страсти, как правило, бывают связаны с земельными махинациями. Случай Малыка не стал исключением.
Малый Маяк, расположенный на полпути между Алуштой и Гурзуфом, относится к тем зонам Южного берега Крыма, где земля ценится на вес золота - цена за "сотку" начинается от 7-8 тысяч долларов. Казалось бы, местные, то есть украинские, олигархи и политики вкупе с охочими до крымской недвижимости российскими толстосумами давно должны были поделить между собой каждый квадратный метр этой территории. И тем не менее на ЮБК еще осталось некоторое количество нетронутой земли, которая и провоцирует местных чиновников на различного рода спекуляции. В большинстве случаев уголовные дела о земельных махинациях заводятся на основании непреложных фактов, однако бывает и так, что уголовное преследование становится методом борьбы с неугодным чиновником, который, напротив, не хочет связываться с желающими отхватить свой кусок Крыма в обход существующих правил.
Малык возглавил Малый Маяк в 2006 году. Уголовное дело против него начало раскручиваться в 2010-м, когда к власти на Украине пришел Виктор Янукович и его Партия регионов приступила в том числе и к перераспределению крымской недвижимости. В случае с Малыком интерес у правоохранительных органов вызвали решения Маломаякского поселкового совета о даче согласия на "подготовку материалов предварительного согласования земельных отводов" для жилищно-строительных кооперативов в двух селах. Так, в селе Виноградном выделялось 8,5 гектара жилищно-строительному кооперативу (ЖСК) "Южнобережный", 8,5 гектара - ЖСК "Горизонт", 2 гектара - ЖСК "Янтарный берег". Кроме того, в поселке Лазурном, расположенном непосредственно у береговой черты, было выделено 5 гектаров для ЖСК "Приятное". Участки, расположенные в районе заповедника "Медведь-гора" (Аю-Даг), как утверждалось, были отведены без какого-либо конкурса или аукциона.
О том, что в Малом Маяке, так же, впрочем, как и в расположенном по соседству Гурзуфе, в самой Алуште и других городах ЮБК, власть "дерибанит" землю, пресса и до этого писала неоднократно, поэтому запуск уголовного производства связывали с тем, что на местных выборах в 2010 году Партия регионов выступила не так удачно, как рассчитывала, и поэтому решила подкорректировать результаты голосования с помощью правоохранительной системы. В том же 2010 году по подозрению в незаконном выделении земли на территории Ялтинского заповедника был задержан поселковый глава Ливадии Анатолий Мамыкин, а также мэр Алупки Андрей Харитонов - ему вменили незаконное отчуждение земель детского противотуберкулезного санатория. Помимо них под следствие попали мэр Алушты Владимир Щербина и мэр Гурзуфа Виктор Гамаль.
Тем не менее Малык продолжал исполнять свои обязанности, пока в мае 2012 года не был задержан сотрудниками крымской прокуратуры. Против поселкового главы и его предшественника на этом посту Рубена Киселева было возбуждено дело по статье 365 Уголовного кодекса Украины (превышение власти и служебных полномочий), которое впоследствии было переквалифицировано на статью 367, часть 2 (служебная халатность, повлекшая тяжкие последствия). Максимальное наказание по этой статье составляет пять лет лишения свободы.
После возбуждения уголовного дела Малыка отпустили под подписку о невыезде и отстранили от исполнения обязанностей поселкового главы. Следователи и контроль-ревизионное управление тем временем продолжали разбираться в поселковой документации. Появилась информация о том, что сельсовет якобы продавал по заниженной цене недострои, а также отдал некой коммерческой фирме в бесплатное пользование газопровод, на строительство которого ушло 33 миллиона бюджетных гривен (около 120 миллионов рублей). Издание "Крымский телеграф" со ссылкой на источники в прокуратуре автономии писало, что против Малыка заведено не одно, а три уголовных дела, два из которых связаны с незаконным выделением земельных участков.
Берег Черного моря в районе Малого Маяка. Фото ИТАР-ТАСС, Алексей Павлишак
Помимо этого журналисты издания заполучили акт Ялтинской объединенной государственной финансовой инспекции, в котором были изложены нарушения, выявленные в администрации Малого Маяка с конца 2008 по февраль текущего года. Из акта, в частности, выяснилось, что поселковый совет распоряжался землей в соседних селах (Кипарисное, Пушкино и Виноградное), не имея на то соответствующей документации.
В октябре следствие по делу (или делам) Малыка было закончено. Согласно решению поселкового совета, чиновник вернулся к исполнению своих обязанностей. После этого и началось самое странное. Как рассказала впоследствии бывшая уполномоченная по правам человека на Украине Нина Карпачева, Малык, находившийся тогда на больничном, позвонил ей и сообщил, что его похитили неизвестные и заперли в Республиканской психиатрической больнице номер 5 (село Строгановка на окраине Симферополя). "Он рассказал, что его вчера закрыли в строгановской больнице. 7 человек связали ему руки и ноги, бросили в палату, где находилось еще 40 человек, и всю ночь неизвестно чем принудительно кололи", - рассказала Карпачева.
После вмешательства экс-обмудсмена подследственный поселковый глава написал заявление, что отказывается от лечения в указанной клинике. Спешно собравшийся консилиум врачей поставил Малыку диагноз "невроз", с которым он был отправлен в другую больницу - имени Семашко. Там он и находился последние дни своей жизни, пока 25 ноября не выбросился из окна туалета на третьем этаже больницы. По словам Карпачевой, которая верит в невиновность Малыка, суицид он совершил в состоянии нервного срыва, доведенный от отчаяния продолжающимся на него давлением. "На него пытались повесить чью-то вину, он не мог справиться с несправедливостью. Он Малый Маяк вытащил из полного развала. А потом начались преследования этого человека. И продолжалось это все эти годы, пока он был на посту", - цитирует Карпачеву ЛIГАБiзнесIнформ. По ее мнению, кто-то очень сильно домогался должности главы Малого Маяка, ради этого и было реанимировано не самое очевидное уголовное дело.
В больнице имени Семашко пока никак не комментируют смерть своего пациента, в милиции говорят лишь, что имеются свидетели самоубийства - по факту суицида чиновника начато досудебное расследование. Карпачева полагает, что Малыка "сломала система". И с ней вполне можно согласиться, если отбросить в сторону политику, а "системой" считать ту порочную практику спекуляций с землей, что сложилась на ЮБК, - когда уже неважно, виноват ты в каких-то проступках или нет, достаточно лишь того, что ты являешься частью этой системы.