Россия
01:45, 28 ноября 2012

Приговор с пояснениями Расул Мирзаев вышел на свободу: репортаж "Ленты.ру"

Во вторник, 27 ноября, Замосковорецкий суд столицы вынес приговор чемпиону мира по единоборствам Расулу Мирзаеву. Суд признал его виновным в "причинении смерти по неосторожности" 19-летнему студенту Ивану Агафонову. Мирзаева приговорили к двум годам ограничения свободы. Наказание спортсмен уже отбыл, просидев год в СИЗО (что приравнивается к двум годам ограничения свободы) - и потому сразу был отпущен.

Замоскворецкий суд был на осадном положении. Автозаки полиции стояли у станции метро "Павелецкая", дальше по Татарской улице и Озерковской набережной. Здание Замоскворецкого суда на Татарской оцепили и огородили по периметру. Граждан пускали в суд только после двух полицейских кордонов. За углом во дворе выстроилась рота ОМОНа - все бойцы в шлемах. Перед зданием суда правоохранители сразу задержали мужчину в кепке ЛДПР, который собирался развернуть у заграждения плакат. Что было написано у него на листе ватмана, никто прочитать не успел - активист оказался в автозаке.

Судья Андрей Федин зачитывал переполненному залу приговор более двух часов. В отличие от предыдущих заседаний, на приговор не пришли многочисленные родственники и друзья чемпиона по самбо и смешанным единоборствам. Журналисты заметили только его дядю. Федин перечислил показания всех выступавших на суде свидетелей, восстанавливая ход событий. Начал с показаний Мирзаева и его друзей.

По версии этой стороны, чемпион по самбо зашел в клуб "Гараж" всего на 30-40 минут. Девушка 26-летнего Мирзаева Алла Косогорова, из-за которой у спортсмена и случился конфликт с Иваном Агафоновым, рассказала, что алкогольных напитков они в ночь на 15 августа 2011 года не употребляли - Мирзаев пил только молоко. Через 40 минут она вышла на улицу, а спортсмен стал прощаться с друзьями и охранниками клуба. Косогорова почувствовала, как об ее каблук ударилась машинка, управляемая дистанционно, которой играл один из посетителей. Согласно показаниям, она услышала, как молодой человек сказал кому-то громко по телефону: "Да, мы у клуба, сейчас будем телочек снимать". Затем Косогорова почувствовала, что машинка ударилась об ее каблук сильнее. К ней обратился 19-летний Иван Агафонов: "Девушка, можно вас снять?" Друзья Мирзаева посоветовали студенту "отойти и не нарываться". Но конфликт уже видел сам Мирзаев. На вопрос, что происходит, Агафонов, проходя мимо Мирзаева, заявил (по версии Косогоровой), что "снимает телку". "Может, меня хочешь снять?" - спросил спортсмен. "Хочешь, и тебя сниму", - дерзко ответил Агафонов. После чего в скулу Агафонова последовал удар левой рукой. Мирзаев утверждал, что бил ладонью - и только после того, как увидел, что студент встает в боевую позу. Но не все свидетели показали, что Агафонов собирался первым вступить в драку. При этом практически все друзья спортсмена подтвердили рассказ Косогоровой.

Александр Агафонов (отец погибшего студента) не дождался, когда подробно разберут показания друзей его сына. И буквально через 15-20 минут после начала заседания демонстративно вышел из зала с криком: "Это тебе не сойдет с рук, подлец!" Последовавшая за ним "группа поддержки", состоявшая из семьи потерпевших, громко перед судьей назвала Мирзаева "убийцей и тварью". Мирзаев, которого в спортивной прессе называют "Черным тигром", молчал. Он стоял, оперевшись головой о прутья решетки.


Александр Агафонов около здания Замоскворецкого суда. Фото "Коммерсантъ", Глеб Щелкунов

Друзья Агафонова на допросах все как один отрицали, что их друг вел себя у клуба агрессивно и хамил. Впрочем, не отрицали, что он был пьян. Свидетель Саркисян, приехавший к "Гаражу" на белой Audi A8 (его день рождения Агафонов отмечал в клубе с друзьями) в суде показаний не давал, но на допросе говорил, что сам был пьян и плохо помнит происшедшее. По версии знакомых Агафонова, студент ударил машинку о каблук Косогоровой со словами "Хочешь, покатаю?" Рядом с девушкой сразу возник ее молодой человек - как они узнали впоследствии, чемпион мира по единоборствам Расул Мирзаев. Он спросил: "Может, меня прокатишь?" И ударил Агафонова по лицу. Проходя мимо друзей упавшего на землю студента, Мирзаев спросил: "Кого тут еще покатать?"

Впрочем, дальнейшие показания сходятся и, по словам сотрудников "Гаража", подтверждаются записями видеокамер. Сначала Мирзаев отошел от Агафонова, но видя, что тот не встает, вместе с друзьями пытался привести его в чувство. Когда Агафонову помогли добраться до ближайшего крыльца, знакомый Мирзаева предложил отвезти студента в больницу, но тот отказался. Спортсмен увидел, что Агафонов пришел в себя, его девушка Алла плачет - и решил, что пора уезжать. Своего друга Артема Карапетяна он попросил позвонить и рассказать, как себя чувствует пострадавший.

Свидетель Арслевдин Ибрагимов, отвечающий за видеооборудование по внутреннему слежению в клубе "Гараж", в своих показаниях заявил, что Мирзаев в число буйных посетителей-дебоширов "Гаража" не входил. Сотрудники рассказали, что спортсмен был завсегдатаем клуба, в отличие от Агафонова, которого охранники видели впервые. В клубе даже устраивались вечеринки в честь спортсмена. Например, перед одним из его боев. По словам промоутера Мирзаева Баланиновой и его тренера Гаджиева, чемпион приходил в клуб, чтобы "пообщаться со знакомыми, и нарушением спортивного режима это не является".

Агафонова после удара и падения пытались привести в чувство друзья, знакомые и охранники клуба. Посетитель Дмитрий Микотин рассказал, что Агафонов не помнил, как упал, и спрашивал: "Что, меня девушка ударила?" Примерно через 20 минут студент сказал, что у него болит голова и он хочет домой. Но друзья уговорили его заехать в травмпункт в городской больнице №1, где после рентгена врачи диагностировали у Агафонова перелом черепа. Согласно показаниям врачей, Агафонова положили на кровать в коридоре - не в нейрохирургическом отделении, а в травматологическом, потому что в нейрохирургическом не было мест. Врачи в это время находились на конференции. В больницу к Агафонову через несколько часов после происшествия приехали мать и сестра. Студента они, а не медики нашли без сознания на полу у койки. Конференцию врачи прервали и перевели Агафонова в реанимацию. Согласно последней экспертизе по делу, напомнил Федин, доктора сделали все правильно и нарушений в их действиях не было.

Тренер Мирзаева Гаджиев рассказывал суду, что его подопечный позвонил ему, когда Агафонов оказался в коме, и спросил, что ему делать. Тренер посоветовал дождаться, пока пострадавший из комы выйдет, и попытаться помириться. 18 августа из новостей Мирзаев узнал, что Агафонов умер, и снова позвонил тренеру. Гаджиев сказал ему идти в полицию, где Мирзаев написал явку с повинной.

Из пяти экспертиз по делу спортсмена судья Андрей Федин признал только две последние. Первые три, по его словам, были сделаны с процессуальными нарушениями. Следствие не дало возможности потерпевшим задать свои вопросы перед назначением исследования, а по факту предоставило результаты экспертиз, пояснил судья впоследствии. Кроме того, в некоторых местах эксперты вышли за рамки медицинских знаний. Одна из экспертиз, напомним, рассчитала в ньютонах силу удара Мирзаева. Но судья принял во внимание мнение других специалистов, которые написали, что технологий для определения силы и энергии удара не существует. Сам удар в скулу не был смертельным, и невозможно определить, что именно из-за него Агафонов упал на асфальт. Кроме того, две последние экспертизы не определили непосредственную связь между ударом Мирзаева и смертью студента. Опасную для жизни травму 19-летний посетитель "Гаража" получил, судя по результатам этих экспертиз, именно из-за удара об асфальт, а не из-за удара по лицу.

Как и требовал прокурор, Федин "снизил" наказание Мирзаеву - с "умышленного причинения тяжкого вреда здоровью" до "причинения смерти по неосторожности". При этом суд согласился, что Мирзаев владел специальными навыками борьбы, но не сказал, использовал ли он их при ударе в лицо Агафонову. Согласно тексту приговора, ранее знакомы студент и спортсмен не были - несмотря на то что прежде суд уже выяснил, что Агафонов ходил тренироваться в тот же спортивный клуб, что и Мирзаев.

Федин назначил чемпиону мира по смешанным единоборствам наказание в виде двух лет ограничения свободы. Оно подразумевает, что Мирзаев не сможет выезжать в это время из Дагестана, посещать массовые мероприятия, увеселительные заведения и так далее. По факту же спортсмен вышел из здания Замоскорецкого суда судимым, но свободным человеком: согласно закону, один год в СИЗО считается за два года ограничения свободы. Мирзаев провел за решеткой уже год и три месяца. У спортсмена есть несколько смягчающих обстоятельств: он воспитывает малолетнего ребенка, после смерти Агафонова сам пришел писать явку с повинной, оказывал ему помощь после удара и затем перечислил родственникам 150 тысяч рублей.

Адвокат семьи Агафоновых Оксана Михалкина заявила журналистам, что будет обжаловать решение суда, которое "из-за обилия лжи" не смог даже дослушать отец погибшего и из-за которого мать студента сейчас лежит в больнице. Отвечать на вопрос, почему прокурор, на ее взгляд, потребовал смягчить наказание спортсмену, Михалкина не стала.

"Я сделаю паузу - и пусть каждый подумает и сам решит, почему", - многозначительно сказала она. "Возможно, потому что права русских людей защемляют", - неуверенно подсказал стоявший рядом мужчина в кепке с надписью ЛДПР.


Расул Мирзаев после заседания суда. Фото ©AFP

Мирзаева вывезли из суда в автозаке. Здание еще долго было окружено ОМОНом. Впрочем, акций националистов, которых, как предполагали журналисты, боялась московская полиция, так и не случилось. Кроме задержанного члена ЛДПР в автозаке оказался член движения "Русские" Дмитрий Демушкин. Его задержали, по словам очевидцев, когда он подходил к зданию суда, не выкрикивая никаких лозунгов. Еще троих бойцы отвели в автозак, но за что - никто не увидел. Вечером полиция перекрыла Манежную площадь, неофициально сотрудники правопорядка сказали журналистам "Интерфакса", что меры безопасности связаны с возможными акциями националистов против мягкого приговора Мирзаеву. На момент сдачи материала прорваться на площадь никто не пытался.

Судья Андрей Федин заявил, что другого наказания вынести Расулу Мирзаеву просто не мог. После заседания он провел беспрецедентную пресс-конференцию: как правило, судьи, вынося приговор, не отвечают на вопросы журналистов. По словам судьи, он решился на такой шаг, чтобы пояснить "народу" вынесенный им приговор Мирзаеву, потому что "правовая грамотность, в том числе и журналистов, не всегда позволяет понять, что в нем написано". "Позиция прокурора в части снижения наказания обязательна для суда. А назначить строже я не мог, потому что Мирзаев - лицо, впервые совершившее не тяжкое преступление". При этом после пресс-конференции создалось впечатление, что судья - чуть ли не единственный госслужащий, который не боится акций националистов, хотя и решил именно после этого приговора впервые пояснить свое решение. Журналистам Федин сообщил, что специальную охрану просить не будет, а единственной сложностью при рассмотрении дела Расула Мирзаева стал его общественный резонанс. "А так - простое уголовное дело. Давления на суд никакого не оказывалось, иначе мы бы обратились в соответствующие органы", - заявил Федин.

Общаться с журналистами чемпион мира не намерен, заявил его адвокат Алексей Гребенской. Хотя, вопреки его словам, чемпион дал интервью "Московскому комсомольцу". До вступления приговора в силу чемпион останется в Москве. С решением Федина Мирзаев согласен и обжаловать его не будет.

< Назад в рубрику