В Москве 28 ноября начинается Международная книжная ярмарка интеллектуальной литературы Non/fiction, которая в нынешнем году пройдет в 14-й раз. На главный книжный смотр в стране съедутся около 250 издательств, особым гостем станут немецкие книгоиздатели и писатели, специальную программу как всегда готовят на Non/fiction и для детей. Однако главной ценностью ярмарки, оправдывающей ее название, по-прежнему остаются небольшие издательства, выпускающие умные и редкие книжки для заинтересованных читателей. Книгоиздатели предлагают множество новинок, и, чтобы не упустить самое важное, "Лента.ру" решила спросить у постоянных "маленьких" участников Non/fiction, что они подготовили к ярмарке в этом году.
Ad Marginem, главный редактор Александр Иванов: Мы считаем важным событием выход книги Эммануэля Каррера "Лимонов", которая стала бестселлером во Франции. Это биографический роман об Эдуарде Лимонове, получивший в прошлом году премию "Ренодо", вторую по значимости французскую литературную премию. На ярмарке будет презентация книги с участием автора - он приедет в Москву.
Еще у нас продолжается очень большой проект, который мы делаем с центром современного искусства "Гараж", и в рамках него выйдут несколько заметных новинок, в частности, культовая книга Сьюзен Зонтаг, практически не издававшейся в России, "О фотографии". Кроме того, для нас очень важна книга британского эссеиста и специалиста по искусству Брюса Чатвина, которая называется "'Утц' и другие истории из мира искусств", специально составленный Михаилом Котоминым сборник текстов, посвященных искусству, коллекционированию, путешествиям, инспирированным темой искусства. Там есть замечательные портреты русских деятелей искусства, например, архитектора Мельникова, Надежды Мандельштам. Еще в этой серии к ярмарке вышла книга Бориса Гройса "Политика поэтики" - его статьи последних лет, которые он специально собрал для русского издания, и книга известного западного куратора и искусствоведа Ханса-Ульриха Обриста "Краткая история кураторства".
Последнее, что достойно упоминания, только что вышедшая книга американского журналиста Тома Рииса "Ориенталист" - это биография очень необычного, странного человека, выступавшего как писатель под псевдонимами Курбан Саид и Эссад Бей, автора мировых бестселлеров, посвященных Востоку, Закавказью, проблемам Запада и Востока. У нас выходили две его книжки "Али и Нино" и роман "Девушка из Золотого Рога". "Ориенталист" - это история его жизни, полная приключений, опасности, жизнь первой половины XX века на фоне истории эмиграции, бегства из советской России, начала фашизма. Книга была национальным бестселлером в Штатах и стала заметным явлением в Европе в последние пять-шесть лет.
"Издательство Ивана Лимбаха", главный редактор Ирина Кравцова: В этом году мы подготовили к Non/fiction несколько новинок. Прежде всего, хочется обратить внимание на книгу "Дневники Льва Толстого" замечательного философа Владимира Бибихина, которого уже нет с нами. Это его впервые публикуемый лекционный курс. Книга Алексея Цвелика "Жизнь в невозможном мире", крупного физика, к сожалению, работающего в США, - такой краткий курс физики для лириков. Книга Рене Домаля "Великий запой" - замечательный роман и эссе французского авангардиста первой половины XX века, которого очень мало издавали в России. Кроме того, мы переиздаем с дополнениями книгу стихотворений Льва Рубинштейна "Регулярное письмо". И еще одно издание, очень важное для нас, это книга Мариуша Вилька, польского писателя, который 20 лет живет в России и пишет о русском Севере. Мы представим его книгу "Дом надо Онего" и проведем встречу с Мариушем 29 ноября на стенде польского Института книги.
"Новое издательство", главный редактор Андрей Курилкин: Хедлайнер стенда "Нового издательства" - книга замечательного писателя и поэта Линор Горалик "Частные лица", первый том ее большого проекта, посвященного автобиографиям современных российских поэтов. Читателю никогда не приходится рассчитывать на то, что поэт напишет собственную автобиографию, в большинстве случаев поэты никогда этого и не делают. Поэту же, по большому счету, никогда не приходится рассчитывать на то, что ему будет предоставлено право представить читателю собственную жизнь так, как сам поэт пожелал бы.
Линор же самоотверженно в течение нескольких, если не сказать многих, лет записывала с поэтами большие автобиографические интервью, возвращала им на обработку, и в результате мы имеем полтора десятка довольно подробных автобиографий поэтов разных поколений и художественных ориентаций от Михаила Айзеберга до Веры Павловой, от Натальи Горбаневской до Федора Сваровского. Гандлевский, Гандельсман, Цветков, Фанайлова, Завьялов, Херсонский - все это авторы (или персонажи?) вышедшего тома. Прямую речь всегда интересно читать, а тут мы имеем дело с поэтами, и перед нами и биографический комментарий к их текстам, и большой и разнообразный набор биографических траекторий послевоенных литературных поколений, и просто какое-то разнообразие современных нам человеческих судеб и способов о них рассказывать.
"Фаланстер", издатель Борис Куприянов: Накануне ярмарки Non/fiction издательство "Фаланстер" выпустило книгу "Безымянные сообщества" Елены Петровской. Тема "сообщества" - одна из основных в европейской философии конца XX - начала XXI века, в России ей занимались относительно мало. Сообщество в данном случае понимается не как институция, а как условие прочтения различных текстов культуры - статьи Петровской посвящены фотографии, живописи, литературе и т.д. На наш взгляд, эта книжка важна не только для изучающих философию, но и для широкой читательской аудитории.
"Гилея", директор Сергей Кудрявцев: Мое издательство готовит к ярмарке двухтомник стихотворений и поэм поэта-футуриста Тихона Чурилина, который родился в 1885, умер в 1946 году в результате самоубийства. Это практически его полное поэтическое собрание. В первый том входит все то, что издавалось при его жизни: три книжки стихов и публикации в альманах и сборниках. Правда, третья книга была изъята из продажи, и ее никто не видел. Во втором томе печатаются не издававшиеся при жизни произведения, часть из них публикуется впервые. В двухтомнике есть комментарии, приложение с биографическими материалами, эссе его коллеги Льва Аренса о нем и о группе близкой к нему поэтов – Хлебникове, Пастернаке, Василии Каменском.
К ярмарке мы допечатали стихотворения Геннадия Гора, младшего друга обэриутов Хармса, Введенского, Заболоцкого, который в питерскую блокаду написал книгу стихов. Сборник называется "Капля крови в снегу", стихи впервые публикуются.
"Симпозиум", директор Александр Кононов: Что издано или приготовлено к Non/fiction? Ответ на сегодня такой: готовить что-либо конкретное к Non/fiction смысла не имеет, потому что выпускать надо тираж, а на ярмарке купят только 30 экземпляров. Все остальные радостно скачают бесплатно. Сам вопрос немножко потерял смысл после того, как в стране отменили авторское право. Теперь о том, что хорошего у нас есть. Я только что узнал, что наша книжечка "Символическая история европейского Средневековья" Мишеля Пастуро, вышедшая летом, попала в шорт-лист французской премии за лучший перевод книг по гуманитарным наукам. Это очень приятно, призер станет известен на ярмарке.
Непосредственно к Non/fiction вышла книга из серии "Становление Европы" "Демократия: История одной идеологии", которую написал Лучано Канфора, итальянский филолог-античник, очень эрудированный и авторитетный специалист. Наверное, это самая трудоемкая книга за последние пять лет и очень полезная, потому что стряхивает пыль с базовых понятий, как-то: демократия, гражданство, капитализм, социализм, коммунизм и так далее. Слово "демократия" затаскано сейчас до того, что не имеет смысла. Думаю, не все отдают себе отчет в том, что это слово существовало три века в Античности и после про него никто не вспоминал до Французской революции. В Англии, например, слово "демократия" имело отрицательную коннотацию вплоть до конца XIX века. Вся книга посвящена тому, что значит и не значит "демократия"и что вышло из попыток построить ее в Европе в последние 200 лет. Естественно, попутно рассказывается история существовавших антидемократических контрмер. Наполеон III когда-то первым объяснил, что не нужно бояться выборов, выборами нужно управлять - этот рецепт мы видели много раз и необязательно очень давно.
Strelka Press, главный редактор Андрей Курилкин: Главная новинка Strelka Press - знаменитая книга выдающегося архитектора Рема Колхаса "Нью-Йорк вне себя", одна из самых очевидных лакун в знакомстве русскоязычной аудитории с западной урбанистикой. Эта лакуна теперь, наконец, закрыта, и это важно, потому что книга Колхаса - наверное, одна из самых влиятельных книг о городе, написанных во второй половине XX века: благодаря "Нью-Йорку вне себя" большой город стал восприниматься как сложнейший живой организм, не всегда покорный воле строящих его и живущих в нем людей, но создающий свои, часто непонятные современникам законы.
Впервые книга была издана в 1978 году и с тех пор неоднократно переиздавалась и переводилась на самые разные языки - она и сейчас не выглядит пыльной классикой и с минимальными поправками читается как живой сегодняшний текст. Это долгожительство связано с ее странной гибридной природой - она не укладывается в жанровые стандарты: книга о городе, но написана не урбанистом, а действующим архитектором, адресована то ли специалистам, то ли обывателям, то ли монография, то ли поэма в прозе, то ли история Нью-Йорка, то ли манифест большого города как такового.
"Вита Нова", главный редактор Вадим Зартайский: Самое любопытное из наших новинок - это "Книга маркизы" художника Константина Сомова, книга, изданная в революционном Петрограде и тем не менее посвященная эротике, фривольной и галантной литературе XVIII века. Она была напечатана в типографии "Голике и Вильборг" на французском языке, подбирал тексты сам Сомов. Несмотря на попытки факсимильных изданий и переизданий, она никогда не переводилась на русский язык, мы же эту антологию полностью перевели, и теперь она есть на русском. Полностью воспроизведен весь визуальный ряд, все иллюстрации Сомова.
Еще две интересные новинки - это книги-альбомы по французской истории для молодежи, для подростков. Книга Гюстава Тудуза с иллюстрациями Мориса Лелуара "Король-Солнце" о французском короле Людовике, сорок больших полосных иллюстраций и сорок же страниц текста. И аналогичная книга-альбом французского писателя Жоржа Монторгея с иллюстрациями Онфруа де Бревилля, который работал под псевдонимом Джоб. Я бы также обратил внимание на нашу новую серию "Философский зал", в которой пока вышли всего три книги. Это Ницше "Так говорил Заратустра", иллюстраций там нет вовсе, но оформление Хенри Клеменса ван де Велде, замечательного художника эпохи модерна. Это книга, в свое время просто перевернувшая представление о книжном искусстве. И замечательная книга "Цветочки славного мессера Франциска Ассизского" с иллюстрациями московского художника Петра Перевезенцева. Замечательно точный перевод Анатолия Клестова и великолепные иллюстрации художника, проникшего в суть францисканства и в эпоху возникновения книги.
"Три квадрата", главный редактор Сергей Митурич: Наше издательство в этом году временно не участвует в ярмарке Non/fiction. Не по финансовым причинам, как можно было бы предположить, исходя из дороговизны стенда, а по стечению сугубо житейских обстоятельств. На самом деле год у нас сложился очень неплохо. Мы продолжаем заниматься замечательными старыми городами, их архитектурными памятниками, затеяли новую серию по малым провинциальным музеям, где хранится масса неизданных, неописанных, не показанных читателю коллекций. Работаем и с большими музеями; сейчас готовим с Государственным литературным большой альбом-каталог по лубку наполеоновского времени: не только русскому, но и английскому, немецкому, французскому… Готовим несколько научных сборников: статьи американки Шарлоты Дуглас о русском авангарде, фестшрифт в честь Александра Парниса, с музеем Маяковского планируется издание сборника по конференции памяти А.Е. Крученых. Очередной, 17-й уже выпуск философского журнала "Синий диван" сдаем в печать: он обещает быть очень интересным, поскольку на этот раз посвящен философскому осмыслению новейшей общественной ситуации в России. Планов - громадье, рук и времени в конце года просто не хватает, и это также одна из причин нашего отсутствия на ярмарке.