Российский газовый танкер "Река Обь" стал первым судном подобного класса, успешно прошедшим по Северному морскому пути с полной загрузкой. Судно вышло на просторы Тихого океана и в скором времени достигнет берегов Японии, куда привезет норвежский газ. Из-за климатических изменений такие вояжи уже в ближайшие годы могут стать обыденностью, а Севморпуть превратится из линии снабжения российских анклавов Дальнего Севера в трансконтинентальный маршрут.
Возможность пройти из Атлантики в Тихий океан коротким маршрутом многие века привлекала географов, первооткрывателей и купцов, особенно из стран Северной Европы, включая и Россию. Дело в том, что среднее расстояние от европейских портов до Японии и Китая может быть примерно на треть (а по некоторым маршрутам и вдвое) короче традиционного пути через Суэцкий канал. Но, когда швед Нильс Норденшельд в 1878 году сумел впервые преодолеть в одно плавание (с зимовкой) Северный Ледовитый океан, вердикт был таков: с точки зрения географии это интересно, но экономически нецелесообразно. Многолетние льды создавали слишком неблагоприятную обстановку для регулярного мореплавания.
В XX веке Северный морской путь (Northeast passage) все-таки освоили, но он использовался в большей степени для решения локальных задач - обеспечения "северного завоза" в населенные пункты, находящиеся вблизи от арктического побережья СССР. Это потребовало колоссальных денежных вливаний и строительства флота мощных атомных ледоколов, однако превратить Северный ледовитый океан в глобальную торговую дорогу было по-прежнему невозможно. А после развала Союза и массового бегства людей с севера на "большую землю" и такой вид эксплуатации пространства существенно захирел.
Но вот произошло чрезвычайно редкое в человеческой истории явление: у Магомета не было возможности идти к горе, и гора решила "подвинуться" сама. Последние 500-600 лет климат на земле был сравнительно холодным, однако к концу XX века процесс постепенного потепления резко ускорился. Этот эффект легко наблюдается даже в средней полосе с ее температурными аномалиями, а в высоких широтах потепление еще более ощутимо.
Сокращение летнего ледового покрова Арктики в 2012 году (желтой линией показана средняя площадь летнего льда за последние 30 лет). Изображение NASA
Практически каждый год ледовый покров в Арктике, не тающий летом, ставит антирекорды. Ученые выяснили, что его площадь уже сократилась до 3,41 миллиона квадратных километров - это на 700 тысяч километров меньше, чем в период предыдущего минимума. В сентябре, самом теплом месяце арктического лета, лед полностью отступил от северных берегов России, включая все полярные острова.
Таким образом, сложилась ситуация, когда по Севморпути на короткий срок возможна навигация по "чистому" морю. Но такое обвальное сокращение площади льда упрощает судовождение и в остальное время года. Дело в том, что лед, намораживающийся в течение зимы, куда менее плотный, чем постоянный (паковый). Так что ходить вдоль северного берега РФ стало проще - пока еще, правда, с помощью ледоколов.
Грядущие перспективы, впрочем, были понятны и до наступления нынешнего рекордного года, поэтому компании уже начали пробовать лед Севморпути на прочность, проверяя возможности проводить по нему суда самого разного назначения. Одним из таких проектов и стал проход танкера для сжиженного природного газа (СПГ) "Река Обь" с Дальнего Востока в Баренцево море и обратно. Корабли такого назначения по этому маршруту прежде никогда не ходили.
"Река Обь" представляет собой гигантский газовоз шириной 45 метров и вместимостью 150 тысяч кубометров. Именно из-за больших размеров танкера его пришлось тянуть сразу двум атомным ледоколам - "Вайгачу" и "50 лет Победы". В сентябре судно, зафрахтованное трейдинговой "дочкой" "Газпрома" и переданное на данный рейс греческой компании Dynagas, прошло из дальневосточных морей до Норвегии. Залив СПГ в порту Хаммерфест на севере страны, в провинции Финнмарк, он двинулся в обратный путь и уже прошел мыс Дежнева. Со дня на день танкер ожидается в Японии.
Именно расширение мирового рынка СПГ может стать толчком для развития Севморпути как артерии куда более привлекательной для трансконтинентальных перевозок, нежели раньше. Стоит начать с того, что Япония приняла принципиальное решение о постепенной ликвидации своей атомной энергетики. Следовательно, стране потребуется еще больше углеводородов, и далеко не все из них можно в необходимом количестве получить из стран Ближнего Востока - на традиционном рынке для японских компаний. В этой связи ресурсы, добываемые в Западной Европе и России, могут быть интересны для Токио.
Одновременно сыграло свою роль масштабное развитие добычи сланцевого газа в США, которые теперь почти полностью обеспечивают свои газовые нужды самостоятельно. Терминал в Хаммерфесте строился с прицелом на американский рынок, но теперь особой потребности в норвежском газе у Америки нет, и чрезвычайно дорогому объекту пришлось искать другое применение. Возможность направить танкер в Японию стала предложением, от которого невозможно отказаться.
В то же время возить в Арктике нефть, в отличие от газа, крайне опасно, так как в случае аварии экологические последствия могут оказаться непредсказуемыми. Другой вопрос, что пока сжиженный газ остается на периферии российского углеводородного сектора, но ситуация постепенно меняется - в частности, терминал для СПГ намерен строить "Новатэк" для своего проекта на Ямале. С учетом успехов в новом освоении Севморпути может оказаться так, что этот газ в будущем пойдет не только на запад, но и на восток.
По словам Тони Лауритсена, коммерческого директора Dynagas, сопровождавшего судно в этом историческом рейсе, вояж стал "исключительно интересным приключением". "Наша команда видела белых медведей на маршруте, - поделился он впечатлениями в интервью BBC News. - Мы этот рейс планировали давно, и здорово, что все прошло хорошо". Судя по всему, подобные походы уже через несколько лет перестанут быть "любопытной экзотикой" и превратятся в ежедневную рутину.