Власти России приступили к реформированию механизма размещения государственного оборонного заказа. Пока все преобразования свелись к расширению полномочий Военной-промышленной комиссии, возглавляемой Дмитрием Рогозиным. Фактически она стала посредником между Министерством обороны России и предприятиями оборонно-промышленного комплекса и получила полномочия оказывать давление не только на заказчика и поставщиков, но и механизм ценообразования на военную продукцию. Для отрасли в целом эта казалось бы незначительная перемена будет иметь серьезные последствия.
Реформирование гособоронзаказа началось в середине мая текущего года, когда президент России Владимир Путин подписал указ "О реализации планов развития Вооруженных сил и модернизации ОПК". Этот документ, помимо прочего, подразумевает создание новых органов исполнительной власти, подчиненных правительству и ответственных за размещение и исполнение государственного оборонного заказа. Вскоре после этого "Рособоронзаказ", ответственный за контроль исполнения гособоронзаказа, вышел из-под контроля Минобороны.
При этом СМИ предполагали, что Минобороны может лишиться и контроля над "Рособоронпоставкой", отвечающей за размещение военных заказов. Тогда же премьер-министр России Дмитрий Медведев объявил, что основной целью реформ является "обеспечение максимального эффекта при размещении военных заказов" с одновременным увеличением ответственности чиновников за срыв гособоронзаказа и повышении "контроля над расходованием денег". Даты создания новых заказывающих и контролирующих органов, пока неизвестны.
Согласно указу Путина, формированием новой системы гособоронзаказа должно было заняться новое правительство после завершения его формирования. Однако все шаги сформированного уже правительства пока свелись к узакониванию решений, принятых еще в апреле 2012 года. В апреле вице-премьер Дмитрий Рогозин, возглавляющий Военно-промышленную комиссию, после совещания с Путиным, бывшим тогда премьер-министром, объявил, что ВПК получила полномочия арбитра между военными и предприятиями, который, в частности, сможет сравнивать предлагаемые сторонами цены.
В конце ноября 2012 года Медведев подписал распоряжение №1216, вносящее ряд поправок в "Положение о Военно-промышленной комиссии". Этим он, по сути, наделил апрельское заявление Рогозина юридической силой. Распоряжением рогозинской комиссии предписывается активно вмешиваться в ценовые споры между военными и предприятиями ОПК и участвовать в ценообразовании на военную продукцию. Кроме того, Рогозин получил полномочия учреждать награды для активистов ОПК и самостоятельно распределять обязанности между своими заместителями в ВПК.
Конкретные задачи, которые будет выполнять Военно-промышленная комиссия, пока не ясны. Понятно одно: ВПК будет исполнять в переговорах военных и поставщиков роль посредника, а учитывая российскую практику, посредник должен получать вознаграждение за свою работу. Например, экспортный госпосредник "Рособоронэкспорт" получает фиксированный процент за каждую завершенную сделку. Вероятно, нечто подобное будет реализовано и в отношении ВПК. При этом Рогозин как посредник будет нести ответственность за срыв каких-либо контрактов, как и обещал в мае Медведев, говоря о повышении ответственности чиновников.
Время подписания распоряжения о внедрении ВПК в цепочку "Минобороны - промышленный комплекс", по всей видимости, выбрано не случайно. 6 ноября 2012 года Путин отправил в отставку Анатолия Сердюкова, возглавлявшего Министерство обороны России с 2007 года и являвшегося главным зачинщиком ценовых войн с предприятиями ОПК. Дело в том, что хотя Рогозин с апреля формально и мог выступать арбитром в спорах между Минобороны и предприятиями, ему это не удавалось - военное ведомство просто отказывалось раскрывать свои расчеты.
Источник газеты "Коммерсантъ" в ВПК рассказал, что комиссия просто не имела возможности адекватно оценивать запросы военных и возможности поставщиков. Во многом это происходило потому, что ВПК приходилось ориентироваться только на жалобы промышленников, а запросы в Министерство обороны относительно методики расчета цен на вооружения и военную технику в большинстве случаев игнорировались. При Сердюкове военное ведомство активно боролось за снижение стоимости военной продукции, нередко отказываясь покупать готовые изделия на условиях поставщиков.
Министерство обороны России обвиняло предприятия ОПК в неоправданном завышении цен на военную продукцию. Последние же утверждали, что диктуемые министерством цены делают производство военной продукции убыточным. В качестве временной меры в 2011 году Минобороны ввело в действие схему "20 + 1", согласно которой наценка на продукцию подрядчика не может превышать 20 процентов, а субподрядчиков - один процент. Кроме того, при поддержке министра обороны впервые стала применяться и система стопроцентного авансирования оборонных заказов. Но эти условия ОПК тоже не устраивали.
Следует отметить, что и с поставщиками военное ведомство своей методикой расчета цен на военную продукцию делилось неохотно. В результате ценовых войн едва не оказались сорванными гособоронзаказы 2011-2012 годов. В частности, под угрозой срыва оказались поставки учебно-боевых самолетов Як-130, а также многоцелевых атомных подводных лодок проекта 885 "Ясень" и стратегических проекта 955 "Борей". Дело дошло до того, что в конфликт пришлось вмешаться Путину и только после этого важные для страны контракты были подписаны, причем, и это важно, на условиях производителей.
В частности, на условиях поставщиков были подписаны контракты на модернизацию 360 основных боевых танков Т-72, строительство стратегических атомных подводных лодок проекта 955 "Борей" и многоцелевых проекта 885 "Ясень" и поставку новых военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А (Ил-476). Правда, в последнем случае Минобороны хотя и купило самолеты по назначенной цене, но сократило объем покупки на два транспортника.
Новый министр обороны России - Сергей Шойгу - может оказаться более покладистым. Во всяком случае, источник в Минобороны рассказал "Коммерсанту", что Шойгу и новый начальник Генерального штаба Вооруженных сил России генерал-полковник Валерий Герасимов уже дали департаменту вооружений задание пересмотреть часть подписанных при Сердюкове контрактов с целью увеличения оплаты работ подрядчиков. То есть фактически военное ведомство поддержало требования поставщиков. Вероятно, и методику расчета цен Минобороны теперь будет раскрывать охотнее.
Проводя реформу гособоронзаказа, российские власти открыто назвали две важных цели: модернизация оборонно-промышленного комплекса и обеспечение перевооружения. Первую планируется провести за счет госгарантий по кредитам оборонным предприятиям, субсидирования и размещения на заводах крупных заказов с высоким уровнем рентабельности. Реализацию второго пункта власти намерены обеспечить за счет устранения разногласий между военными и предприятиями, повышения прозрачности системы военных закупок и жесткого контроля за расходованием бюджетных средств.
В середине октября ВПК и Госдума России предложили Минобороны три варианта ведения закупок. В первом Минобороны сможет без тендеров закупать продукцию у монополистов, например, у "Газпрома", причем цены в этом случае будет устанавливать правительство. Во втором случае военное ведомство сможет осуществлять закупки вооружений, военной и специальной техники, а также специального имущества, включая бронежилеты и каски, после проведения конкурентных переговоров, в которых соревнуется не продукция, а мощности предприятий.
Наконец, согласно третьему варианту, военное ведомство сможет проводить открытые конкурсы на поставку различной хозяйственной продукции. В этом случае речь идет о закупках топлива, смазочных материалов, стройматериалов и мебели. Торги должны проводиться открыто. Предложив военным такую систему, власти намерены ускорить размещение заказов в рамках гособоронзаказа и увеличить его исполняемость.
Но, проводя реформу гособоронзаказа, правительство преследует еще одну цель - повышение капитализации государственных оборонных компаний с целью последующей их приватизации. А предоставление производителям контрактов на очень выгодных условиях и модернизация производства как раз и позволяют решить эту задачу. В мае, рассказывая о предстоящей приватизации госкомпаний, Путин отметил, что они недооценены и властям не хочется, "чтобы они были приватизированы за копеечки, а потом тут же перепроданы за серьезные деньги".
Обкатка системы функционирования частных компаний в оборонно-промышленном комплексе уже началась. В сентябре в России был создан совет по государственно-частному партнерству, а до 1 декабря 2012 года Рогозин ожидает от предпринимателей и бизнесменов плана по развитию такого сотрудничества.