В 1970-х и 1980-х абсолютно все советские дети знали, как именно выглядит Винни-Пух на самом деле. Его внешность не имела ничего общего с вялым желтым мямлей из диснеевского мультика. Отечественный Винни-Пух - животное энергичное и поэтически одаренное (он, как известно, автор кричалок и пыхтелок). Медведь вызывает массу положительных эмоций - но вот только не умиление. Дети стали взрослыми, но навсегда запомнили Винни-Пуха именно таким. Федор Савельевич Хитрук, создатель дорогого отечественному зрителю образа плюшевого медведя, умер в Москве 3 декабря на 96-м году жизни.
Хитрук сотрудничал с "Союзмультфильмом" с конца 1930-х. На студию его вроде бы отказывались брать на протяжении трех лет - сейчас это кажется невероятным. Хитрук признавался, что заинтересовался мультипликацией, когда познакомился с работами студии Диснея (поэтому не стоит думать, что диснеевский Винни-Пух так уж плох - просто версия Хитрука нам неизмеримо ближе). Семья Хитруков некоторое время жила в Германии - по всей видимости, это и позволило будущему режиссеру познакомиться с зарубежным анимационным кино.
Поначалу Федор Савельевич сотрудничал с "Союзмультфильмом" как художник-мультипликатор. В 1940-е и 1950-е годы он поработал над десятками анимационных лент, эстетика которых, кстати, в чем-то пересекалась с диснеевской. "Гуси-лебеди", "Аленький цветочек", "Каштанка", "Заколдованный мальчик", "Двенадцать месяцев", "Снежная королева", "Приключения Буратино" - Хитрук принимал участие в создании каждой из этих классических картин.
В начале 1960-х Хитрук дебютировал как режиссер. Первая же его режиссерская работа - короткометражка 1962 года "История одного преступления" - заложила новый курс и навсегда изменила лицо отечественной анимации. Идея была в том, чтобы максимально упростить модели персонажей и фоны, но не делать их примитивными, то есть сохранить выразительность. Также важно, что новая мультэстетика легла на социальный подтекст ("История одного преступления" - это, в общем-то, рассказ об уставшем рядовом горожанине).
Те же самые идеи получили развитие и в более поздних работах Хитрука - скажем, в полюбившейся многим ленте "Фильм, фильм, фильм" (1968) или в "Острове" (1973). Первая картина - это ироничный взгляд на киноиндустрию, вторая - душераздирающий (и по сю пору жизненный) рассказ о маленьком человеке в современном мире. "Остров" в 1974 году получил "Золотую пальмовую ветвь" как лучший короткометражный фильм Каннского кинофестиваля. Или вот, например, короткометражка "Дарю тебе звезду" (1974) - исчерпывающее исследование взаимоотношения полов, уложенное в восемь минут. Это, пожалуй, единственный пример в истории анимации, когда ленту можно узнать по одному-единственному звуку - скрежету, с которым главная, так сказать, героиня чистит кастрюлю.
Три мультфильма о Винни-Пухе (1969, 1971 и 1972 годов) и "Каникулы Бонифация" (1965) - это немного другая история. По визуальной составляющей они близки к другим режиссерским работам Хитрука, но рассчитаны эти ленты на детей - в них нет сатиры, зато предостаточно иронии. Впрочем, детскость Винни-Пуха и Бонифация не мешает взрослым с удовольствием пересматривать эти мультики.
Федор Хитрук не снимал с середины 1980-х - но и не бездействовал. В 1993 году он вместе с тремя ведущими отечественными мультипликаторами (Норштейном, Хржановским и Назаровым) создал школу-студию "ШАР" ("Школа аниматоров-режиссеров"). При поддержке студии, в частности, была снята "Русалка" Александра Петрова. До 2003 года Хитрук также преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссеров.
Принято считать, что подъем отечественной анимации пришелся на 50-е и 60-е годы прошлого века, затем наступил спад, а в какой-то момент ее и вовсе не стало. Правильнее было бы сказать, что российская анимация существует, но не на виду - ей просто не уделяется должного внимания (есть, разумеется, и исключения, в виде, например, "Смешариков", но не хотелось бы считать, что именно за ними будущее). Федор Хитрук когда-то повлиял на то, каким стало мультипликационное кино - а затем поддерживал это кино вплоть до 2000-х годов. Зрители могут скептически относиться к современной российской анимации, но давайте все же не будем забывать, кто придумал самого правильного в мире Винни-Пуха.