Фонд "Петербургская политика" составил второй рейтинг социально-политической устойчивости регионов России. Эксперты выяснили, что уровень устойчивости снижается - несмотря на уменьшение политической конкуренции после завершения осеннего избирательного цикла. Главный источник социальных рисков - в реформе образования. "Лента.ру" ознакомилась с рейтингом и выяснила, почему социально-экономические вопросы стали волновать регионы больше, чем политика.
Фонд "Петербургская политика" 4 декабря 2012 года представил второй рейтинг социально-политической устойчивости российских регионов, составленный при поддержке информационного агентства Regnum. Первый подобный рейтинг вышел в начале ноября - он оценивал устойчивость регионов по состоянию на сентябрь-октябрь 2012 года. Теперь эксперты намерены публиковать рейтинг ежемесячно.
В ноябре (именно такой отчетный период охватывает рейтинг) в значительной части российских регионов акцент перешел с политических на социально-экономические вопросы, говорится в преамбуле к рейтингу. Интенсивность политической конкуренции в регионах после единого дня голосования 14 октября сошла на нет, партийная активность также была малозаметна, а ключевые события происходили в кадровой сфере (отставка мэра Кургана, смена председателя Госсовета Коми, борьба вокруг места сенатора от Калмыкии и Смоленской области).
Эксперты ожидали обострения экономической ситуации в российских регионах в начале осени, но этого не случилось. Как свидетельствуют наблюдения фонда, обострение наступило в ноябре. Усилилась экономическая поляризация регионов: как официальная статистика, так и расчеты агентства "Финмаркет" выделяют группу потенциально кризисных регионов, в то время как в других наблюдается существенное улучшение экономических показателей.
В социальной сфере в ноябре произошла "федерализация" повестки дня: на смену локальным темам (тарифы ЖКХ, местные вопросы) пришла тема реформы образования, отмечают авторы рейтинга. "Сбор подписей против закона "Об образовании", острые споры вокруг представленного Минобрнауки списка "неэффективных вузов" и конфликтные ситуации вокруг ряда учебных заведений вышли на первый план и стали одним из ключевых источников социальных рисков", - считают эксперты.
В результате, несмотря на "некоторую деполитизацию" средняя оценка устойчивости регионов составила 6,9 балла из десяти, посчитали эксперты. В первом рейтинге социально-политической устойчивости регионов она составляла 7,5 балла.
Впрочем, регионы - лидеры снижения устойчивости пострадали все же из-за политических факторов, отмечают авторы рейтинга. Лидерами падения оказались Пермский край, Челябинская и Смоленская области - все три субъекта так или иначе фигурировали в рамках активно развернувшейся в последнее время антикоррупционной кампании. Был арестован глава правительства Пермского края Роман Панов (его подозревают в хищениях при подготовке к саммиту АТЭС, тогда Панов работал еще замглавы Минрегиона), также правоохранительные органы и федеральные телеканалы заинтересовались челябинскими чиновниками, а Смоленская область оказалась в центре скандала из-за неудачной попытки избрания местным депутатом бизнесмена Константина Малофеева, явно претендовавшего на пост сенатора. "Во всех трех случаях можно говорить о заметном ослаблении лоббистских позиций губернаторов и обострении традиционно высокой в этих субъектах внутриэлитной конкуренции", - указывают авторы рейтинга.
Пятерку аутсайдеров списка составляют национальные республики - Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия. Социально-политическую устойчивость Дагестана, замыкающего рейтинг, эксперты оценили в 2,3 балла по десятибалльной шкале. В прошлом месяце регион также был последним, но тогда его оценка была немного выше - 2,4 балла. В список позитивных событий в Дагестане эксперты внесли всего два: выход футбольного клуба "Анжи" в плей-офф Лиги Европы и старт подготовки к празднованию в 2015 году 2000-летия Дербента.
Список негативных событий, отрицательно влияющих на рейтинг Дагестана, значительно длиннее. Всего их 16, многие связаны с гибелью людей. В ноябре, как утверждают эксперты, в Дагестане были убиты два имама сельских мечетей (за месяц сообщения о гибели имамов в Дагестане приходили дважды, одно из них было опровергнуто - прим. "Ленты.ру") и два силовика - сотрудник ФСБ и начальник экспертно-криминалистического отдела Махачкалы.
Местные полицейские дважды подвергались крупным нападениям. Одно из них - при попытке разблокировать трассу "Унцукуль - Буйнакск", перекрытую местными жителями в ответ на задержание троих молодых людей, другое касается нападения на колонну силовиков в Карабудахкентском районе. Ряд негативных для стабильности региона событий дополняет митинг против полицейского произвола в Махачкале, критика правоохранительных органов, неспособных предотвратить похищения людей, со стороны главы Дагестана Магомедсалама Магомедова и сообщения СМИ об отказе республиканских властей помочь пострадавшим в начале октября от наводнения жителям Дербента. В ноябре агентство "Финмаркет" включило Дагестан в число регионов с максимальными рисками финансово-экономического кризиса, а в рейтинге комплексной эффективности Минрегионразвития РФ республика заняла лишь 76 место.
Вторая с конца в списке - Ингушетия с 3,2 балла. За прошедший месяц республика улучшила свой результат - в первом рейтинге он составлял 3 балла. В числе положительных событий для региона эксперты отмечают исключение местного университета из списка неэффективных вузов, подготовленного Минобразования РФ. Негативных событий в прошедшем месяце здесь также было немного, но среди них есть очень важное - обострение конфликта между главой республики Юнус-Беком Евкуровым и главой Чечни Рамзаном Кадыровым. Поводом для конфликта стал вопрос о возможности захоронения тел убитых боевиков: Евкуров не согласился с чеченским опытом в этом вопросе (в Чечне решили запретить хоронить их по мусульманским обычаям), а Кадыров обвинил соседа в заигрывании с боевиками. Осенью 2013 года у Евкурова истекает срок полномочий, и снижающуюся террористическую угрозу сменяет политическая, отмечает руководитель фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов. По его мнению, в данный момент "идет большая информационная война с участием Ингушетии, Чечни и других". "Федералы и от ставки на Евкурова не отказались, но понятно, что лоббистский потенциал Чечни тоже немаленький, и это все порождает такую турбулентность, которая потенциально может проявиться в чем угодно", - поясняет политолог.
Сама Чечня за месяц совершила впечатляющий скачок в рейтинге - с 3,8 балла до 5,5 (с 81 места на 73-74). И это невзирая на включение ее "Финмаркетом" в уже упомянутый список регионов с максимальными рисками финансово-экономического кризиса, отставку после прокурорской проверки заместителя министра финансов Чечни и директора контрольно-ревизионного департамента того же министерства, а также публикацию ФНС данных о снижении на 46 процентов сбора налога на прибыль за восемь месяцев 2012 года. Конфликт Евкуров-Кадыров применительно к Чечне эксперты оценили как положительный фактор.
Калмыкия оказалась на третьей строчке с конца рейтинга социально-политической устойчивости из-за 80-го места в рейтинге эффективности Минрегиона, скандала с отзывом только что назначенного сенатора Юрия Алпатова и сразу нескольких скандалов, связанных с применением насилия в местных колониях.
Вплотную к аутсайдерам рейтинга приблизилась Смоленская область, где в ноябре сорвалось избрание муниципальным депутатом совладельца Marshall Capital Partners и миноритарного акционера "Ростелекома" Константина Малофеева. В результате Малофеев утратил шанс получить неприкосновенность, став членом Совета Федерации, а в его доме и в доме главы "Ростелекома" Александра Провоторова прошли обыски по делу о хищении 200 миллионов долларов у банка ВТБ. У Смоленской области 5 баллов из 10 вместо прошлых 5,7. Регион на 78 месте вместо 72-73-го в прошлом рейтинге.
Десяти баллов не получил ни один регион. Пензенская область, идущая на первой строчке рейтинга, имеет 8,7 балла. Список положительных событий в этом регионе гораздо длиннее списка негативных. В ноябре Пензенская область вошла в тройку лидеров Приволжского федерального округа по индексу промышленного производства, заняла первое место в ПФО по доле малого и среднего бизнеса в структуре валового регионального продукта (37 процентов), а глава региона Василий Бочкарев предложил пересмотреть Налоговый кодекс в интересах бизнеса. Важных негативных событий эксперты заметили немного. Одно из них - приговор бывшему зампреду правительства Пензенской области - министру сельского хозяйства Марату Фаизову, обвиненному во взяточничестве (ему дали семь с половиной лет колонии).
Мордовия, которая была лидером первого рейтинга с 9,1 балла, сейчас вторая с гораздо худшим результатом в 8,6 балла. Положительных событий в Мордовии было не меньше, чем в Пензенской области: обещание крупных инвестиций от компании "Danone-Юнимилк", резкое улучшение позиций в рейтинге инновационного развития Высшей школы экономики и включение республики в число пяти регионов с самой низкой ценой сотовой связи. Негативных тоже немного, но среди них - голодовка 30 заключенных одной из местных колоний и приостановка работы газеты "Шестой номер", обвиненной в рекламе наркотиков.
С 15 места на третье в новом рейтинге социально-политической устойчивости перескочила Ивановская область. По итогам ноября регион набрал 8,5 балла, улучшив и без того неплохой результат в 8,1 балла. В числе событий, оцененных экспертами положительно, названо приобретение представителем Ивановской области архива Андрея Тарковского, цена которого на аукционе Sotheby’s дошла до 1,5 миллиона фунтов.
Также в числе фаворитов рейтинга "Петербургской политики" Белгородская область (8,4 балла), Хакасия, Кемеровская, Калужская, Тюменская, Амурская области, Ямало-Ненецкий автономный округ и Чувашия. Список негативных событий, влияющих на устойчивость ситуации в этих регионах, не всегда короток, но во всех случаях негатив перекрывается экономическими достижениями или хотя бы заметным повышением зарплат учителям - как, например, на Амуре.
"Ноябрь несколько менее благополучен по устойчивости - если сентябрь-октябрь был месяцем триумфа власти на выборах, то сейчас мы видим большое количество социальных эксцессов, связанных прежде всего с реформой образования и все чаще с некими межрелигиозными вопросами - проходило множество акций против строительства мечетей и так далее. Кроме того, становится ясно, что уж очень разноречивы тенденции в экономике", - резюмирует руководитель "Петербургской политики" Виноградов. Публикация сводных экономических данных в ноябре говорит, что глубокого кризиса в стране нет, но есть территории с довольно серьезным спадом налоговых поступлений, промышленного производства и других показателей, поясняет эксперт. "Поэтому, хотя действительно политически оппозиция ситуацию особенно не расшатывает, но, с одной стороны, [существуют] социальные волнения, с другой - кампании, направленные против отдельных губернаторов (прежде всего, это Пермь, Челябинск, Смоленск) и некоторая экономическая неопределенность не позволяет быть спокойным за все территории", - сказал собеседник "Ленты.ру".
"Поэтому средний балл [устойчивости регионов] ухудшается. Есть целый ряд признаков неблагополучия, которые в случае их игнорирования могут проявиться и в доселе спокойных, устойчивых регионах", - говорит Виноградов.