Бывший СССР
20:56, 7 декабря 2012

Эпоха тушек и кнопкодавов Самая склочная Верховная Рада Украины ушла на покой

6 декабря состоялось последнее заседание Верховной Рады Украины 6-ого же созыва. Парламент, заставший двух президентов, сформировавший три коалиции и переживший в 2008 году внутренний кризис, едва не приведший к роспуску законодательного собрания, сложил свои полномочия. В историю 6-й созыв Рады войдет как один из, если не самый скандальный - такого количества драк стены украинского парламента ранее не видели. И, возможно, больше не увидят - на последнем заседании депутаты постарались оградить своих преемников от использования кулаков. В следующий раз парламент, уже в новом составе, соберется 12 декабря.

Покинувшая нас Рада изначально была обречена на бурное существование, поскольку рождалась в страшных муках политического кризиса 2007 года. Тогда, напомним, перед угрозой формирования в парламенте большинства на основе Партии регионов лидер БЮТ Юлия Тимошенко подбила своих последователей и единомышленников из блока "Наша Украина-Народная Самооборона" (НУНС) сдать мандаты. В результате, лишившись более трети депутатского корпуса, Рада 5-ого созыва была объявлена нелегитимной, и президент Виктор Ющенко назначил досрочные выборы. По их итогам за бортом Рады оказалась Соцпартия, лидер которой Александр Мороз дискредитировал себя в глазах избирателей заключенным им союзом с "регионалами", зато в парламент пробрался Владимир Литвин, ставший впоследствии спикером.

Хотя первым председателем 6-й Рады стал представитель НУНС, бывший глава МИД Арсений Яценюк. Тимошенко со второй попытки была утверждена премьером и получила возможность сформировать кабинет министров из своих единомышленников. Яценюк - спикер, Тимошенко - премьер, Ющенко - президент, казалось, вот она - мечта всех украинских либералов, акме всей оппозиции. Кто тогда мог представить, что закончит свою работу парламент в абсолютно иной конфигурации: Литвин - спикер, Николай Азаров - премьер, Виктор Янукович - президент. Вот она, украинская политика, живущая по принципу "никогда не говори никогда".

В том, что все перевернулось с ног на голову, "черное стало белым, верх низом" и так далее, виноват, в первую очередь, конфликт за стенами парламента - между премьером Тимошенко и президентом Ющенко. Последний, дабы потопить свою бывшую соратницу, а на тот момент - главного оппонента, фактически благословил распад "оранжевой" коалиции и открыл дорогу во власть Партии регионов. Избрав своего президента в начале 2010 года, "регионалы" уже в марте того же года сформировали большинство в парламенте, благополучно просуществовавшее более двух с половиной лет, что для современной Украины является едва ли не рекордом. И сейчас, после октябрьских выборов в Раду, у правящей партии есть все, чтобы этот рекорд улучшить.


Председатель Верховной Рады Украины 6-го созыва Владимир Литвин демонстрирует схему, по которой будут рассаживаться фракции 7-ого созыва. Фото Коммерсантъ, Александр Яловой

И тут Партия регионов самостоятельно не достигла бы таких успехов, если бы не посильная помощь ее главных противников из БЮТ и НУНС, которые начали бегать из фракции во фракцию, подрывая силы оппозиции. Таких беглецов на Украине принято называть "тушками". "Обозреватель" подсчитал, что бывший бютовец Владимир Каплиенко за период работы Рады 6-ого созыва трижды менял фракцию. По два перехода совершили шесть депутатов - Роман Забзалюк, Тарас Чорновил, Александр Шепелев, Руслан Богдан, Инна Богословская и Василий Киселев. Наибольший процент перебежчиков зафиксирован в бютообразующей "Батькивщине", где из 156 депутатов на 2007 год к октябрю 2012-го оставалось лишь лишь 97, а меньше всего мигрировали как раз "регионалы".

Из законодательных подвигов ушедшей Рады стоит отметить, прежде всего, реанимацию политреформы 2004-ого года, которую в 2010 году Конституционный суд отменил, признав ее неконституционной. Изменения в основной закон страны предполагали увеличение срока полномочий депутатов парламента и президента и формирование правительства коалицией депутатских фракций, то есть, по сути, переход от президентско-парламентской к парламентско-президентской форме правления. В феврале 2011 года, несмотря на противодействие оппозиции, парламентское большинство вновь изменило Конституцию и вернуло Раде пятилетний жизненный цикл. Заодно и президент отмерил себе лишние полгода - вместо октября 2014-ого следующие выборы главы государства пройдут в марте 2015-го.

Нешуточные страсти кипели в Раде 27 апреля 2010 года, когда украинский парламент ратифицировал Харьковские соглашения. Пожалуй, ни до, ни после (разве что в случае, о котором пойдет речь ниже) народные избранники не были столь близки к тому, чтобы полностью отрешиться от роли политиков и оказаться в роли рестлеров. По сессионному залу летали куриные яйца, дым от пиротехники стоял коромыслом. В результате соглашения, по которым Черноморский флот РФ оставался на Украине до 2042 года, а Киев получал скидку на российский газ, были ратифицированы, а сама Рада в результате парламентского дебоша понесла убытков на 100 тысяч гривен - была серьезно попорчена мебель и техника.

Зато в ноябре 2011-го депутаты практически единодушно приняли новый закон о выборах депутатов Рады, согласно которому с 3 до 5 процентов был повышен проходной барьер, вновь введена смешанная избирательная система (по партийным спискам и мажоритарным округам), отменена графа "Против всех". Закон также исключил участие в выборах блоков партий, но включил "зеленый свет" перед самовыдвиженцами. Помимо этого, Рада успела частично переписать налоговый кодекс страны, утвердить спорную Пенсионную реформу и ввести в действие новый Уголовно-процессуальный кодекс.

Летом 2012 года при принятии закона о новой языковой политике в парламенте вновь закипели страсти. И вновь оппозиция проиграла, хотя протесты, благодаря националистической "Свободе", и выплеснулись за пределы сессионного зала на улицы украинских городов. Не исключено, что, будь партия Олега Тягнибока представлена в той Раде, она смогла была сконцентрировать свое размытое по различным "майданчикам" негодование непосредственно на пятачке перед трибуной спикера, и тогда закон, повышающий статус русского языка в регионах, не прошел бы.


Оцепление у стен Верховной Рады во время митинга ветеранов боевых действий в Афганистане и участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Фото РИА Новости, Григорий Василенко

Здесь мы возвращаемся к наследству, оставленному новой Раде ее предшественницей. На последнем заседании 6 декабря депутаты внесли изменения в регламент, согласно которым теперь нельзя будет заниматься "кнопкодавством" (слово из украинского "новояза" наряду с "тушками", "пидрахуйством" и прочими), когда один депутат в полупустом зале мог проголосовать за дюжину своих коллег. Теперь волеизъявление будет осуществляться только персонально с помощью электронной системы. Результаты голосования будут фиксироваться поименно, их можно будет распечатать или высветить на информационном табло электронной системы в зале заседаний. На избавлении от "кнопкодавства" долгое время настаивала оппозиция. "Регионалы" пошли ей навстречу, попутно включив в регламент запрет на блокировку трибуны парламента, а также отказа от голосования - только "за", "против" или "воздержался". Таким образом правящая партия, очевидно, попыталась застраховать себя от неадекватной реакции пробравшихся наконец-то в Раду националистов. Тем более, что, согласно новой схеме рассадки депутатов по залу, фракция "Свободы", уже не раз анонсировавшая силовые акции в новом парламенте, оказалась отправленной на "камчатку" - подальше от трибуны и спикера.

Правда, мало кто верит, что указанная "антиблокировочная" норма сработает. Как заявил представитель "Батькивщины" вице-спикер Рады 6-го созыва Николай Томенко, оппозиция в случае надобности вернется к этой практике. По его словам, персональное голосование минимизировало необходимость "ежедневного поочередного блокирования трибуны", но полностью не исключило ее.

Ранее Владимир Литвин, непосредственно пострадавший от яйцеметателей 27 апреля 2010 года, предлагал также ввести запрет на пронос в зал заседаний посторонних предметов. Отказать себе в возможности подпалить дымовую шашку или запустить сирену депутаты пока не решились. Последним же крупным законодательным актом, утвержденным 6-й Радой, стал проект государственного бюджета на 2013 год. Любопытно, что поддержать его отказались даже до недавнего времени верные союзники "регионалов" - коммунисты. Но внесенный правительством документ все же прошел. Как? Конечно, благодаря "тушкам".

< Назад в рубрику