В 2010 году на Люка Томпсона, студента-физика из Манчестера, нашло вдохновение - вот только распорядился им Люк не совсем так, как хотелось бы его преподавателям. Вместо того чтобы броситься делать научные открытия, студент решил снять полнометражный фильм ужасов, причем не где-нибудь, а в туннелях Большого адронного коллайдера.
Опыта съемок фильма у Люка не было, но это его не смутило. Тем более что к начинающему кинематографисту довольно быстро присоединились другие студенты, также лишенные специальных знаний: Клара Неллист была назначена продюсером и помощником режиссера, Хьюго Дэй - постановщиком экшн-сцен и заодно главным по реквизиту. Трое - это уже, считайте, толпа. Студенты взяли напрокат камеры, написали сценарий и собрали на съемки 3225 долларов США. К трем инициаторам проекта присоединились еще полтора десятка человек - по всей видимости, все они были энтузиастами: бюджет вряд ли позволял платить им зарплату.
Важная деталь: администрация Европейской организации по ядерным исследованиям кинематографистов-любителей не гнала, но и не поддерживала, разрешения на съемки на действительно важных объектах не давала и в финансировании фильма участия не принимала. Тем не менее, за два года Томпсон и компания со своей задачей справились. 29 ноября 2012 года состоялась официальная премьера фильма, получившего название "Распад" ("Decay"). Чуть позже ленту выложили на YouTube. Фильм также можно скачать с его официального сайта, любому желающему предоставляется право делать с видеоматериалом все, что заблагорассудится.
Правда, делать с "Распадом" вообще ничего не хочется - даже досматривать его до конца. Начать с того, что это, пожалуй, самая банальная история о зомби за последние несколько десятков лет (для разнообразия обычных людей в ходячих мертвецов теперь превращает бозон Хиггса, но это деталь, не заслуживающая особого внимания). Студенты, заблудившиеся в катакомбах, зловещий профессор со славянской фамилией - все строго по законам жанра. Кого съедят? Да понятно же, что почти всех. Томпсон в разговоре с изданием Wire заявлял, что его фильм - это "саркастический взгляд на то, как многие люди воспринимают науку". Сарказм в "Распаде" заметить довольно сложно - видимо, кадр слишком темный. Наличие чувства юмора у Томпсона - это вообще вопрос спорный. "Распад", кажется, снимали на серьезных щах. Патетический пост-рок, завывающий в паре эпизодов, и вовсе заставляет предположить, что Томпсон задумывал новые "28 дней спустя".
С профессиональной точки зрения фильм Томпсона, разумеется, ужасен. Актерам одинаково плохо удаются как роли живых людей, так и зомби. (Вывод: хорошо сыграть ходячий прожорливый труп ничуть не проще, чем исполнить роль студента-физика.) Спецэффекты выглядят не на 3000 долларов, а несколько дешевле - что тоже объяснимо: у киноделов наверняка были и другие расходы. Сценарий, как уже было сказано, банален и предсказуем - да к тому же несколько затянут: разглядывать однотипные коридоры на протяжении часа довольно скучно.
Кто-то наверняка скажет, что неправильно предъявлять такие претензии к безбюджетному фильму, снятому студентами-физиками, да еще и выложенному в Сеть для бесплатного скачивания. Но физики сами виноваты. Назначили себя режиссерами и продюсерами? Устроили премьеру? Раздаете свое творение в высоком разрешении через специальный сайт? Нате, получите отзывы.
Кроме того, давайте будем честными: если бы не место съемок, фильм "Распад" в лучшем случае сочли бы забавным казусом и начисто забыли бы дня через два. Но БАК - это вам не игрушки, это уже серьезно. Естественно, Томпсон специально обращает внимание потенциальных зрителей на тот факт, что снимал свое кино где-то рядом с коллайдером. И в этом-то и кроется самая большая проблема фильма: на самом деле все подвалы выглядят примерно одинаково. Фильм "Распад" снимали в Швейцарии - а могли бы с тем же успехом снять в катакомбах под каким-нибудь московским НИИ. Да что уж там, если бы студенты мехмата вдруг решили снять фильм ужасов в главном здании МГУ, результат почти наверняка получился бы более впечатляющим. Сталинская архитектура и зомби созданы друг для друга, а с крыши ГЗ открываются отличные виды.