Экономика
23:14, 18 декабря 2012

Передайте за проезд Москва объединит билеты на метро и автобусы

В следующем году власти Москвы обещают серьезно обновить существующую систему оплаты проезда на общественном транспорте. В феврале горожанам станут доступны универсальные билеты, работающие как в метро, так и в наземном транспорте, а в апреле - комплексные проездные, которые позволят пользоваться любыми видами транспорта в течение полутора часов. Тарифы при этом должны сохраниться на уровне 2012 года.

Универсальные и комплексные

О том, что столичное правительство готовит так называемую тарифную реформу, сообщалось еще осенью. Согласно планам чиновников, в Москве появятся новые виды проездных документов - универсальный и комплексный, а срок действия многоразовых билетов на общественный транспорт будет увеличен до 90 дней (сейчас составляет 30 дней). При этом, как подчеркивал в ноябре руководитель департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов, стоимость проезда в московском общественном транспорте в 2013 году повышаться не будет.

В середине декабря мэр Москвы Сергей Собянин подписал постановление "Об утверждении тарифов на услуги по перевозке пассажиров и багажа общественным транспортом города Москвы". На правительственном сайте документ был опубликован 17 декабря.

Из постановления следует, что в 2013 году некоторые виды билетов исчезнут, зато появятся новые. При этом стоимость одной поездки на метро по-прежнему останется на уровне 28 рублей, в наземном транспорте - 25 рублей (при покупке у водителя - 28 рублей).


Московская монорельсовая дорога. Фото из архива Коммерсантъ, Дмитрий Лекай

Так, с 1 февраля будет введен универсальный билет для использования как в метро и на монорельсовой дороге (где с 2013 года будут действовать тарифы метрополитена), так и на наземном транспорте. Стоимость одной поездки составит 28 рублей; также можно будет приобрести универсальные билеты на две (56 рублей), пять (135), десять (265), а также 20 и 60 поездок - за 520 и 1245 рублей соответственно. Со 2 апреля универсальные билеты можно будет купить только на пять, 11, 20, 40 и 60 поездок, причем цены на них немного изменятся. Так, стоимость пяти поездок составит 150 рублей, билет на 20 поездок обойдется в 500 рублей, а на 60 - в 1200 рублей. Другими словами, чем больше поездок оплачиваешь сразу, тем дешевле обходится каждая из них: 20 рублей при покупке 60 поездок и целых 30 - при покупке пяти.

Со 2 апреля станет доступен еще один проездной документ - комплексный. По нему пассажир сможет совершать неограниченное число поездок на наземном транспорте и в метро в течение полутора часов с момента первого прохода, если на метро (или монорельсе) совершено не более одной поездки. Такие проездные на одну или две комплексные поездки можно будет приобрести только у водителей - за 50 и 100 рублей соответственно. Также предусмотрены билеты на пять комплексных поездок (за 220 рублей), 11 (450), 20 (750), 40 (1500) и 60 поездок (1800).

Также со 2 апреля у москвичей появится возможность приобретать смарт-карты, позволяющие совершать неограниченное количество поездок в течение суток на любом общественном транспорте. В СМИ такие билеты часто называют туристическими, хотя и другие виды новых проездных также могут заинтересовать гостей столицы. Так называемый туристический билет на сутки будет стоить 200 рублей, на 30 дней - 2200 рублей, на 90 - 5200 рублей. Смарт-карта сроком действия на год обойдется пассажиру в 17 тысяч рублей.

Как заявил 18 декабря руководитель Московского метрополитена Иван Беседин, новая система тарифов должна повысить привлекательность проездных билетов для пассажиров. Глава столичной "подземки" пояснил, что сохранить тарифы на проезд удалось благодаря активной борьбе с безбилетниками. По его словам, которые приводит РИА Новости, по итогам 2012 года число пассажиров, полностью оплативших свой проезд, выросло на 12,7 процента, а за последние два года - более чем на 20 процентов. В то же время Беседин отметил, что из-за сохранения тарифов на уровне 2012 года всем транспортникам в следующем году придется решать сложную задачу - "обеспечить сбалансированность финансовых средств". К примеру, метрополитену предстоит нарастить расходы на пуск новых линий.

Как в Европе

Решение модернизировать билетную систему, как ожидается, приблизит Москву не только к Санкт-Петербургу, где единый проездной на все виды городского общественного транспорта появился еще в мае прошлого года, но и ко многим европейским странам. Там разветвленная (и зачастую сложная, к выгоде "зайцев") система тарифов помогает пассажирам выбирать наиболее удобные для них условия проезда.

Так, в Лондоне с 2003 года действует карта Oyster, с помощью которой можно ездить на метро, автобусах, электричках, трамваях и даже оплачивать часть услуг при речных перевозках. В Париже имеется карта "t" с аналогичными функциями (ею можно оплачивать даже поездки на фуникулерах). В Вене обладатели Vienna Card получают не только возможность пользоваться метро, автобусом и трамваями, но и скидки в ресторанах, магазинах и музеях.


Лондонская транспортная карта Oyster. Фото (c)AFP

В Москве к универсальному проездному шли как минимум четыре года. Еще в 2008 году тогдашний начальник столичного метрополитена Дмитрий Гаев заявлял, что в Москве вот-вот появится универсальный билет на все виды пассажирского транспорта, в том числе железнодорожный. В 2009 году в московском правительстве вообще предложили объединить метрополитен с наземным транспортом, однако тот же Гаев назвал эту идею "слиянием Большого театра с макаронной фабрикой".

Для того чтобы достичь европейского уровня в части билетов на общественный транспорт, Москве придется еще серьезно поработать. К примеру, в российской столице киоски по продаже билетов на автобусы и другой наземный транспорт и кассы метрополитена по-прежнему никак не связаны друг с другом. Столичные власти только начали переговоры о том, чтобы билеты на общественный транспорт продавались в салонах сотовой связи.

По данным Беседина, в текущем году в метро было установлено 1,2 тысячи автоматов по продаже билетов на одну-две поездки - именно на их долю сейчас приходится около трети от общего объема продаж билетов. В следующем году планируется установить еще 300 таких автоматов. Очевидно, что приведенные цифры - капля в море по сравнению с числом людей, которые ежедневно спускаются под землю - в наиболее загруженный день текущего года (29 ноября) метрополитеном воспользовались более 9,279 миллиона человек. Кстати, как заявил тот же Беседин, в 2014 году "для увеличения в час пик площади для пассажиров и создания более комфортных условий" в метро могут появиться вагоны с поднимающимися сиденьями.

< Назад в рубрику