Мир
21:13, 19 декабря 2012

Со своей колокольни В школах Германии вводят уроки толерантного ислама

Немецкие федеральные земли постепенно вводят в учебный план школ уроки по основам ислама. С начала текущего учебного года такой предмет уже преподают в Северном Рейне - Вестфалии, а со следующего будут вести еще и в Гессене. Баден-Вюртемберг и Нижняя Саксония запустили пилотные проекты в отдельных школах. Таким образом власти пытаются поставить ислам в стране под свой контроль и совместить традиционные исламские ценности с демократическими - толерантностью и равноправием полов.

В немецких школах традиционно преподают основы различных религий, причем это единственный урок, который гарантирован конституцией Германии. Государство обязано обеспечить религиозным общинам возможность обучать детей основам их вероисповедания. Одновременно с этим немецкая конституция гарантирует религиозную свободу, поэтому заставить детей посещать эти уроки нельзя. В качестве альтернативы школы предлагают урок этики или философии - на него ходят, как правило, те дети, чьи вероисповедания не представлены в школьном плане, или атеисты.

Поскольку школьное образование находится в ведении региональных властей, то и вопрос о том, основы каких религий следует вводить, в разных федеральных землях может решаться по-разному. Местное руководство исходит из спроса на предмет среди родителей школьников. В частности, в Северном Рейне - Вестфалии и Нижней Саксонии преподают Закон Божий в его православной версии, а в Берлине с 2003 года в нескольких школах, к примеру, ввели уроки буддизма.

Решать, будет предмет обязательным или нет, также должно руководство каждой федеральной земли отдельно. Чаще всего урок по этике или основам какой-либо религии обязателен для посещения, и в аттестате немецких школьников по окончании обучения ставится оценка по этому предмету. Однако некоторые земли, как, например, Берлин, предлагают другую модель: урок этики там обязателен для всех школьников, а основы религий входят в учебный план как факультативы. Некоторые политики считают, что такая модель более целесообразна, поскольку в этом случае на уроках этики могли бы собираться представители разных религий, обсуждать общие ценности и учиться таким образом толерантности.

При этом составление плана занятий, связанных с религией, государство взять на себя не может, и властям приходится договариваться о содержании курса с официальными представителями конфессий. Однако если различные течения христианства, иудаизм и даже буддизм имеют в Германии определенные организации с четкой структурой, то у немецких мусульман ничего подобного нет. В стране существует множество объединений и союзов, которые исповедуют различные течения ислама, но единого центра у них нет. В результате, несмотря на значительное количество учеников-мусульман в немецких школах, договариваться о введении уроков ислама властям было, по сути, не с кем.


Мусульмане молятся в мечети на территории Германии. Фото (c)AFP

Федеральная земля Гессен, где ислам в школах начнут преподавать с нового учебного года, согласовывала введение уроков с двумя организациями. Одна из них - главное объединение турецких мусульман Германии Ditib, которое подчиняется напрямую государственному президиуму по вопросам религии Турции. Вторая - ахмадийская мусульманская община, представляющая собой одно из ответвлений ислама. В Северном Рейне - Вестфалии при включении в учебный план уроков ислама выбрали в качестве партнера Координационный совет немецких мусульман, одним из членов которого является и Ditib.

Еще одной, не менее острой проблемой стало отсутствие хорошо подготовленных учителей, которые могли бы преподавать основы ислама на немецком языке. До недавнего времени потенциальных учителей ислама готовили Мусульманская академия религиозного и социального образования в Бремене, отсчитывающая свое начало с 1933 года, Ditib, Институт исламского образования и еще несколько более мелких учреждений. Однако эти организации имеют опосредованное отношение к немецкой системе образования, и государство не может контролировать, чему там учат.

В связи с этим одновременно с введением уроков ислама в школах в различных университетах страны начали появляться кафедры по подготовке учителей. В будущем преподавать основы ислама смогут выпускники университетов Оснабрюка, Мюнстера, Тюбингена, Гамбурга, Франкфурта-на-Майне, Эрлангена-Нюрнберга. Впрочем, появились все эти кафедры сравнительно недавно, так что первые квалифицированные преподаватели придут в школы только к 2019 году.

Обложка учебника по основам ислама для начальных классов
Lenta.ru

Четкого представления о том, какой должна быть программа по основам ислама, у властей пока тоже нет. Ее еще предстоит разрабатывать и дорабатывать. Зато по этому предмету есть учебник - по нему с этого года начали учиться первоклассники в Северном Рейне - Вестфалии. Главные герои книги - дочь иммигрантов из Египта Сара и сын выходцев из Турции Билал. Такой выбор героев пришелся по душе не всем - многие увидели в этом намек на болезненный для немецких мусульман вопрос, является ли ислам частью Германии или нет. Критики предпочли бы, чтобы главными героями были либо немцы, либо дети с иностранными корнями в третьем поколении. Объяснили они свое мнение тем, что многие мусульмане, живущие сейчас в Германии, - это уже третье-четвертое поколение иммигрантов, приехавших в страну еще в 1950-е годы.

В некоторых местах авторам пришлось пойти на хитрость. В частности, учителями на иллюстрациях изображены только мужчины, поскольку в соответствии с мусульманскими традициями женщины должны носить платки, а в Германии вести уроки в платке запрещено. На улице и дома женщины в учебнике изображаются то в головных уборах, то без них, так как в Германии мусульманки не всегда придерживаются строгих правил в этом отношении.

Авторов, однако, уже упрекнули в неточности: они написали, что мусульмане могут молиться Аллаху в любом месте. Формально в Германии это вовсе не так. Подобные представления, которые прививаются детям, могут привести к повторению случая Юнуса М. из Берлина: с 14 лет и вплоть до выпускных экзаменов он судился со своей школой из-за того, что ему не разрешали публично молиться в коридорах. Суды встали на сторону администрации учебного заведения, подчеркнув светский характер немецких школ.

Несмотря на большие сложности с уроками ислама в Германии, власти все же постепенно их вводят. Однако говорить о том, что ФРГ превращается в исламскую республику и идет на поводу у приехавших в страну мусульман, неуместно - эти нововведения вполне соответствуют традициям немецкого школьного образования. Более того, власти преследуют собственные цели - они фактически пытаются поставить ислам под свой контроль.

Сейчас детей-мусульман основам веры обучают имамы в мечетях, и государству чрезвычайно сложно узнать, чему их там учат: как совершать хадж или убивать неверных. Программы же, которые будут преподавать детям в немецких школах, согласованы со светскими властями, а значит, написаны в соответствии с конституцией. Власти рассчитывают таким образом производить интеграцию мусульман в немецкое общество с раннего возраста и ограждать их от влияния радикальных исламистских проповедников.

< Назад в рубрику