Россия
02:39, 21 декабря 2012

Минус двушечка Мосгорсуд сократил срок Ходорковскому и Лебедеву: репортаж "Ленты.ру"

Мосгорсуд в четверг, 20 декабря, сократил на два года тюремный срок бывшим руководителям "ЮКОСа" Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву. Суд учел "медведевские" поправки в Уголовный кодекс, но в целом приговор отменять не стал, лишь выкинул из обвинения "лишние" два миллиарда рублей - что, впрочем, никакой существенной роли для приговора по второму делу "ЮКОСа" не сыграло. Если решение Мосгорсуда вступит в силу, то Ходорковский и Лебедев выйдут из колонии уже в 2014 году. Защитники бывших руководителей "ЮКОСа" настаивают, что главных заключенных страны нужно выпустить из-под стражи немедленно.

Президиум Московского городского суда рассматривал надзорную жалобу бывшего руководителя компании "ЮКОС" Михаила Ходорковского и бывшего руководителя МФО МЕНАТЕП Платона Лебедева - и частично ее удовлетворил. Объем обвинения по статье 174.1 (легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления) сокращен на два миллиарда рублей, а сроки обоим осужденным - на два года, до 11 лет колонии общего режима.

Мотивировочная часть решения президиума Мосгорсуда оглашена не была, но адвокат Ходорковского Вадим Клювгант сразу обратил внимание журналистов на то, что два миллиарда и два года между собой никак не связаны. Исключение этой суммы как "излишне вмененной" на приговоре его клиента не отразилось, а поводом для снижения сроков стали либерализующие поправки в Уголовный кодекс России, внесенные бывшим президентом Дмитрием Медведевым в 2011 году.

"Медведевские" поправки снизили верхний предел наказаний по ряду статей, которые были вменены Ходорковскому и Лебедеву в рамках как второго, так и первого уголовных дел (восьмилетний приговор по первому делу в 2005 году был вынесен Мещанским судом Москвы). Закон обязывает власти пересмотреть в сторону смягчения все уголовные дела, на которые распространяются смягчающие поправки. Некоторые бывшие сотрудники "ЮКОСа" на основании этих поправок уже получили свободу (в частности, Владимир Переверзин и Владимир Малаховский). Однако приговоры Ходорковского и Лебедева до последнего времени смягчены не были: Вельский районный суд Архангельской области, где отбывает наказание Лебедев, дважды удовлетворял ходатайство адвокатов бывшего главы МФО "МЕНАТЕП", но вышестоящая инстанция - Архангельский областной суд - дважды решение отменяла. Прокуратура настаивала на том, чтобы срок Лебедеву был сокращен не более чем на один год и девять месяцев, а Вельский суд оба раза сокращал его значительнее (в последний раз - на три года). Ходорковский о смягчении срока не просил, а сами власти инициативы не проявляли.

Надзорная жалоба Ходорковского и Лебедева с требованием отменить приговор Хамовнического суда должна была быть рассмотрена еще в августе - через две недели после соответствующего постановления председателя Верховного суда России Вячеслава Лебедева. Однако Мосгорсуд тянул с этим более четырех месяцев, дожидаясь, пока в Архангельской области будет решен вопрос с сокращением срока Лебедеву. Адвокаты обоих осужденных возмущались и указывали на отсутствие законных оснований для бездействия Мосгорсуда. После того как в середине декабря 2012 года Архангельский областной суд отправил процесс по сроку Лебедева на третий круг, Мосгорсуд наконец назначил дату заседания.

Почти два года назад, в декабре 2010 года, Ходорковский и Лебедев были приговорены Хамовническим районным судом Москвы к 14 годам заключения по обвинению в хищении нефти у дочерних предприятий "ЮКОСа" и легализации 450 миллиардов рублей и семи с половиной миллиардов долларов, полученных от ее продажи. Позднее Мосгорсуд обоим снизил срок заключения на год - до 13 лет. Это означало, что они должны были освободиться в 2016 году - Лебедев в июле, Ходорковский в октябре. Если вступит в силу нынешнее решение президиума Мосгорсуда, то бывших руководителей ЮКОСа выпустят из-под стражи в 2014 году.

На заседании 20 декабря адвокат Ходорковского Клювгант заявил, что не считает президиум Мосгорсуда полномочным судом на данной стадии процесса: он уже рассматривал это дело в качестве кассационной инстанции - и отказал, так что далее жалобы адвокатов должен рассматривать только Верховный суд. Однако заявлять отвод суду защита не стала, отметив, что и суд, и защита в данном случае связаны тем самым постановлением председателя Верховного суда Вячеслава Лебедева, из-за которого Мосгорсуд и занялся рассмотрением их приговора.

Позиция защиты Ходорковского и Лебедева по второму делу "ЮКОСа" остается прежней: следствие и прокуратура - а за ними еще несколько судебных инстанций - выдали за преступление обычную хозяйственную деятельность компании. "Хищением нефти признана ее покупка в интересах головного предприятия у его "дочек", принесшая так называемым потерпевшим (этим самым "дочкам") многомиллиардную прибыль, а не ущерб. Единственным, с позволения сказать, основанием такого потрясающего все основы умозаключения стал простой и очевидный факт: цена, выплаченная за нефть на нефтепромысле, ниже цены нефти в Западной Европе, куда ее надо еще доставить, оплатив транспорт, страховку, экспортные пошлины. Этого оказалось достаточно, чтобы исполненные и никем никогда не оспоренные сделки признать "безвозмездным изъятием", а переход права собственности по ним признать одновременно способом и результатом хищения этой самой собственности!" - интерпретировал обвинение Клювгант.

Кроме того, адвокаты убеждены, что Ходорковский и Лебедев были дважды осуждены за одно и то же. И в первом, и во втором деле речь идет о сделках с одной и той же нефтью. Только в одном случае бизнесменов осудили за ее хищение, а в другом - за уклонение от уплаты налогов с нее. "Если нечто похищено, то это нечто не может быть объектом налогообложения ни у "потерпевшего", ни у "похитителя". И наоборот: если с чего-то недоплачены налоги - значит, это "что-то" у налогоплательщика было. И значит, никто у него это не похищал. И, конечно же, никак невозможны хищение и уклонение от уплаты налогов, совершенные одними и теми же сделками по реализации нефти", - пояснил Клювгант.

Защитники настаивали, что даже если надзорная инстанция не станет отменять приговор Ходорковскому и Лебедеву, по "медведевским" поправкам их все равно нужно было отпустить еще четыре месяца назад - минувшим летом. Клювгант на заседании обосновывал это с помощью специальной формулы, позволяющей рассчитать "соразмерное" снижение срока, о котором в специальном постановлении 2006 года говорил Конституционный суд.

Прокурор Владимир Ведерников по традиции настаивал на законности и обоснованности приговора Ходорковскому и Лебедеву. Против сокращения срока наказания он не возражал, но требовал смягчить его строго до 11 лет и трех месяцев. При этом никаких расчетов он не приводил. На тот же срок в случае с Лебедевым была согласна и Вельская прокуратура. "С чем же может быть связана эта дата?" - недоумевал в перерыве заседания Клювгант.

Решение президиума Мосгорсуда не вполне соответствовало запросам прокуратуры, так как срок Ходорковскому и Лебедеву был сокращен до 11 лет, а не до 11 лет и трех месяцев. Станет ли это поводом для обжалования решения со стороны прокуратуры, пока неясно: гособвинитель к журналистам не вышел. Защита же намерена добиваться как скорейшего освобождения Ходорковского и Лебедева по "медведевским" поправкам, так и отмены приговора Хамовнического суда. Теперь они обратятся в судебную коллегию Верховного суда, а в случае неудачи - вновь к председателю ВС Вячеславу Лебедеву, сказал "Ленте.ру" адвокат Платона Лебедева Владимир Краснов.

Вельский же процесс, по всей видимости, теперь будет прекращен "в связи с приведением приговора в соответствие с законом", полагает адвокат Краснов. Решение президиума Мосгорсуда, снизившего сроки Ходорковскому и Лебедеву, его обессмысливает, отмечает Клювгант.

< Назад в рубрику