Отечественная биржа пережила очередной далеко не блестящий год. По сравнению с предыдущим дела несколько улучшились: если в 2011 году было зафиксировано сильное падение индексов, то сейчас наблюдается лишь стагнация. И все же радоваться нечему - российский рынок превратился в "болото", о чем свидетельствует множество признаков, от небольшого объема торгов до низкой активности в проведении IPO.
C начала 2012 года индекс ММВБ вырос менее чем на 3 процента, поднявшись с 1440 пунктов в первые дни января до 1479 пунктов сейчас. Конечно, вероятность новогоднего ралли всегда существует, но из-за угрозы "фискального обрыва" в США она существенно ниже, чем могла бы быть. Следовательно, в оставшиеся пару недель индексы едва ли сильно прибавят, скорее уж наоборот.
Если посмотреть на график индекса ММВБ в текущем году, то сразу заметно, что его колебания были куда слабее, чем, скажем, в предыдущем. К примеру, в 2011 году индекс поднимался выше 1800 пунктов, в этом же не дотянул даже до 1650. Нижняя точка падения была достигнута в мае, когда основной показатель биржи оказался на отметке в 1271 пункт.
Довольно-таки бурный рост в начале года, основанный на росте оптимизма относительно восстановления мировой экономики, сменился стремительным спадом в апреле-мае. Причиной этого, как и в случае падения котировок по всему миру, стало обострение европейского долгового кризиса. Именно тогда стало известно о том, что на грани краха находится третий по объему активов испанский банк Bankia, да и вообще финансовое положение Испании является крайне тяжелым. Новая порция слухов о грядущем распаде еврозоны неизбежно дошла и до российского рынка, в результате чего инвесторы начали выводить средства из российских активов.
Вообще, проблема зависимости от спекулятивного капитала в текущем году никуда не делась. Как и раньше, российские индексы не особенно сильно реагируют на внутренние новости. Зато малейшие колебания в Европе, Восточной Азии или США отзывались на Московской бирже мощным эхом. Иностранные фонды немедленно начинали выводить средства с рынка - и он тут же начинал обваливаться.
Впрочем, к концу лета ситуация в мире более или менее устаканилась благодаря решениям ЕС о расширении поддержки нуждающимся странам еврозоны и укреплении связей внутри валютного союза, после чего российский фондовый рынок превратился в самое настоящее "болото". С начала августа по середину декабря индекс ММВБ вырос всего на 50 с небольшим пунктов, причем этот процесс включил в себя всего один бурный всплеск в сентябре, когда основной показатель биржи в последний раз перевалил за полторы тысячи пунктов. На рынке в основном доминировало "боковое" движение - одни акции дорожали, другие дешевели.
Никакого существенного влияния на рынок не оказывала и цена на нефть, которая весь год находилась на достаточно высоком уровне. Лишь в июле марка Brent упала до 88 долларов за баррель, почти все остальное время она находилась выше отметки в 100 долларов. Однако дорогая нефть больше неспособна поддерживать отечественные котировки.
График индекса ММВБ в 2012 году
Впрочем, "болотные" ассоциации с российским рынком акций возникают не только из-за не слишком сильных изменений на протяжении недель и месяцев - в конце концов, высокая волатильность является скорее отрицательным явлением. Дело еще и в том, что большую часть года на бирже преобладала крайне невысокая торговая активность. Так, по сравнению с предыдущим годом объемы торгов упали в три раза. Хуже показатели были только в кризисную зиму 2008-2009 годов. Характерно, однако, что даже при таких объемах сильных колебаний индексов все равно не было.
Стоит заметить, что даже во время подъемов российский фондовый рынок оставался не слишком привлекательным для иностранных инвестиционных фондов. Так, в ноябре-декабре, когда индекс ММВБ вырос более чем на 100 пунктов, наблюдался активный вывод средств из фондов, ориентированных на Россию. При этом те финансовые институты, которые работали с другими крупнейшими развивающимися рынками (например, Китаем и Индией), зафиксировали существенный прилив средств.
Отдельным пунктом стоит выделить размещения акций на ММВБ-РТС. Активность в области IPO в текущем году разочаровала - отечественный рынок отметился лишь вторичным размещением акций Сбербанка и IPO "МегаФона". Сентябрьское размещение бумаг Сбербанка, в результате чего его госпакет был уменьшен до минимально возможного контрольного, принесло государству около 160 миллиардов рублей.
Не менее успешно провел свое IPO "МегаФон", который одновременно прошел листинг в Москве и Лондоне. Сотовый оператор продал акции на 1,7 миллиарда долларов, а общая стоимость компании была оценена в более чем 11 миллиардов. Причем в следующие три недели акции "МегаФона" подорожали еще более чем на 20 процентов, что не совсем типично для размещений как в России, так и за рубежом в последнее время.
Но по большому счету это лишь отдельные проблески, не меняющие общей негативной картины. IPO в прошедшем году было мало, крупных - очень мало. Кроме того, несколько компаний по разным причинам отказались от выхода на Московскую биржу. Самый красноречивый пример - Промсвязьбанк. Кредитная организация рассчитывала привлечь около полутора миллионов долларов, но буквально в последний момент выяснилось, что особого спроса на бумаги банка на рынке нет, причем как в Москве, так и в Лондоне. Другие крупные компании, глядя на это, тоже находятся в тяжелых раздумьях - а стоит ли овчинка выделки?
Многие корпорации, являющиеся эмитентами бумаг так называемого "второго эшелона", сейчас все чаще посматривают в сторону Лондона. Ответ на вопрос, почему так происходит, прост: на бирже LSE объективно больше ликвидности. Но дело не только в этом. В британской столице и ее окрестностях, как известно, проживает немалое количество россиян с тугим кошельком, с которыми охотно ведут дела отечественные компании. Наконец, юридическая система Великобритании является более удобной для бизнесменов. Так что ни языковой барьер, ни сомнения иностранцев в перспективности российских фирм как объекта вложений особым препятствием не являются.
Все перечисленные результаты года плохо вяжутся с намерением российских властей превратить Москву в ключевой международный финансовый центр. Даже в рамках стран СНГ процесс российской экспансии если и продвигается, то черепашьими шагами. Помимо причин более глубоких, напрямую не зависящих от непосредственного управления финансовыми рынками, есть и то, что можно поправить непосредственно на уровне биржи. Например, добиться прекращения сбоев, которые в последнее время стали происходить на ММВБ-РТС до неприличия часто.
В любом случае следующий год едва ли принесет на отечественный рынок акций какие-то кардинальные изменения. Если они и произойдут, то только в худшую сторону - например, мировую экономику накроет вторая волна кризиса. Но скорее всего, мы будем наблюдать все то же спокойствие, что и в 2012 году.