Журнал Archaeology, научно-популярное детище Американского археологического института, в январском номере 2013 года (он уже поступил к читателям) опубликовал десятку самых любопытных открытий уходящего года. Выбор редакции журнала репрезентативен как тематически (большие и маленькие проекты), так и географически - он охватывает и Евразию, и Америку, и Африку, находки из дописьменных и письменных культур. "Лента.ру" решила пояснить неподготовленному читателю, почему именно эти события в 2012 году были выбраны авторитетным изданием в качестве ключевых.
Приступая к обзору, отметим что многие открытия, о которых пишет Archaeology, сделаны не археологами, а учеными из других областей - химиками, медиками, биологами. На самом деле это неслучайно - в последние годы археология все энергичнее кооперируется с естественнонаучными дисциплинами.
Появление керамической посуды ученые обычно связывали с неолитической революцией - переходом от охоты и собирательства к оседлому земледелию примерно 10 тысяч лет назад. Однако крайне интересная находка, сделанная еще в 1993 году в пещере Сяньжэньдон на юго-востоке КНР (провинция Цзянси), вынуждает пересмотреть эту точку зрения. Ряд исследований (их результат изложен в статье в журнале Science), проведенных китайскими, американскими и немецкими учеными и завершенных в 2012 году, показал, что горшки из Сяньжэньдон слеплены 20 тысяч лет назад, то есть во время последнего ледникового максимума. Собиратели, изготовившие первую нехитрую утварь, варили в ней улиток и ракушки и кипятили кости животных.
На всякий случай заметим: древнейший предмет из обожженной глины датируется 29-25 тысячелетиями до нашей эры. Это вестоницкая Венера, хранящаяся в Моравском музее в Брно.
Еще одна "новость" из глубокой древности: жившие на территории современной Испании неандертальцы знали о пользе ромашки и тысячелистника и систематически жевали эти горькие травы 50 тысяч лет назад. Выяснилось это при анализе зубного камня, снятого с челюсти, найденной в пещере Эль Сидрон. Статья ученых появилась в журнале Naturwissenschaften.
В 1994 году в Эль Сидрон археологи обнаружили костные фрагменты 12 человек. Судя по характерным отметинам на костях, эту группу людей, часть из которых, вероятно, была одной семьей (генетики специально изучали их ДНК), съели их же соплеменники.
Предположения о том, что неандертальцы имели некоторые познания в медицине, появились еще в конце 1950-х во время раскопок в иракской пещере Шанидар. Археологи обнаружили там скелет мужчины с ампутированной рукой и признаками других прижизненных травм, дожившего, однако же, до почтенного по неандертальским меркам возраста - 45-50 лет. Вполне естественно предположить, что его чем-то лечили.
В южноафриканской пещере Бордер археологи нашли деревянную палочку, с помощью которой древние охотники наносили яд на наконечники стрел. Действующим веществом служила рицинолевая кислота, добываемая из касторовых бобов. "Аппликатор" для яда был изготовлен 24 тысячи лет назад. Статья ученых появилась в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Пещера Бордер удивила ученых не только собственно палочкой для нанесения яда, но и комплексом орудий, изготовленных 44 тысячи лет назад. Они оказались близки, практически идентичны, тем, которыми пользовались бушмены 20 тысяч лет назад (а некоторые остаются в ходу до сих пор). Такая преемственность - редкость сама по себе. Кроме того, новая находка означает, что историю бушменов пора удлинить вдвое.
Экспедиция университета Брауна, раскапывающая храм Ночного солнца в городище классических майя Эль-Сотс (El Zotz, Гватемала), обнаружила четырнадцать полутораметровых масок этого божества, изображенного акулой (рассвет), стариком (зенит) и ягуаром (ночь). Выполненные из гипса во второй половине IV века нашей эры, маски были выкрашены в ярко-красный цвет. Храм Ночного солнца стоит на холме примерно в 30 километрах к западу от Тикаля, очень крупного центра майя. По мнению Стивена Хьюстона, руководителя американской экспедиции в Эль-Сотсе, рдеющие на закате маски должны были быть хорошо видны из соседнего Тикаля.
Результаты ученых пока не опубликованы в виде статьи в рецензируемом журнале, однако их краткое изложение приводится на сайте университета Брауна. Экспедиция Хьюстона работает в Эль-Сотсе всего четыре года, но ее участникам крупно везет: в 2010 году, во втором сезоне, они обнаружили неразграбленное царское погребение.
Самая древняя европейская картинка - это, как ни смешно, изображение женских гениталий, высеченное в камне 37 тысяч лет назад. Находка из пещеры Абри Кастане (Abri Castanet, департамент Дордонь, юго-запад Франции) была сделана еще в 2007 году, но потребовалось несколько лет, чтобы максимально точно ее датировать.
Интрига здесь вот в чем: до 1994 года древнейшими рисунками в Европе считались росписи в пещерах Альтамира (Испания) и Ласко (Франция). Оба комплекса относятся к солютрейской культуре (17-18 тысяч лет назад). Поскольку главная миграция людей из Африки в Европу произошла примерно 40 тысяч лет назад, получается, что солютрейская наскальная живопись появилась в результате эволюции человека на новом континенте. Но в 1994 году в департаменте Ардеш на юге Франции была найдена пещера Шове (Chauvet), на стенах которой ученые обнаружили изображения животных. Обитатели Шове принадлежали к ориньякской культуре и жили 30-32 тысячи лет назад, что значительно ближе к эпохе миграции из Африки, и можно предположить, что разрыва в художественных навыках у Homo Sapiens не было. Но, пока пещера Шове оставалась единственным столь древним памятником, гипотеза о преемственности была не очень убедительна. С открытием изображений в Абри Кастане и изучением рисунков из итальянской пещеры Фумане (тоже 37 тысяч лет, но датировки менее точны, чем в Абри Кастане) находки в Шове перестали быть уникальными, а гипотеза о преемственности получила существенное подкрепление.
Археологам удалось найти самое старое римское укрепление на территории Германии. Оно находится в окрестностях городка Хермескайль (район Трир-Саарбург, недалеко от французской границы). Крепостью пользовались в 50-х годах I века до нашей эры, как раз во время Галльской войны, описанной Цезарем. Работа ученых появилась в журнале Archäologisches Korrespondenzblatt, а ее краткое изложение приводит LiveScience.
Археологи из Майнцского университета Иоганна Гутенберга полагают, что укрепление построили легионеры Юлия Цезаря. В нескольких километрах от римского лагеря находится крупное галльское укрепление, названное в позднейшее время Hunnenring, "Гуннским кругом". В действительности оно было оставлено в середине I века до нашей эры, скорее всего, в результате прихода войска Цезаря в эти края и последовавших кампаний против местных галлов, известных благодаря Цезарю под именем треверов.
Известная поговорка о том, что льва узнают по когтю (Ex ungue leonem), на раскопках в Хермескайле наверняка пользовалась большим успехом: легионеров выдали характерные гвозди с крестообразной насечкой для подошв сандалий.
При работах в промзоне возле израильского города Кирьят-Гат археологи обнаружили большой клад, состоящий из украшений и 140 серебряных и - что является редкостью - золотых монет, отчеканенных в Риме в период правления Нерона, Нервы и Траяна (54 - 117 годы нашей эры.). Клад был завернут в тряпку, от которой даже сохранилось несколько лоскутов. Владелец монет и украшений закопал их или накануне, или в начале восстания Бар-Кохбы, кровопролитной иудео-римской войны, длившейся три года (132-135 годы нашей эры). Римляне восстание подавили, а клад остался невостребованным. Заметка об открытии появилась в издании Israel Antiquities Authority.
Ян Тристан (Yann Tristant), сотрудник французской археологической миссии в Гизе, просматривал материалы 1914 года о раскопках кладбища эпохи Древнего Царства вблизи деревни Абу-Раваш. В отчете Пьера Монте, знаменитого ученого и популяризатора истории Древнего Египта, говорилось, что неподалеку от одной мастабы - архаичной гробницы из сырцового кирпича - найден деревянный настил. Тристану это сообщение показалось необычным, поскольку деревянных настилов возле мастаб больше никто и никогда не находил. Его группа провела раскопки точно в том месте, где работал Монте, и обнаружила погребальную лодку, датируемую примерно 2950 годом до нашей эры. Обычно такие ритуальные плавсредства находятся в контексте погребений фараонов и членов их семей, но Тристан утверждает, что он пока не нашел связи между этой лодкой и захоронениями правившего в ту эпоху фараона Дена или его родственников.
Двойное погребение бронзового века возрастом 4000 лет (о нем "Лента.ру" http://lenta.ru/news/2012/07/10/stein/ target=_blank>писала), найденное на острове Южный Уист (South Uist, Внешние Гебриды, Великобритания), заинтересовало ученых как пример ранних экспериментов с мумификацией. Оказывается, островитяне сбрасывали на время тела умерших в торфяники, а уж потом хоронили. Дальнейшее изучение двух скелетов, мужского и женского, найденных в скорченном положении, озадачило исследователей. Выяснилось, что мужской скелет в действительности собран из костей трех разных мужчин, а женский - из останков и мужчины, и женщины. Мало того, оказалось, что голова одного из скелетов старше тела на 50-200 лет, то есть погребенных собирали из разновременных останков. Что стоит за этой необычной практикой, пока неизвестно.
Раскопки комплекса ацтекских культовых зданий Темпло Майор ("Большого храма") в Мехико буквально каждый год преподносят сюрпризы. В 2012 году археологи наткнулись на компактно захороненную в конце XV века груду человеческих костей. При ее разборе выявлено 50 черепов и 250 челюстных костей, принадлежавших мужчинам и женщинам в возрасте от 20 до 35 лет. Они были принесены в жертву Миктлантекутли, владыке подземного мира. По крайней мере пять черепов, лежавших рядом, были пробиты с боков. Скорее всего, сквозь них продевали прут и вешали на специальную деревянную раму, известную как цомпантли. Такие "витрины" с черепами известны по испанским сообщениям XVI и XVII веков.
Помимо черепов там же был найден единственный целый скелет. Женщина лежала лицом вниз, ее правая рука была подогнута под живот, а левая заведена за спину. Необычность позы, наличие рядом с этими останками десяти черепов, фрагментов глиняных сосудов и угля пока объяснения не нашли.
В заключение, конечно, уместно спросить: а что же наши археологи? Летом 2012 года "Лента.ру" опубликовала интервью с Тамарой Пушкиной, руководителем Смоленской экспедиции МГУ.
В нем следует обратить особенное внимание на две реплики Пушкиной. Первая: "Я в июне снимаю свою пенсию и еду с ней в экспедицию". Именно так обстоят дела с финансированием раскопок в стране уже много лет, и положение дел не улучшается.
Вторая реплика: "Несколько лет назад, когда мы обнаружили следы действия черных археологов в Гнёздове, я обратилась в органы - тогда это была еще милиция. Мне сказали: "Да-да, вот младший лейтенант, вот ГАЗик, езжайте, вы ему покажете, где, что". Поехали. Пока добирались до места, я ему объясняла, что это за памятник, чем он интересен, чем он знаменит. Он меня внимательно выслушал и подвел итог: 'О! Если б я знал, сам бы тут покопал'".
История с заинтересованным младшим лейтенантом иллюстрирует парадоксальную ситуацию, общую буквально для всех российских экспедиций: незаконные раскопки превратились в кошмар наяву повсеместно, и сообщать о находках чревато привлечением дополнительного и совершенно ненужного внимания. Одновременно археологам жизненно необходима публичность: для привлечения нужного внимания - со стороны властей, общественности, волонтеров, наконец. Как быть, совершенно непонятно, особенно в наше дивное время, когда министр культуры обращается к сотрудникам Института искусствознания с вопросом "Чем вы тут занимаетесь?"