Россия и Белоруссия под конец года вступили в очередной спор по поводу торговли нефтью и нефтепродуктами. Москва вновь не желает поставлять Минску столько нефти, сколько хочет президент страны Александр Лукашенко, - предположительно, потому что белорусы пользуются всеми возможностями беспошлинного ввоза, чтобы на нем заработать. Минск от всех обвинений открещивается, хотя в прошлом уже фактически признавал свою неправоту.
Если центральным вопросом российско-украинских взаимоотношений считается газовый, то с Белоруссией основной причиной споров была и, как выяснилось, до сих пор остается нефть. Сериал с нефтяными переговорами достиг своего апогея зимой 2010-2011 годов, в результате чего нефть белорусам не поставлялась в течение без малого месяца. Скандал вышел почти той же степени накала, что и в случае с украинскими газовыми контрактами в начале 2010-го. После этого стороны помирились, но, как это обычно бывает с соседями, ненадолго.
Суть противоречий заключается в том, что Белоруссия в постсоветские годы превратилась в крупнейшую нефтеперерабатывающую державу, которая полностью зависит от одного-единственного поставщика - России. Нефтеперерабатывающая индустрия стала важной составляющей ВВП Белоруссии, по разным оценкам вносящей в него от 5 до 10 процентов. Минск естественным образом стал использовать свое географическое преимущество, находясь между источником сырой нефти (Россией) и потребителями нефтепродуктов (европейскими странами).
При этом долгое время (если быть точнее, то до конца 2009 года) поставки нефти из России в Белоруссию шли по крайне льготным условиям - Белоруссия платила только треть от экспортной пошлины, предусмотренной для всего остального мира. В начале 2010 года Минск потребовал вообще отменить экспортные пошлины, поскольку они противоречили духу и букве создаваемых Таможенного союза и Единого экономического пространства.
В свою очередь, Россия до поры до времени соглашалась субсидировать экономику Белоруссии ради Союзного государства и относительной лояльности со стороны Александра Лукашенко. Вместе с тем, нефтяные компании РФ, которые в последние годы вели довольно обширную программу модернизации и расширения мощностей НПЗ, такой подход не приветствовали. Москва постепенно начала менять свою позицию, что в итоге и вызвало острое противостояние 2010-2011 годов.
Тем не менее, компромисс удалось найти. Россия согласилась поставлять нефть беспошлинно, но с ключевым условием: пошлины, собираемые белорусской стороной при экспорте продуктов переработки, должны направляться в российский бюджет. Таким образом, поощрялось развитие белорусской экономики, но не пополнение казны Минска. Кроме того, часть нефти поставлялась на давальческих условиях (то есть когда сырье предоставляется в обмен на готовый продукт) "дочкам" российских компаний в Белоруссии.
Схема, однако, оказалась не без изъянов. К примеру, к облагаемым "союзной" пошлиной нефтепродуктам не относились разнообразные растворители. Что под их видом продавалось, неизвестно, однако цифры говорят сами за себя: если с января по август 2012 года поставки нефтепродуктов из Белоруссии выросли по сравнению с тем же периодом прошлого года менее чем на треть, то импорт Минском сырой нефти из России вырос почти в три раза. И одновременно объем перечисленных Москве пошлин сократился примерно на 3 процента.
В Москве этот факт заметили и немедленно обратили на него внимание белорусской стороны. Правительство Белоруссии обвинения в злоупотреблении экспортом растворителей категорически отрицало, однако затем все-таки запретило их продажу за рубеж. Дело, ущерб от которого источники российских СМИ оценивали в полтора миллиарда долларов, замяли, но к концу года возникли новые сложности.
Белоруссия рассчитывала на получение в следующем году 23 миллионов тонн нефти, что существенно больше нежели в текущем году (21,5 миллиона тонн). Москва такое количество предоставить не может или не хочет и настаивает на цифре в 18,5 миллиона. 21 декабря Александр Лукашенко выступил с заявлением, что договоренность достигнута на условиях белорусской стороны, однако через несколько часов российское Минэнерго его слова дезавуировало, подчеркнув, что поставки в Белоруссию в первом квартале будут осуществляться исходя из цифры, на которой настаивает Россия.
Москва, между тем, надеется в следующем году увеличить закупаемые в Белоруссии объемы нефтепродуктов. Это связано с переходом на стандарт бензина "Евро-3". Несмотря на упомянутое уже расширение мощностей НПЗ, российские нефтяники пока производят недостаточно высококачественного топлива для полного насыщения национального рынка. В результате остается рассчитывать на соседа, который производит бензина намного больше, чем может потребить даже в теории.
Белоруссию эта идея не совсем устраивает, поскольку страны Западной и Центральной Европы за белорусские нефтепродукты готовы платить куда большие деньги. Если мощности Белоруссии будут ориентированы на Россию, это означает выпадение доходов и сокращение поступлений в бюджет, на что Минск очевидно не согласен. Белорусское правительство готово поставлять в Россию 700 тысяч тонн нефтепродуктов, тогда как в РФ надеются на 3,3 миллиона тонн.
Собственно, в этом противоречии и находится ключ к разрешению конфликта. Очевидно, что Белоруссии выгодно получать больше нефти и продавать больше нефтепродуктов. При этом если Россия увеличит поставки сырой нефти, но получит гарантии продажи нефтепродуктов от западных соседей, то ее интересы также будут соблюдены. Вопрос в данном случае в деталях - на каких именно цифрах остановятся политики в поисках компромисса. Исходя из нынешнего развития событий, едва ли стоит ожидать грандиозного шоу с перекрытием трубы, как это произошло два года назад.