В ближайшие несколько лет Россия приступит к созданию многослойной системы противовоздушной и противоракетной обороны. Ее основными элементами станут зенитные ракетные комплексы С-500 и модернизированная система ПРО Москвы А-235, а последним рубежом ─ комплексы активной защиты. Согласно заявлениям военных, многослойная система ПРО будет обеспечивать безопасность не только столичного региона, но и важных (например, промышленных) объектов на остальной территории России.
Про зенитные комплексы С-500 сейчас известно немного. Основное назначение комплекса - поражение боевых блоков баллистических ракет средней и большой дальности. С-500 сможет сбивать боевые блоки ракет на конечном участке траектории. Комплекс снабдят радарами, способными обнаруживать цели на дальности до 900 километров. По разным данным, комплексы начнут поступать на вооружение России уже в 2013-2015 годах.
Поначалу они будут использовать ракеты от С-400 «Триумф». Об этом в феврале 2011 года заявлял тогда еще замминистра обороны Владимир Поповкин. В марте этого года Министерство обороны России заказало у Московского машиностроительного завода «Авангард» управляемые зенитные ракеты для С-400, что косвенно может указывать на начало закупок ракет для новых систем. Правда, это по большей части догадки ─ какие именно ракеты были куплены, пока неизвестно.
В настоящее время «Триумфы» используют ракеты от С-300, однако для С-400 ведется разработка собственных ракет 9М96Е и 9М96Е2, а также 40Н6Е большой дальности. С-500 собственными ракетами ─ 40Н6М, 77Н6-Н и 77Н6-Н1 ─ обзаведется, скорее всего, в 2014-2015 годах.
Новая порция информации о характеристиках и назначении перспективного компонента будущей многоуровневой системы ПВО стала известна 24 декабря 2012 года со слов главнокомандующего ВВС России генерал-лейтенанта Виктора Бондарева.
Он рассказал, что комплекс сможет одновременно поражать до десяти баллистических целей, включая и боевые блоки гиперзвуковых крылатых ракет. При этом скорость перехватываемых целей может достигать 7000 метров в секунду. Для сравнения, первая космическая скорость (скорость, необходимая для выведения объекта на круговую орбиту вокруг Земли) составляет 7900 метров в секунду. Новый зенитный комплекс будет использовать принцип раздельного решения задач уничтожения баллистических и аэродинамических целей.
Бондарев также сообщил, что С-500 по своим возможностям превзойдет уже существующие российский С-400 «Триумф» и американский MIM-104F Patriot PAC-3. При этом комплекс будет использоваться для противовоздушного и противоракетного прикрытия крупных регионов, промышленных и стратегических объектов.
Согласно планам Министерства обороны России, со временем комплексы С-500 составят основу российской системы противовоздушной и противоракетной обороны; они, в отличие от уже созданных систем, будут использовать противосамолетную и противоракетную части. Последняя будет унифицирована с системой ПРО Москвы А-135 «Амур», а значит, и с перспективной А-235 «Самолет-М».
Экспериментальные и учебно-боевые испытания новой А-235 начнутся весной-осенью 2013 года. Новая система ПРО Москвы должна будет в перспективе заменить устаревшую А-135; по предварительным данным, «Самолет-М» получит модернизированные ракеты-перехватчики 53Т6, используемые в настоящее время «Амуром». При этом противоракеты новой системы ПРО смогут нести как кинетическую, так и ядерную боеголовки.
Контракт на создание системы А-235 был заключен в 1991 году, а окончание работ по проекту намечено на 2015 год. Головным подрядчиком по проекту является «Алмаз-Антей», создавший С-300, С-400 и работающий над С-500. Предположительно, А-235 получит суперкомпьютер «Эльбрус-3М», радиолокационную станцию «Дон-2Н» и два эшелона противоракет большого и среднего радиуса действия. Все основные параметры перспективной системы засекречены, но можно предположить, что системы С-500 смогут, в частности, обмениваться данными с «Самолетом-М», что позволит повысить точность поражения целей.
В настоящее время эффективность прикрытия столичного региона, по словам исполняющего обязанности начальника командования ПВО и ПРО Войск воздушно-космической обороны генерал-майора Андрея Демина, составляет 90 процентов, а Центрального промышленного района - 60 процентов. Все эти показатели планируется улучшить введением в строй не только новых систем С-500 и А-235, но также и комплексов активной защиты (КАЗ).
Принцип работы КАЗ основан на поражении воздушных целей металлическими шариками диаметром до 30 миллиметров на высоте до шести тысяч метров. В начале декабря 2012 года источник газеты «Известия» в военном ведомстве рассказал, что заряды с 40 тысячами поражающих элементов будут выстреливаться в сторону цели с начальной скоростью до 1800 метров в секунду и создавать после подрыва на определенной высоте «железное облако», способное разрушить любую воздушную цель. Перспективные комплексы планируется использовать в первую очередь для прикрытия стратегических объектов: пусковых шахт, командных пунктов и узлов связи.
Первые испытания КАЗ состоялись в начале 1990-х годов; прототипы комплекса имели название «Мозырь». В частности, на полигоне Кура «Мозырь» отстрелялись по боеголовке баллистической ракеты Р-36М2 «Воевода». Испытания были признаны успешными. Однако специалисты выяснили, что КАЗ не одинаково эффективны против баллистических и аэродинамических целей, причем меньшая вероятность поражения последних обусловливалась слабыми вычислительными возможностями комплекса. Разработка комплексов была прекращена из-за недостатка финансирования.
В середине 2012 года стало известно, что Министерство обороны планирует возобновить работы по КАЗ с 2013 года. Среди прочего это потребует и создания более мощных вычислительных систем, особенно когда речь идет о комплексах кинетического поражения целей. В последнем случае компьютерам придется вычислять точку сближения противоракеты или поражающих элементов с целью, летящей на больших скоростях.
Если для обычных баллистических целей такая задача решается очень быстро, то для маневрирующих она осложняется в разы. Современные же баллистические ракеты уже комплектуются не только боевыми блоками индивидуального наведения, способными маневрировать, но и ложными целями, основная задача которых ─ значительно усложнить выявление представляющих опасность ядерных зарядов и их поражение. Сами баллистические ракеты (например, перспективная российская Р-30 «Булава-30») также уже наделяются способностью маневрировать в узких пределах, осложняя задачу перехвата на начальном и среднем участках траектории полета.
С 2008 года Россия занимается созданием единой системы противоракетной и противовоздушной обороны, призванной объединить в целое не только собственные ПВО/ПРО, но и стран СНГ. Фактически же создание системы означает постепенное стирание границы между тактической и стратегической системами противовоздушной и противоракетной обороны. Концепция российской единой системы предполагает создание многослойной и многоуровневой системы ПВО/ПРО, способной поражать воздушные цели на разных дистанциях и высотах.
В перспективную единую систему войдут комплексы малой дальности «Тунгуска», «Тор-М2», «Панцирь-С1», «Бук» и «Морфей», средней дальности С-300 и «Витязь» и большой дальности С-400, С-500, А-235 и, возможно, С-1000. В начале 2011 года Николай Макаров, занимавший тогда пост начальника Генерального штаба Вооруженных сил России заявил, что новая система ПРО станет фактически «зонтом», который закроет страну «от ударов баллистических ракет, от ракет средней дальности, от крылатых ракет различного базирования ─ воздушного, морского, наземного ─ в том числе с предельно малых высот в любое время, в любой обстановке».
При этом вполне уже можно говорить, что гонка вооружений между США и Россией, на время утихшая после распада СССР, вновь набирает обороты. США выбрали путь создания систем ПРО за пределами своей территории с основными позиционными районами в Европе и Атлантическом океане, а Россия ─ масштабного противоракетного прикрытия со своей территории. При этом разработка все более новых противоракетных комплексов фактически преследует только одну задачу ─ нивелировать мощь ядерной триады противника.
В настоящее время рассматривать стратегическое оружие отдельно от систем противоракетной обороны бессмысленно ─ в Третьей мировой войне, если такая когда-либо и случится, условно победит владелец самого крепкого щита.