С наступлением холодов на Украине почти ежедневно ломаются скоростные поезда Hyundai, закупленные в этом году. Составы корейского производства намертво встают в полях и на полустанках, заставляя замерзших пассажиров ругать на чем свет стоит бывшего министра инфраструктуры Бориса Колесникова. Именно он принимал решение о покупке и, кстати, уже извинился за свою опрометчивость. Что делать с поездами, которые превращаются в "недвижимость" при первом снегопаде, будет решать уже новый министр - Колесникову в новом правительстве места не нашлось.
Корейские поезда на Украине так и называют - "Хюндаи Колесникова", хотя идею об их покупке впервые в 2009 году выдвинула Юлия Тимошенко, занимавшая тогда пост премьера. При ее содействии в Сеуле "Укрзалізниця" (Украинские железные дороги) подписала меморандум о сотрудничестве с корпорацией Hyundai. Стороны договорились "изучить возможность" приобретения Украиной десяти поездов. В 2010 году Тимошенко лишилась должности, и переговоры были приостановлены.
Вновь вопрос о покупке составов встал при подготовке к Евро-2012, который Украина провела минувшим летом. Властям нужно было в кратчайшие сроки открыть скоростное сообщение между городами, принимающими чемпионат. Свои предложения руководству страны, помимо Hyundai, представили компании Alstom, Siemens, Skoda, а также отечественный Крюковский вагоностроительный завод, однако решение было принято в пользу корейцев. В качестве одного из вариантов Киев предложил Hyundai наладить производство поездов на совместном предприятии в Харьковской области, но время поджимало, поэтому от этой идеи решили отказаться.
В начале 2011 года Борис Колесников отчитался о подписании контракта на поставку десяти скоростных поездов на общую сумму в 307 миллионов долларов. Шесть составов прибыли на Украину за несколько месяцев до старта чемпионата, тогда же начались и первые неприятности - пассажиры жаловались на хронические опоздания "хюндаев" и частые их поломки. В июне Колесников заявил, что местные СМИ развернули информационную кампанию против скоростных поездов, подчеркнув, что все новые вещи "иногда ломаются".
После Евро шквал критики заметно утих. То ли поезда действительно стали реже ломаться, то ли журналистам надоело следить за ними. Представители власти предпочитали не затрагивать эту тему - только в августе премьер Николай Азаров пообещал, что больше южнокорейские составы Украина покупать не будет, зато будет строить свои.
Все изменилось с наступлением холодов - "хюндаи", курсирующие между Киевом, Харьковом, Львовом, Донецком и Днепропетровском, один за другим начали выходить из строя. Причины назывались разные: перепады напряжения в электросетях, обрыв контактного провода, падение деревьев на пути, сложные метеоусловия. Зато сценарий во всех случаях был практически идентичен: поезд замирал где-нибудь в поле или в лесу на несколько часов, отопление и свет в нем отключались, и мерзнущие пассажиры ждали, пока с ближайшей станции до них доберется локомотив и отбуксирует сломавшийся состав.
Местные СМИ насчитали за прошедшие два месяца несколько десятков таких поломок. Особенно они участились в декабре, который на Украине выдался морозным и снежным. 6 декабря Hyundai сообщением Киев-Харьков более трех часов простоял на перегоне в Полтавской области. 8 декабря поломался скоростной электропоезд, следовавший из Днепропетровска в Киев, пассажирам был подан другой состав. 12 декабря сломались два поезда Hyundai, следовавшие по маршруту Донецк-Киев и Киев-Донецк. Рекорд был поставлен в пятницу, 14 декабря, когда вышли из строя сразу четыре состава.
В ночь на 17 декабря поезд сообщением Донецк-Киев три часа стоял в поле, недалеко от станции Лозовая. Пассажиры жаловались, что в салоне во время вынужденной остановки была минусовая температура. В этот же день скоростная электричка, которая должна была отправиться из Киева в Днепропетровск, не смогла покинуть железнодорожный вокзал украинской столицы. 18 декабря такая же неприятность произошла с "хюндаем", который должен был выехать из Харькова. 20 декабря поезд сломался между Киевом и Львовом - проехав чуть более часа, он остановился в лесной полосе. Пассажиры негодовали, что горячий чай им предлагался за пять гривен, а проводники долгое время не могли объяснить, что же, собственно, случилось.
22 декабря пассажиры "хюндая" сообщением "Днепропетровск-Киев" через 20 минут после отправления остановились у станции Днепродзержинск. По информации одного из пассажиров, поезд не смогли отбуксировать на станцию, поскольку у него оказались заблокированы тормоза.
В ряде случаев, когда неисправности в "хюндаях" обнаруживали до отправления, пассажирам приходилось ехать на обычных поездах (при том что стоимость билета на скоростную электричку почти в два раза выше). Очевидцы сообщали, что пассажиров рассаживали в купе по пять-шесть человек, а в некоторых случаях их вообще забывали предупредить о замене состава. Об этом, в частности, написал журналист Максим Шпаченко, добиравшийся 9 декабря из Донецка в Киев.
"Внезапно у "Хюндая" загорелся свет. Я нашел первый вагон и стал ждать, когда откроются двери. Какая-то женщина (прохожая) спросила у меня, а не собираюсь ли я уехать на "Хюндае". Да, да, собираюсь. Так на Киев едет другой поезд - вот этот, и тыкает мне на красный обычный поезд. Я, не веря, побежал к первому проводнику. - Что вы ждете? Быстрее заходите, у вас 15-е место! Я зашел и через минуту мы поехали. Часть пассажиров осталась на перроне, даже не понимая, что их поезд уже тю-тю", - пишет Шпаченко.
Впрочем, были среди украинцев и те, кто с юмором отнесся к многочисленным недоразумениям с "хюндаями". Например, пассажиры неисправного поезда сообщением Донецк-Киев во время трехчасовой остановки перепели известный хит Gangnam Style и исполнили "танец на лошади" под припев "Оппа-хюндайстайл, о-о-о-о, очень холодно!"
В сети начали появляться фотожабы на злобу дня. А популярный украинский сайт фейковых новостей Uareview опубликовал "новость" под заголовком "Шок! Скоростной поезд Hyundai пришел вовремя", в которой рассерженные пассажиры жаловались на то, что не смогли "выспаться в чистом поле и что их не встретили друзья, полагавшие, что поезд, как всегда, опоздает".
Не смогли пройти мимо этой темы и активистки скандального движения FEMEN. Они устроили акцию на киевском вокзале, в традиционном полуобнаженном виде расположившись перед составом с табличкой "Ломай меня полностью".
Активистка FEMEN во время акции протеста у поезда Hyundai. Фото с официального сайта движения FEMEN
На многочисленные жалобы отреагировало руководство Hyundai Corporation. Пресс-служба министерства инфраструктуры Украины 20 декабря распространила письмо компании, в котором та принесла извинения за причиненные пассажирам неудобства. "Это первая наша зима в Украине, которая покажет нам сферы для совершенствования (наши слабые стороны). Каждый вид транспорта выходит из строя в зимний период", - говорилось в письме.
Повинился в неудачном проекте и сам Колесников. В комментарии "Комсомольской правде в Украине" он назвал поломки поездов Hyundai техническим недоразумением, из-за которого ему стыдно и неприятно. По словам бывшего министра, он предлагал протестировать составы во время перегона из Южной Кореи в Украину. "Можно было не везти их пароходом в Одессу, а прогнать по Транссибу, это было бы испытанием для них, и все эти болячки вылезли бы. Но это с нас ответственности не снимает, и остается только извиниться", - заключил он.
В целом по поводу поломок скоростных поездов во второй половине декабря не высказался разве что ленивый. Причем критические замечания на голову Колесникова посыпались не только со стороны его оппонентов, но и от однопартийцев. Бывший вице-премьер, а ныне замглавы фракции Партии регионов Сергей Тигипко назвал приобретение корейских поездов ошибкой и призвал президента учесть это при очередных кадровых назначениях (это заявление было сделано до утверждения нового правительства страны, в которое Колесников в итоге не попал, его пост занял генеральный директор "Украинских железных дорог" Владимир Козак).
Представители коммунистической партии Украины призвали правительство вернуть "хюндаи" производителю. Даже президент Виктор Янукович, ранее вроде бы не возражавший против корейских поездов на украинских железных дорогах, вдруг изменил свою точку зрения. "Почему, имея собственный прототип скоростного поезда, средства вкладывали не в налаживание своего серийного производства, а в приобретение импортной техники? Что, нам не было понятно, что эта техника не приспособлена к нашим условиям эксплуатации до конца?" - задался вопросами президент.
Логично было бы задать их два года назад, когда подписывался контракт с корейцами. Кому сейчас адресованы эти вопросы и что делать с уже приобретенными поездами, пока неясно. Рядовые украинцы практически перестали покупать на них билеты. Кроме того, около 400 пассажиров Hyundai потребовали компенсировать им разницу в стоимости поездки при замене состава. Общая сумма требуемых компенсаций сейчас составляет 47 тысяч гривен (около 180 тысяч рублей).