Интернет и СМИ
00:41, 12 января 2013

Анатомия блогера Обвинения в адрес Рустема Адагамова проверит Следственный комитет

10 января бывшая жена топ-блогера Рустема Адагамова Татьяна Дельсаль дала интервью телеканалу Russia Today. В нем Дельсаль подтвердила обвинения в адрес бывшего супруга в сексуальном насилии над несовершеннолетней девочкой. Обращение в СМИ, отметила она, должно быть воспринято правоохранительными органами как заявление о преступлении. На следующий день Следственный комитет России начал доследственную проверку обвинений в отношении блогера.

Жена из табакерки

Первые прямые обвинения в адрес Адагамова Дельсаль обнародовала 27 декабря в своем блоге. Правда,«прямыми» их можно назвать лишь условно — бывшая супруга то ли по рассеянности, то ли сознательно говорит намеками: «Адагамов преступник. Против несовершеннолетних детей. Статья УГ 132, пункт 3 "в"» (позже исправляется: «речь о пункте 4 "б" в новой редакции закона, действующей с 2009 года»). Если предположить, что речь идет об Уголовном кодексе России (то есть УК, а не УГ), то получается, что Дельсаль обвиняет бывшего мужа в совершении насильственных действий сексуального характера в отношении несовершеннолетней девочки (следует отличать от статьи 131 «изнасилование»).

Ее сообщение вряд ли было бы замечено, если бы не блогер ntv, написавший 28 декабря, основываясь на записях Дельсаль, полный негодования пост, в котором делает вывод, что Адагамов насиловал собственную дочь. На следующий день некий «Петров Василий» загрузил на YouTube видео, где Дельсаль уже устно повторяет обвинения в адрес бывшего мужа, но не говорит, что речь идет о дочери («она была с нами знакома, и с семьей, и со всеми нами»). Расшифровку интервью выложил ntv, он же указал, что автор видео — прокремлевский блогер politrash (на сайте последнего ролик действительно появился раньше, чем в блоге ntv).

Politrash (а следом и ntv) выложил и переписку Дельсаль и Адагамова, якобы датированную периодом с 23 июня по 26 июля 2012 года. В письмах бывшая жена утверждает, что «все знает», и грозит топ-блогеру тюрьмой: «Уголовное наказание — половое преступление против несовершеннолетних. Далеко несовершеннолетних» (орфография оригинала — прим. «Ленты.ру»). Тот, в свою очередь, просит «не губить» его и не идти в суд. Является ли переписка настоящей, пока неизвестно: она представлена в виде простого текста. Один блогер даже собрал доказательства того, что письма поддельны, а известный прокремлевский хакер Хэлл написал опровержение этих доказательств (стоит отметить, пост написан удивительно грамотно и чисто для Хэлла, который любит коверкать слова).

Сама Дельсаль в начале января в комментарии к посту Олега Лурье написала, что надеется на «экспертизу переписки». Позже в интервью «Известиям» она подтвердила, что готова предоставить для технической экспертизы «свой сервер, свою почту, свою сотовую связь, SMS, где он признается, что это делал».

Интервью

Дельсаль, делая первые заявления в блоге, подчеркивала, что берет на себя полную ответственность за сказанное и готова отвечать в суде. Но правоохранители не спешили реагировать на шумиху в блогосфере, поэтому 10 января бывшая жена Адагамова дала интервью сразу двум СМИ — телеканалу Russia Today и газете «Известия». В обоих случаях она подчеркнула, что хотела бы, чтобы ее слова были восприняты как заявление о преступлении.

Главред Russia Today Маргарита Симоньян в твиттере выложила ссылку на интервью и дописала: «Передадим правоохранителям, пусть разбираются». На следующее утро СК объявил о доследственной проверке обвинений, появившихся в СМИ, и Симоньян решила оправдаться. Она пояснила, что Дельсаль дала согласие на интервью только при условии, что оно будет передано в правоохранительные органы. При этом Симоньян добавила, что передать материал в правоохранительные органы телеканал так и не успел — то есть с ее слов выходит, что СК начал проверку по собственной инициативе.

В интервью Russia Today Дельсаль не раскрывает подробностей того, что же все-таки совершил ее бывший муж. Речь, по ее словам, идет о том, что он совершил «это» с 12-летней девочкой и продолжал совершать на протяжении нескольких лет, примерно до ее совершеннолетия. Где происходило преступление и что это за девочка, Дельсаль не раскрывает, но из ее слов ясно, что речь идет о Норвегии: она упоминает норвежские законы, по которым врачи не могут раскрывать информацию, полученную от подростка, достигшего 16-летнего возраста, поэтому о содеянном не знали ни родители жертвы, ни полиция.

Разговор с корреспондентом «Известий» Дельсаль вела преимущественно теми же фразами, что и в интервью Russia Today. Но есть и несколько дополнительных сведений. Во-первых, журналистка газеты напрямую спрашивает бывшую жену Адагамова: «Вы хотите сказать, что ваш бывший муж фактически сделал 12-летнюю девочку своей любовницей и несколько лет развращал ее?» — на что та дает утвердительный ответ. Более того, Дельсаль сама сказала: «Мы прожили вместе 20 лет, и он эти годы насиловал девочку».

Во-вторых, бывшая супруга топ-блогера рассказала газете, что еще раньше о случившемся узнала ее дочь (когда и от кого — она не уточнила). У дочери, по словам Дельсаль, случился «затык», и она перестала общаться с отцом. В-третьих, Дельсаль запуталась в давности произошедшего: корреспонденту Russia Today она после длительных раздумий сказала, что «это» началось 15 лет назад, а журналистке «Известий» — что 10 лет назад.

Кремль, нашисты и мексиканская разведка

Все эти обстоятельства могут навести на мысль о том, что кампания против Рустема Адагамова срежиссирована — многочисленные сторонники блогера, например, в этом и не сомневаются. На вопрос, кто стоит за обвинениями в адрес Адагамова, чаще всего отвечают: Кремль.

О кремлевском заказе говорит, например, журналист Дмитрий Губин, который отметил определенную тенденциозность в вопросах корреспондента Russia Today. Действительно, беседа с Татьяной Дельсаль была построена так, что из ее ответов зрителю стали известны только три факта: возраст девочки на момент, когда Адагамов начал и закончил «что-то делать», и то, как давно это произошло. «И вот вам итог: ноль информации. Потому что когда подгоняют доказательства под результат — это не журналистика, а пропаганда», — заключает Губин. Симоньян же заранее отшутилась на тему возможных разговоров о том, что раз интервью вышло на Russia Today, то это «кремлевский заказ».

Впрочем, разговоры о кремлевском заказе появились задолго до того, как Дельсаль дала свои интервью. Практически сразу после появления поста ntv тему «педофила Адагамова» подхватили прокремлевские блогеры и им сочувствующие, включая того же хакера Хэлла, известного взломом электронной почты Алексея Навального. Бывший пресс-секретарь Росмолодежи Кристина Потупчик даже нарвалась на угрозу судебного иска за оскорбление Адагамова.

Заявления «прокремлевцев», постоянно подчеркивавших, что обвиняемый в педофилии топ-блогер входит в Координационный совет оппозиции, только прибавляли скандалу политизированности. Более того, публичные обвинения Дельсаль прозвучали буквально через несколько дней после того, как в Сети стали распространяться слухи, что Адагамов в 2009 году бросил больную раком жену с двумя несовершеннолетними дочерьми. Эти слухи, в свою очередь, появились на фоне критики законопроекта, запрещающего усыновление российских детей американцами, озвученной Адагамовым.

Позже сам топ-блогер указал, что Дельсаль заболела раком в 2008 году и он помогал ей лечиться. Развод, по его словам, произошел в 2011 году по инициативе жены — та не смогла простить ему измены. Дельсаль в интервью «Известиям» указала, что у нее только одна дочь, которая родилась за три года до брака с Адагамовым.

Вообще, правдивость многих заявлений, сделанных Татьяной Дельсаль, вызывает на данном этапе определенные сомнения — как и обстоятельства, при которых эти заявления делались. Например, первое видео-интервью Дельсаль, опубликовано, как пишет ntv, в конце декабря — в это время в Норвегии должны лежать сугробы, тогда как на фоне в ролике видна зеленая трава. Когда и где было снято это видео, он так и не выяснил. При этом Адагамов у себя в твиттере писал, что его еще осенью «предупреждали» о том, что к бывшей супруге выехала съемочная команда «Анатомии протеста» — многосерийного документального фильма, выходящего на НТВ, в котором критикуется несистемная оппозиция.

Адагамов очень скупо комментировал обвинения супруги, отмечая, что он не готов пойти против Дельсаль. При этом 2 января блогер написал, что «мексиканская разведка» сообщила ему, за какую сумму его «заказали». «Заказ до летального исхода», — заключил он, но сумму и «заказчика» раскрывать не стал.

Сама Дельсаль любые связи с политикой категорически опровергает. По ее словам, она была удивлена, когда узнала, что бывший муж пошел в Координационный совет оппозиции, зная, что она в курсе той истории. При этом она умудрилась дать интервью кремлевскому телеканалу и газете «Известия», которая активнее других СМИ участвовала в освещении истории с Адагамовым — например, рассказала о сборе подписей с просьбой к Генпрокуратуре разобраться в ситуации и опоследовательном отказе«Мегафона» и ВТБ продлевать спонсорские контракты с Адагамовым.

Так или иначе, за считанные дни по одному из популярнейших персонажей российской блогосферы была нанесена серия мощных ударов: обвинения в педофилии, пусть и без твердых доказательств, поставили под угрозу его репутацию и лишили поддержки рекламодателей. Его имя даже убрали из списка членов общественного совета при Министерстве культуры, объяснив, что серверы не выдерживают нагрузки от высокой посещаемости страницы Адагамова.

Не упустил возможности потоптаться на коллеге и Артемий Лебедев, вспомнивший, что он «знал про эту историю полгода назад». Впрочем, многие интернет-пользователи встали на сторону Адагамова. Известные и уважаемые в либеральной среде люди — кто открыто, кто в режиме «только для друзей» — публиковали посты и комментарии в поддержку блогера, а некоторые напрямую предполагали, что Дельсаль попросту сошла с ума или мстит бывшему мужу.

При этом ни о каких существенных доказательствах вины топ-блогера общественности пока не известно. Факты, строго говоря, выглядят следующим образом: бывшая жена сообщает со слов «жертвы»о некоем преступлении, при этом не раскрывает ровным счетом никаких подробностей. Более того, повторяя, что не хочет шумихи, она не обращается напрямую в правоохранительные органы, а распространяет свои заявления через блогосферу и СМИ. При должной медиаподдержке (а об обвинениях уже рассказали по Первому каналу) этого достаточно для того, чтобы сильно испортить репутацию главному фигуранту скандала. Другого исхода можно было бы и не ждать — норвежская полиция уже заявила, что оснований для возбуждения дела по заявлениям Дельсаль нет.

С другой стороны, раз в дело вмешался Следственный комитет, то есть веские причины опасаться, что репутационным ущербом дело может и не ограничиться. Ведь «свои» уголовные дела, основанные на довольно скользких доказательствах, есть уже у троих членов КС оппозиции: Алексея Навального, Сергея Удальцова и Ольги Романовой.

< Назад в рубрику