Россия
21:56, 11 января 2013

Америкэн бой Челябинский сирота стал героем новостей

Максим Каргапольцев.
Фото: личная страница Максима Каргапольцева "ВКонтакте"

14-летний подросток из Челябинска Максим Каргапольцев на один день стал героем федерального уровня. Каргапольцев, который воспитывается в челябинской школе-интернате, якобы обратился к Владимиру Путину с просьбой разрешить ему переехать к американской семье, которая хочет усыновить сироту. Чиновники, вплоть до пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, бросились опровергать эту информацию. Максим Каргапольцев тоже заявил, что, в принципе, не спрашивал разрешения у Путина, а только сказал в интервью, что хотел бы уехать в США.

История, получившая бурное развитие, началась с сообщения челябинского портала от 9 января. В нем говорилось, что Максим Каргапольцев "обратился к президенту России Владимиру Путину с просьбой разрешить семье из США усыновить его". В какой форме он это сделал, не уточнялось. Автор заметки утверждал, что американцы в ноябре 2011 года подали документы на усыновление, но не успели их оформить из-за закона, запретившего американцам усыновлять российских детей (он был подписан президентом Владимиром Путиным 28 декабря 2012 года). Вскоре сообщение челябинского портала было растиражировано другими СМИ, некоторые из которых уверяли, что свою просьбу подросток изложил в письме на имя президента.

Массовое появление новостей на эту тему спровоцировало ответную реакцию со стороны властей. Одна из авторов российского закона, принятого в ответ на "акт Магнитского", депутат от "Единой России" Екатерина Лахова сразу же назвала обращение мальчика провокацией. "Понятно, что мальчик это сделал не без помощи взрослых. Провоцировать на это ребенка, я просто удивляюсь, как это можно, - заявила она. - Это только при помощи взрослых все это делается. Это станет еще одним из поводов показательных... для того, чтобы еще раз против России сделать несколько выпадов и все".

Уполномоченный по правам ребенка в России Павел Астахов, который заслужил репутацию ярого сторонника запрета на усыновление, тоже не остался в стороне. "После проверки "обращения больного сироты" из челябинского интерната к президенту выяснилось, что это подделка. Бессовестная спекуляция", - написал он в своем микроблоге.

Тем временем в администрации президента пытались найти письмо, якобы отправленное мальчиком. Попытки оказались тщетными. Как заявил представитель президента Дмитрий Песков, чиновники проверили все каналы, по которым могло поступить обращение, но так и не смогли его найти, а значит, письма не было.

Письма действительно не было, подтвердил сам Максим Каргапольцев. По его словам, еще в декабре 2012 года в интернат приехали некие журналисты, которые предлагали записать постановочное обращение к президенту. "Якобы я обращаюсь к президенту России Владимиру Владимировичу, что мне очень тяжело, помогите, я пропаду. Мы, конечно же, отказались", - рассказал Каргапольцев. При этом в беседе с корреспондентом на вопрос, что бы он сказал президенту при случае, подросток ответил, что сказал бы, что хочет в Америку. "Это не было ни прямым обращением, ни устным обращением, ни обращением через письма, ни через имэйл, ни через средства массовой информации даже", - подчеркнул Каргапольцев.

С аналогичным заявлением выступил и директор интерната Денис Мацко. Он назвал публикации "уткой". Кроме того, он опроверг распространенную СМИ информацию о генетическом заболевании своего воспитанника. "У Максима нет инвалидности, только небольшие проблемы со здоровьем, которые не влекут функциональных нарушений", - сказал он. Тем не менее, диагноз мальчика он назвать отказался.

Журналистка из Челябинска Ирина Гундарева выразила мнение, что на подростка надавили, чтобы он опроверг информацию о своем обращении. Она аргументировала это тем, что сам Каргапольцев публиковал сообщения СМИ о его просьбе к президенту в своих социальных сетях. Действительно, на его странице есть несколько публикаций об этой истории, в том числе и пост Гундаревой, озаглавленный "Максима Каргапольцева, похоже, прячут".


Максим Каргапольцев с Дианой и Милом Уолленами. Фото: официальная страница Максима Каргапольцева "ВКонтакте"

Поскольку история с "письмом сироты" вышла на федеральный уровень, в интернат пожаловали высокие гости во главе с губернатором области Михаилом Юревичем. В составе делегации был также депутат Госдумы от региона Сергей Вайнштейн, в числе остальных единоросов голосовавший за запрет на усыновление американцами детей из России. Вайнштейн тут же выразил желание стать опекуном Максима Каргапольцева. Кроме того, он свозил подростка в салон мобильных телефонов и купил ему смартфон.

Михаил Юревич же раскритиковал американскую семью за медлительность с усыновлением Каргапольцева. "Американцы затянули процесс усыновления... Они общаются с 2007 года, а вообще плотно общаются последние два года. Если бы они хотели реально, они бы уже усыновили, до закона", - заявил глава области.

Максим Каргапольцев действительно познакомился с семьей Дианы и Мила Уолленов, которые с 2001 года помогают интернату, шесть или семь лет назад. "Мы просто в него влюбились, - рассказал Мил Уоллен агентству Associated Press. - Хотели бы видеть его каждый год". На странице подростка "ВКонтакте" выложено достаточно много совместных фотографий Уолленов и Каргапольцева. Сейчас американцы рассчитывают на то, что соглашение об усыновлении между США и Россией, несмотря на новый закон, подписанный Путиным, будет действовать вплоть до начала 2014 года (это уже подтвердил и Песков) и они успеют усыновить подростка.

Правда, не исключено, что у них все равно ничего не получится, так как, по словам Павла Астахова, Челябинская область не сотрудничает с США в вопросах усыновления "после скандала с Иваном Скоробогатовым, погибшим от рук американских усыновителей". Если Уолленам не удастся усыновить Каргапольцева, то он поедет к ним в Вудсток (штат Виргиния) после своего совершеннолетия. Причем он сможет оформить так называемое "досрочное совершеннолетие" по достижении 16 лет. Пока же Диана Уоллен заваливает Барака Обаму и Госдепартамент США ссылками на публикации про обращение Максима Каргапольцева к Владимиру Путину.

История с несуществующим обращением челябинского сироты в очередной раз продемонстрировала, насколько нервно воспринимают ситуацию с "законом Магнитского" и ответом на него на самом верху российской власти. По малозначительному в целом информационному поводу, который в другое время прошел бы незамеченным, успели высказаться многие из тех, кто так или иначе причастен к закону о запрете на усыновление, вплоть до представителя президента. Если так будет продолжаться и дальше, то скоро Дмитрий Песков начнет комментировать выдуманные новости с заголовками вроде "Семья американских фермеров намерена усыновить Геннадия Зюганова", а депутатам придется тратить на смартфоны львиную долю своей зарплаты.

< Назад в рубрику