Россия
17:00, 17 января 2013

Дело не для министра Два допроса Сердюкова завершились ничем

Татьяна Зверинцева
Здание Министерства обороны РФ
Сергей Карпов / ИТАР-ТАСС

В "день рождения" Следственного комитета глава ведомства Александр Бастрыкин пообещал не спускать на тормозах дело о коррупции в Минобороны. При этом Бастрыкин дал понять, что дело будет расширяться не за счет преследования экс-министра Анатолия Сердюкова, а за счет менее крупных фигурантов. Пока можно заключить, что прогноз сбывается. В рамках дела арестован первый чиновник - но очень мелкий.

Самыми яркими событиями в области разоблачения армейской коррупции в декабре-январе стали два допроса Сердюкова. Редко бывает, чтобы СМИ и общественность проявляли такой интерес к рядовым, в общем-то, беседам следователя и свидетеля. Допросы, состоявшиеся 28 декабря и 11 января, анонсировались еще накануне. У здания Главного военного следственного управления Следственного комитета дежурили журналисты, моментально сообщившие в редакции: "Приехал! Не сбежал!" И через некоторое время: "Выпустили! Не задержали!"

В течение последующих нескольких часов анонимные источники раскрывали журналистам детали допросов. Детали, прямо скажем, не особенно впечатляющие. В декабре Сердюков вообще отказался говорить, сославшись на болезнь своего адвоката Генриха Падвы. В январе адвокат выздоровел... и посоветовал клиенту все же отказаться от ответов на большинство вопросов, ограничившись заранее приготовленными письменными показаниями. На этот раз Сердюков сослался на 51-ю статью Конституции, позволяющую не свидетельствовать против себя самого.

Конечно, не обошлось без интриг, заметных невооруженным глазом. Например, перед первым допросом, 27 декабря, следователь Петрос Гарибян заявил в эфире радиостанции "Эхо Москвы", что Сердюков, по его мнению, имеет отношение к делу главного распорядителя армейского имущества - холдинга "Оборонсервис". Официально СК тут же пояснил, что это всего лишь личное мнение Гарибяна. Одновременно газета "Аргументы недели" опубликовала заметку, в которой предположила, что экс-министр скрылся за границей. Позднее некоторые источники разъяснили, что именно шум, поднявшийся в СМИ после двух этих заявлений, заставил Сердюкова на следующий день явиться на допрос. Предыдущие повестки он якобы игнорировал.

А после допроса 11 января СК опубликовал весьма эмоциональное заявление, в котором упрекал свидетеля за немногословность. Комитет недвусмысленно объявил, что такое поведение Сердюкова может привести к изменению его процессуального статуса. Адвокат Падва расценил это как "публичные угрозы".

Впрочем, уже 14 января глава СК Александр Бастрыкин сгладил резкость заявления своей пресс-службы. В интервью, посвященном двухлетию комитета, Бастрыкин сказал, что пока не имеет оснований считать Сердюкова причастным к делу "Оборонсервиса". В то же время глава СК пообещал расширить расследование и не спускать дело на тормозах.

Тем временем для фигурантов дела "Оборонсервиса" ничего, кажется, не меняется. Экс-глава фирмы "Эксперт" (ныне - "Мира") Екатерина Сметанова и ее муж, начальник военного склада Максим Закутайло, остаются в СИЗО. Бывшая чиновница Минобороны Евгения Васильева находится под домашним арестом. Напомним, бывших сокурсников по юрфаку СпбГУ Васильеву, Сметанову и Закутайло обвиняют в распродаже имущества Минобороны по заниженным ценам, которые назначались на основании вердиктов "Эксперта". Сумма ущерба от сделок сначала оценивалась следователями в три миллиарда рублей, затем - в семь миллиардов, а теперь снизилась до четырех миллиардов.

Васильеву называют приближенной Сердюкова - якобы из-за нее министр развелся с женой, дочерью чиновника Виктора Зубкова. При этом отец обвиняемой, петербургский бизнесмен Николай Васильев, утверждает, что у дочери были иные возможности строить карьеру и обретать богатство. Из его рассказов, и правда, складывается впечатление, что за всей этой историей стояла далеко не только бульварная романтика: в разнообразных причудливых бизнес-схемах (многие из которых следователи называют аферами) было заинтересовано множество людей, в том числе весьма влиятельных, а не только Сердюков и симпатичные ему женщины.

В изоляторе остается и глава фирмы "Мира" (бывшая фирма "Эксперт") Дмитрий Митяев. Его обвиняют не по основному делу "Оборонсервиса", а по делу о попытке вымогательства трех миллионов рублей у потенциального покупателя недвижимости Минобороны. Однако Митяев, по версии следствия, был настолько тесно связан со Сметановой, что его часто упоминают в связи с основным делом.

Наиболее заметные подвижки в последние дни наблюдаются в другом уголовном деле, в рамках которого были арестованы глава фирм "Славянка" и "Безопасность и связь" Александр Елькин, один из руководителей "Безопасности и связи" Андрей Луганский, а также главный бухгалтер фирмы Юлия Ротанова. До недавних пор Елькина, которого называют доверенным лицом Сердюкова, обвиняли в мошенничестве на сумму 53 миллионов рублей. Недавно сумма ущерба была увеличена до 400 миллионов.

А 16 января стало известно, что в рамках дела "Славянки" суд заключил под арест первого за время скандала действующего чиновника Минобороны. Им оказался начальник хозяйственного управления министерства Николай Рябых. СМИ отреагировали на его задержание громкими заголовками - от воодушевленного "Первый пошел!" до пессимистичного "Нашли козла отпущения".

Но при ближайшем рассмотрении Рябых не кажется таким уж важным госслужащим. В прошлом он (кстати, как и Сердюков) работал в налоговой службе, дослужившись до заместителя начальника межрайонной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам Оренбургской области. Не совсем ясно, когда Рябых перешел на службу в Минобороны - точно известно лишь, что текущую должность он занял в декабре 2011 года. Да и с этой должностью не все гладко: формально Рябых считается заместителем начальника хозуправления, а обязанности начальника исполняет на правах врио.

Николай Рябых
Телеканал НТВ

Самое же интересное здесь то, что подозрительный договор на обслуживание одного из зданий Минобороны в Колымажном переулке Москвы, ставший причиной ареста Рябых, был заключен в 2010 году, то есть до того, как чиновник занял свою текущую должность (а может быть, и до того, как он попал в министерство).

Помимо этого, на днях суд поместил под арест заместителя гендиректора "Славянки" Константина Лапшина. В его кабинете провели обыск и изъяли документы, касающиеся отношений с Минобороны и субподрядчиками.

Похоже, что обещанное Бастрыкиным "расширение расследования" решено произвести в основном за счет дела Елькина и "Славянки". Хотя имеются и иные подвижки - так, 17 января в СМИ появились сообщения об обыске в издательском доме "Красная звезда", входящем в состав "Оборонсервиса". Якобы главу ИД Марину Лопатину (бывший гендиректор "Военторга"; по некоторым данным, ставленница Васильевой) подозревают в незаконной продаже имущества "Воениздата". Правда, анонимные источники других СМИ тут же опровергли эту информацию. Что на самом деле произошло (и произошло ли) в издательском доме, пока остается загадкой.

МВД тем временем объявило о разоблачении группировки нелегальных банкиров, которых подозревают в незаконном обналичивании 800 миллионов рублей для неких организаций, получающих средства из бюджета. В полиции утверждают, что некоторые из этих организаций связаны с Минобороны. Однако имеют ли эти банкиры отношение к громким делам последних месяцев, пока что нельзя однозначно сказать.

Впрочем, широкую общественность, конечно, по-прежнему больше всего интересует личность Сердюкова. Некоторые источники утверждают, что дать показания против экс-министра теоретически могла только Васильева - другие фигуранты не взаимодействовали с Сердюковым напрямую и просто ничего не знают о его возможной роли в преступлениях. А Васильева говорить на эту тему отказывается. Поэтому на последнем допросе следователи попробовали подойти к бывшему министру с другой стороны - они припомнили ему восьмикилометровую дорогу стоимостью 18 миллионов рублей, проложенную за бюджетный счет к астраханской базе отдыха мужа его сестры, бизнесмена Валерия Пузикова. Эта дорога упоминалась в фильме Аркадия Мамонтова о коррупции в Минобороны, показанном в ноябре на канале "Россия".

Однако это обвинение Сердюкова не особенно впечатлило. Возможно, потому что база отдыха является весьма "непростой" - в 2011 году туда ездили рыбачить Владимир Путин и Дмитрий Медведев. Точно ли закон запрещает использовать бюджетные средства для прокладывания дороги к такой базе? Вот Сердюков и заявил, что не знал о незаконном характере подписанной директивы.

Следователям пытаются помочь журналисты. Так, "Фонтанка.ру" обратила внимание на давние публикации отраслевых изданий о странной сделке, по условиям которой фирма "Морские комплексные системы" должна обеспечить все корабли ВМФ мебелью британской фирмы Strongbox. Журналисты указывают, что Strongbox к настоящему времени обанкротилась, а "МКС" подозрительно похожа на подставную компанию (люди, указанные в документах как руководители фирмы, на самом деле не знают о своих высоких постах). Между тем документы о сделке подписывал лично министр.

Другие СМИ пытаются привлечь внимание следователей к иным потенциальным обвиняемым. В частности, газета "Известия" опубликовала материал, в котором предлагает присмотреться к одному из крупнейших российских строительных холдингов СУ-155. Действительно, название этого холдинга то и дело упоминается в связи с делом "Оборонсервиса". Васильева некоторое время возглавляла петербургский филиал СУ-155, а Сметанова там работала. Более того, по информации "Известий", фирма "Эксперт" (Мира) аффилирована с СУ-155. Сам Сердюков в Москве некоторое время проживал в квартире дома, принадлежащего данному холдингу. Журналисты не склонны верить, что все это является простым совпадениям.

Впрочем, следователей вся эта информация пока не заинтересовала. В СУ-155 "Известиям" официально сообщили, что никаких запросов от следствия они не получали. А на публикацию "Фонтанки" не отреагировали не только официальные органы и упомянутые в ней лица, но даже коллеги-журналисты - ни одно СМИ не перепечатало материал о мебели для флота.

Да и вообще, за эти месяцы граждане уже настолько привыкли к разоблачениям разнообразных афер в Минобороны, что теперь по-настоящему привлечь их внимание может только одно - активные следственные действия в отношении Сердюкова. А их-то, похоже, как раз не предвидится.

< Назад в рубрику