Про интриги балетного закулисья ходят легенды, однако неприглядная сторона этого мира, прикрытая плотным занавесом, в действительности мало кому известна. История с художественным руководителем балетной труппы Большого театра Сергеем Филиным показала, что в танцевальной и театральной среде применяются и нецивилизованные методы конкурентной борьбы. Поздно вечером 17 января Филину плеснули в лицо кислотой.
Вечер четверга Сергей Филин провел в МХТ имени Чехова, где показывали спектакль — посвящение Константину Станиславскому «Вне системы», поставленный к 150-летнему юбилею основателя театра. По информации РИА Новости, нападение на худрука ГАБТ было совершено у его дома на Троицкой улице около 23:40. Неизвестный в маске, окликнув Филина по имени, плеснул ему в лицо жидкостью и скрылся, однако худрук смог дойти до охранника автостоянки и обратился к нему за помощью. По данным ИТАР-ТАСС, в скорую обратились родственники Сергея Филина, после чего его госпитализировали в ожоговое отделение больницы номер 36 с ожогами лица и глаз 3-й степени.
Сейчас состояние руководителя балетной труппы Большого оценивается как средне тяжелое. Ему предстоит пережить несколько пластических операций, а на восстановление, по словам врачей, потребуется до полугода. Попечительский совет ГАБТ уже принял решение отправить бывшего танцовщика в зарубежную клинику — в Бельгию. Главное, что в результате химических ожогов пострадали глаза; как сообщает «Московский комсомолец» со ссылкой на сотрудников больницы, Филин видит на 40 процентов, то есть четыре строчки в таблице. Филину уже сделана операция на глаза, однако пока что врачи воздерживаются от прогнозов относительно зрения, о результатах операции будет известно примерно через неделю.
По факту нападения на Филина полиция возбудила уголовное дело по 111-й статье УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), которая предполагает наказание от двух до восьми лет тюрьмы. Министр культуры Владимир Мединский пообещал лично обратиться к генеральному прокурору РФ Юрию Чайке с просьбой взять расследование преступления под особый контроль. Первой же версией о причинах нападения на Филина, озвученной в самом ГАБТ, стала его профессиональная деятельность. Полиция пока также склонна связывать резонансное происшествие с работой Филина, правда, бытовая версия все еще не исключается.
После нападения коллеги балетмейстера, в том числе пресс-секретарь Большого театра Катерина Новикова, рассказали, что в последние несколько месяцев ему постоянно угрожали, хотя впервые Сергей Филин услышал угрозы в свой адрес, по ее словам, практически сразу после назначения на должность худрука балетной труппы в 2011 году. Выяснилось, что Филину прокалывали колеса машины, взламывали сайт, страницу в «Фейсбуке», писали гадости, звонили и молчали — словом, на него постоянно оказывалось давление. Новикова объяснила произошедшее войной за роли, которая приняла совершенно неприемлемую форму и стала походить на криминальные разборки.
Очевидная борьба с Филиным, которого директор ГАБТ Анатолий Иксанов называет очень принципиальным человеком, в действительности является продолжением атаки на его предшественников и вероятных кандидатов на пост руководителя. Так, в марте 2011 года перед уходом худрука Юрия Бурлаки в интернет попали снимки тогдашнего управляющего труппой Геннадия Янина, носившие порнографический характер. В результате непристойного скандала Янин, рассматривавшийся в качестве возможного претендента на роль главы балетной труппы, уволился и тем самым выбыл из игры.
В театральной среде велись разговоры, что из театра «уходили» и предшественника Бурлаки — балетмейстера Алексея Ратманского, не сумевшего — отчасти из-за своей интеллигентности — выстроить необходимый для работы контакт с труппой Большого. Говорили, что Ратманскому, талантливейшему хореографу, прослужившему на руководящей позиции четыре года, в итоге надоело вариться в постоянных склоках, и он ушел, найдя место не где-нибудь, а в Американском театре балета (American Ballet Theatre).
В 2000-е годы танцовщики Большого, переходившие от одного хореографа к другому, переживали не самые блестящие в истории театра времена. Явно настал момент, когда понадобились твердая воля и четко выстроенная художественная политика, которая держала бы курс на обновление репертуара, прежде всего, работами современных хореографов. Если балет ГАБТ по-прежнему славился классическими постановками, то похвастаться авангардными премьерами он не мог. Чтобы обрести новое лицо, поменять направление движения, любому коллективу нужен лидер — стал ли в итоге им найденный Иксановым Филин, судить, наверное, самой труппе, но то, что Большой театр начал твердо двигаться в сторону новаторских решений, — факт.
Сергей Филин, по сути, не пришел, а вернулся в 2011 году в Большой театр, в котором протанцевал около 20 лет и был одним из ведущих солистов, «классиком», получившим звание народного артиста. После окончания карьеры в ГАБТ лауреат премии «Бенуа де ла данс» и обладатель звания лучшего танцовщика 1995 года по версии итальянского журнала La Danza сразу устроился на должность худрука в Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко — основного конкурента Большого театра в Москве, имеющего как раз репутацию наиболее «продвинутого» и охочего до новинок современных балетмейстеров. Филин покинул Музтеатр, когда тот был в авангарде балетной жизни, правда, значительную роль в его развитии играл и директор Владимир Урин.
В Большом театре Сергей Филин, который слывет человеком амбициозным, делает немало для улучшения связей и контактов с западными хореографами. На его уговоры поддался финн Йорма Эло, поставивший для Большого одноактный балет «Dream of Dream»; на ближайшие годы запланирована новинка от главы балета Монте-Карло Жана-Кристофа Майо. Весной 2013 года пройдет премьера новой постановки «Весна священная» британца Уэйна Макгрегора, признанного мастера, чей балет Chroma, идущий в репертуаре ГАБТ с 2011 года, получил приз критики на «Золотой маске». В текущем сезоне должен состояться фестиваль, посвященный 100-летнему юбилею балета Стравинского, на котором свои версии «Весны священной» покажут четыре театра с мировыми именами. На конец сезона запланирован фестиваль балета wwb@llet.ru, придуманный Филиным и впервые прошедший в 2012 году с участием иностранных гостей.
Многие предложения Сергей Филина находят поддержку директора Иксанова, рассказывающего, что балетный худрук тщательно выбирает артистов на роли и не ставит того, кто, по его мнению, к ним не готов. В одном из самых первых интервью после назначения на руководящий пост Филин говорил, что те, кто будет играть не по правилам, вылетят из игры, но сейчас очевидно, что из игры совершенно безобразными и недопустимыми для цивилизованного общества методами выводят его самого.
Критические замечания, откровенные вбросы «грязной» информации, подставные письма и борьба за влияние, которая, конечно, велась в балетном мире и в советские годы, из травли информационной, моральной трансформировались в угрозу осязаемую и физически реальную. То, что художественный руководитель ГАБТ должен опасаться за свою жизнь, зрение, лицо, к сожалению, говорит о том, что Большой театр подгнивает.
Хореограф Сергей Ратманский в своем фейсбуке написал, что несчастье с Сергеем Филиным — не случайность, а результат беды Большого под названием «отсутствие театральной этики», пожиравшей его долгие годы. Всегда кажется, что этикой, воспитанием могут быть обделены какие угодно сферы жизни, но только не культурные, якобы обладающие врожденной пристойностью. Именно поэтому нападение на Филина, которому желают скорейшего выздоровления друзья, родственники, бывшие и нынешние коллеги, выглядит столь дико. Угнетает и другое. Большой театр, будучи «главным» театром страны, ее «лицом», регулярно и настойчиво помогает понять, как могут выглядеть у нее другие места, более отдаленные. Пора остановиться.