В попытке добиться в России демократии и обеспечить честные выборы власти столкнулись с неожиданной проблемой. Число партий внезапно выросло в несколько раз, на носу выборы, а как все эти партии вместить в бюллетень, никто не знает, потому что «электронные урны» не в состоянии обработать слишком длинные листы. В итоге закупка урн приостановлена до тех пор, пока ЦИК с депутатами не придумают, как будут выглядеть бюллетени.
Комплекс обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) представляет собой обычную урну для голосования, но со встроенным сканером, который учитывает голос избирателя. Такие «электронные урны» применяются в России достаточно давно — с 2004 года. Надежность распознавания отметок близка к стопроцентной, однако закон позволяет пересчитывать бюллетени вручную. Сейчас в России КОИБами оснащено около шести процентов избирательных участков.
КОИБам прочили большое будущее. В 2010 году премьер-министр РФ Владимир Путин подписал распоряжение, в соответствии с которым к 2015 году «электронными урнами» планировалось оснастить более 60 тысяч участков, где голосуют более 95 процентов избирателей. Оппозиции повсеместное внедрение КОИБов только на руку — такие урны осложняют фальсификации.
«Сканеры сильно затрудняют фальсификат. Во-первых, параллельно с бумажным протоколом автоматически генерируется электронный, а во-вторых, в сканер пачку бюллетеней не запихнешь. Их приходится скармливать машине поодиночке, всякий раз ожидая, когда он выдаст сигнал готовности. Долго, нудно, рискованно. Поэтому сканеры в избирательных комиссиях не любят — мороки не оберешься», — писал после думских выборов политолог Дмитрий Орешкин.
Кроме того, как показывает практика, результаты оппозиции на таких участках лучше. На думских выборах по девяти московским территориальным избиркомам, где применялись КОИБы, «Единая Россия» получила 29,9 процента голосов. При этом средний по городу результат составил 46,6 процента. Правда, КОИБы при всех их достоинствах не решают проблему переписанных в избиркомах протоколов, но все же делают жизнь фальсификаторов не слишком сладкой.
В 2012 году ЦИК по плану должен был закупить 12 тысяч КОИБов, но процесс остановили. Всему виной — либерализация, затеянная президентом РФ Дмитрием Медведевым после первых акций протеста против итогов голосования на выборах в Госдуму. Летом 2012 года процесс регистрации партий упростили, и их число стало стремительно расти. До реформы в России было семь партий, последним регистрацию получило «Правое дело», созданное под контролем Кремля. Сейчас же Министерство юстиции уже зарегистрировало больше 50 партий, а еще штук двести изъявили желание зарегистрироваться.
Рост числа партий заставил ЦИК задуматься об изменении формы бюллетеня. Дело в том, что длина листа, с которым может справиться КОИБ, ограничена — на него влезает максимум 182 строки. Как подсчитали в Центризбиркоме, если указать название и лидеров списка, то вместить на бюллетень можно до 26 партий. На заседании комитета Госдумы по конституционному законодательству депутатам показали бюллетень с 50 партиями — его длина составила 1,7 метра. Выглядит это впечатляюще.
«При участии в выборах, например, 250 партий в соответствии с действующим законодательством длина бюллетеня может достичь шести метров. И организация голосования с такими бюллетенями, и подсчет голосов будут проблематичны. На каждом избирательном участке потребуются порядка 15 и более ящиков для голосования, а опустить бюллетень такой длины в переносные ящики для голосования вообще будет невозможно», — предупреждал Геннадий Райков, председатель Совета директоров федерального центра информатизации при ЦИК России.
Центризбирком предложил несколько вариантов решения проблемы. Как рассказывал председатель ведомства Владимир Чуров, бюллетень можно сделать «в виде карты, где нужно вписать номер партии, примерно как вписывается индекс на почтовом конверте». Информацию о партиях при этом предлагалось размещать в кабинках для голосования. Кроме того, ЦИК предлагал сделать бюллетени формата А4 и разместить партии в две-три колонки. На заседании думского комитета были также озвучен варианты сделать бюллетень в виде брошюры или обозначать партии не полным названием, а числами или эмблемами.
Партии, однако, выступают против численных обозначений. «Только не цифры, надо сохранить текстуальное обозначение», — заявил депутат от КПРФ Сергей Обухов. «Ощущать себя каким-то номером очень сложно. Предлагаю вообще тогда обязать всех сразу пришивать номера на груди и с ними ходить», — прокомментировал позднее лидер «Яблока» Сергей Митрохин.
Таким образом, изящного решения ни депутатам, ни ЦИКу пока найти не удалось. Наиболее изощренный вариант предложил депутат от «Единой России» Александр Сидякин. Он считает, что каждую партию нужно обеспечить эмблемой в виде животного: «Единой России» — белого медведя, КПРФ — лося, «Справедливой России» — петуха, ЛДПР — сокола и так далее. Оппозиционерам от единороса достались крыса и хомяк. Очевидно, впрочем, что предложение свое Сидякин озвучил просто ради того, чтобы позлить оппонентов.
С определением формы бюллетеня (она устанавливается федеральным законом, а значит, необходимо одобрение Госдумы) ЦИКу и депутатам следует поторопиться. Как говорил Чуров, до марта нужно заказать партию из 20 тысяч КОИБов. В противном случае ведомство оштрафуют за неосвоенные деньги (до 2015 года оно должно потратить больше 12 миллиардов рублей). Выходом из сложившейся ситуации могла бы стать закупка КЭГов — комплексов для электронного голосования, для которых вообще бюллетень не нужен. Но настолько продвинутую технику ЦИК, видимо, использовать опасается.